Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 14 февраля 2006

АПОСТРОФ

| | | |
Георгий Судовцев
АПОСТРОФ

Сергей Родин. Отрекаясь от русского имени. Украинская химера. Историческое расследование. — М.: Крымский мост-9Д, 2006, 474 с., 5000 экз.
Книга курского автора Сергея Родина, вышедшая в известной серии "Великое противостояние", рассматривает феномен "украинства" как типичную "этническую химеру" (в терминологии Л.Н.Гумилёва).
"В течение долгих веков под польским, еврейским, немецким, румынским, венгерским игом сотни поколений явное преувеличение автора: даже одна сотня поколений — это минимум две тысячи лет. — Г.С. Русских православных людей боролись и умирали за то, чтобы оставаться самими собой, т.е. Русскими и православными... Реальный "этногенез" "украинского народа" заключался в том, что не все Русские выдержали тяжесть этой борьбы: кто-то испугался, кто-то купился на посулы "лучшей жизни" и отрекся, вначале от веры отцов (уйдя в унию), а следом и от своей природной национальности (став "украинцем")... Ирония истории, однако, заключена в том, что "украинцы" существуют лишь постольку и до тех пор, пока есть Русские, которым "новым мировым порядком" объявлена война на уничтожение".
Вот такие вот инвективы в адрес народа, который русские привыкли считать братским, "а они закрывают русские церкви и русские школы, запрещают русский язык, с малых лет приучают детей ненавидеть всё русское и едут в Чечню, чтобы убивать русских..." По мнению Родина, никаких "украинцев" в природе не существует — есть только "Русские", которые отреклись от русского имени. "Если не преувеличивать шумиху, поднятую вокруг этих первых сознательных (т.е. сознающих себя) "украинцев" идет о 40-х годах XIX века, о Кирилло-Мефодиевском братстве. — Г.С.], а прибегнуть к чисто арифметическому подсчету наличных украинских сил, то окажется, что речь идет о нескольких сотнях, от силы тысяче человек... Их работа на украинство диктовалась отнюдь не этнической принадлежностью, а как раз ее утратой, что вызывало в этих бывших Русских патологическое неприятие всего русского. И только в ХХ веке с его революционными катаклизмами и мировыми войнами "украинцы" стали политической реальностью... в качестве официально признанной нации "украинцы" появились только в коммунистическом СССР. Именно большевики — подлинные создатели "украинской нации", а вовсе не Грушевский со товарищи... Мы имеем дело не с этносом, а с этнической химерой, постоянно находящейся под угрозой распада и полного исчезновения. Отсюда, кстати, и откровенно бандитские, кровавые методы ее "национальной консолидации". Только Талергоф, Терезин и бандеровский террор превратили русскую Галицию в "украинский Пьемонт"...
Что же касается проблемы "украинской культуры", то мы затронули лишь один ее аспект — "мову" и на основе многочисленных исторических фактов установили: не было никакой "русификации украинцев", а имела место многовековая насильственная украинизация Русского населения Южной и Западной России как следствие оккупации этих территорий Польшей, а в дальнейшем — деятельности этнических мутантов, украинизировавших под руководством поляков, немцев, венгров, румын, австрийцев вначале Галицию, а затем — при помощи русофобствующей малоросской интеллигенции — и некоторые районы Поднепровья".
Всё бы оно, может, и так, но вот беда — любой из нас моментально может отличить русскую песню от украинской, а ведь именно в песне, в единстве слова и мелодии, как нигде больше, выражается душа народа. Не говорю уже о специфическом украинском юморе, тоже весьма непохожем на русский. А неоспоримые культурно-бытовые различия между "хохлами" и "москалями" (они же "кацапы"), особенно очевидные в местах их длительного совместного проживания, на российско-украинском порубежье, куда никакая "галичина" сроду не доходила, лично для меня переводят всю авторскую концепцию в разряд идеологических абстракций. И считать не более чем "этническими мутантами" миллионы людей, сознающих себя именно украинцами, — не самая удачная абстракция.
Иное дело, что есть украинцы и "украинцы", или, по удачному термину Сергея Угольникова, "украйнюки", для которых, действительно, Россия и русские — враги номер один. Именно к этой среде, где господствуют вовсе не этнические, а политические ("нэзалэжнисть"!) и отчасти религиозные (униатские, прокатолические, прозападные) ценности, в полной мере относится всё, сказанное автором. Подобное "смещение целей", вряд ли предпринятое Сергеем Родиным сознательно, тем не менее сразу переводит всех украинцев в разряд "врагов России и русских", что играет на руку тем самым антирусским силам, против которых он вроде бы так яростно выступает.
Что же касается Чечни, то, надо сказать, вместе с боевиками возрожденной УНА-УНСО (лидер которой Дмитро Корчинский сегодня, кстати, выступает уже за союз с Москвой — логика политической борьбы, знаете ли) на стороне Дудаева, Масхадова и Ко сражалось и немало этнических русских, причем далеко не все из них приняли ислам, а по защитникам Дома Советов в 1993 году стреляли из танков тоже не инородцы. Логика гражданской войны, если тут можно говорить о какой-то логике, вообще мало ценит "почву" и "кровь" — её интересует прежде всего дух, вера, система ценностей. Даже если эта гражданская война — по большей части "холодная", как на "постсоветском пространстве" последних двенадцати лет...
В завершение рецензии приведу, что называется, случай из жизни. Время действия — 1994 год. Место действия — город Валуйки Белгородской области РФ, расположенный на границе с Украиной. Прямо на привокзальной площади действует стихийный рынок, где приезжие из соседнего, ставшего в условиях рынка и "самостийности" нищим, русскоязычного Донбасса зазывают покупателей: "Купите водочки! Огурчиков соленых! Сальца!" Между рядами ходят местные жители, граждане РФ, с выпирающими животами и типичными усами скобкой, переговариваются между собой: "О! Понайихалы, хохлы! Гадалы, не прожывэмо без вашого сала?! Га-га-га!"
Такая вот "служба народов"...
1.0x