Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 февраля 2006

ПОМЕХИ В ЭФИРЕ

| | | |
ПОМЕХИ В ЭФИРЕ
Вокруг конфликта на православной радиостанции
Недавно в газете "Русский вестник" было опубликовано открытое письмо на имя генерального директора радиостанции "Радонеж" Евгения Никифорова. Письмо было подписано громкими и популярными в патриотической среде фамилиями. Академик Игорь Шафаревич, глава Союза "Христианское возрождение" Владимир Осипов, хранительница наследия А.Ф.Лосева Аза Тахо-Годи и певица Лина Мкртчян выступили против немотивированного увольнения старинных сотрудников радиостанции Сергея Герасимова, Андрея Третьякова и Вячеслава Марченко. В письме есть, например, такие строки:
"Им даже не дали доработать положенный по трудовому законодательству срок. Увольнение не объяснено. Известно, как много лет и сил отдал радиостанции православный русский патриот С.Н.Герасимов, как он отдавал всего себя делу христианского просвещения и восстановления исторической государственности. Вы же помните, как на праздновании 10-летнего юбилея "Радонежа" его приход характеризовался, в том числе Вами, как целое событие, как прорыв на новую, более высокую ступень в работе студии. С его увольнением, как нам представляется, изменится (если уже не изменился?) дух радиопередач, и не в лучшую сторону. Нам, как и десяткам тысяч радиослушателей, далеко небезразлична судьба радиостанции "Радонеж". Верующие, которые присылали на радио свои пожертвования, болеют за неизменность сложившейся атмо- сферы и духа любимого ими "Радонежа"." Известный православный публицист Виктор Тростников так охарактеризовал ситуацию возникшую на станции "Радонеж": "Так же, как и авторы коллективного письма, я встревожен конфликтом на радиостанции "Радонеж", приведшей к увольнению двух опытных его сотрудников С.Герасимова и А.Третьякова. Думается, что директор радиостанции Никифоров здесь сильно погорячился и проявил самоуправство, так как уволить работников, на которых держалось очень многое, можно было только после основательных консультаций с коллективом выступа- ющих на радио лиц. Радио "Радонеж" принадлежит не лично Никифорову, а всей нашей Православной и патриотической общественности. Отрицательные последствия непродуманного решения директора уже налицо. В сетке вещания отсутствуют интересные культурологические циклы, которые организовывали Герасимов и Третьяков, а некоторые выступления священников стали звучать в записи уже троекратно, чего раньше никогда не было. Считаю, что Никифорову надо остыть, не углублять конфликта и собрать заинтересованных творческих авторов "Радонежа", чтобы заново рассмотреть ситуацию и попытаться совместно найти решение, которое пошло бы на пользу делу".
Мы решили узнать о случившемся из первых уст. Андрей Фефелов встретился с Сергеем Герасимовым и Андреем Третьяковым.
Андрей Фефелов. Друзья, что же случилось? Почему вас уволили? Неужели банальный конфликт с начальством?
Андрей Третьяков. Не совсем так. Главной, но не единственной причиной увольнения, стала позиция, занятая нами в отношении ситуации, возникшей вокруг Православной гимназии "Радонеж", которая, как и радио, является частью братства "Радонеж".
Мы с Сергеем почти с самого начала конфликта приняли сторону педагогов, которые пытались отстоять классически-православное образование в этой школе. Однако коммерческие интересы узкой группы лиц пошли в разрез и с основным мнением учебного коллектива гимназии и со здравым смыслом. Мы пытались призвать господина Никифорова решить этот вопроса мирным путем, как это и надлежит делать православным людям. Однако нас не только не послушали, но в конце концов обвинили в шпионаже и несоблюдении корпоративной этики.
А.Ф. В чем заключалась попытка коммерциализации православной гимназии?
А.Т.Суть этого проекта состоит в том, что под видом упрощения учебной программы, т.е. исключения из нее изучения древнегреческого, латинского языков и прочего, часть гимназического здания освободить для дальнейшего использования, то есть сдачи в субаренду. Может, это несколько грубовато, Андрей, но я не удержусь: к всеобщему сожалению, Никифоров, хотя давно и переехал в Москву, однако здесь пребывает лишь телом, а душой остался в своем родном приморском городе Одессе.
А.Ф. Что же будет в классах, где недавно ученики читали Вергилия в оригинале?
Сергей Герасимов.Неважно. Зубоврачебная клиника или фабрика по производству пирожков. Конечно, когда сотрудники гимназии узнали об этой затее — они восстали. После этого в течении полугода тянулся скрытый конфликт. Однако в конце октября были уволены все преподаватели гимназии, которые были против коммерциализации. Люди, основавшие эту гимназию, Авдеенко и священник Александр Сысоев, были обвинены Никифоровым в некомпетентности. После увольнения этих педагогов гимназия опустела больше чем на половину, многие родители стали забирать оттуда своих детей.
В октябре меня и Андрея вызвали на собрание учредителей братства "Радонеж", так как я являюсь членом братства с 1992 года, а Андрей с 1999 года. Поскольку Никифоров за спиной коллектива приобрел право распоряжения денежными средствами Православной классической гимназии "Радонеж", он был смещен с поста председателя общества “Радонеж” и выведен из числа его учредителей, а на повторном собрании вообще исключен из общества. Протоколы этих собраний посланы в канцелярию Московской Патриархии и лично патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Наша позиция по вопросу с гимназией, очевидно, и стала причиной нашего увольнения. Другое дело, что Никифоров не является полновластным хозяином радиостанции. Весь коллектив, как непосредственно работающих на “Радонеже” сотрудников, так и всех авторов радиостанции, имеет право голоса. Ведь радио принадлежит не лично Никифорову, а братству. Мы бы тоже хотели, чтобы было собрано общее собрание коллектива и авторов радиостанции и на нем был решен вопрос с нашим увольнением соборно. Кстати, позицию о принадлежности радио "Радонеж" всем сотрудникам и авторам, а не лично Никифорову, поддержал наш постоянный автор профессор Виктор Николаевич Тростников.
А.Ф. Стало быть, есть вероятность вашего возвращения в эфир "Радонежа"?
С.Г.Мы думаем, что так оно и случится, — тем более, что новый председатель общества "Радонеж" Виктор Понамарев ведет активную работу по выдворению Никифорова с поста руководителя православной радиостанции.
А.Ф. Но суть конфликта, как я понимаю, не исчерпывается проблемой гимназии?
С.Г.Прежде всего я хочу оговориться, что для меня и Андрея Третьякова, впрочем, как и для многих ярких московских проповедников, историков и деятелей культуры, "Радонеж" долгое время был драгоценной трибуной, позволяющей донести православную, патриотическую позицию до православной общественности.
Братство и радио "Радонеж" были созданы в 1991 году десятью православными людьми. Для большинства из них главным являлось дело, которое они сообща или по отдельности делали. При этом почти все, кроме Никифорова и Рогожина, не искали для себя руководящего места. Прошло время, и кто-то уверовал в собственную несменяемость на посту Председателя-директора и стал рассматривать братство как частную фирму.
Радио "Радонеж", как любое надпартийное СМИ, представляло широкий спектр идей и мнений. Так, Третьяков и я представляли, условно говоря, национал-патриотический сегмент. Дело в том, что в какой-то момент у слушателей возникла потребность не просто узнать нечто новое о Православии, но получить серьезное наполнение и обоснование тем внутренним потребностям, которые возникают после прихода в Церковь. Именно поэтому вместе с нами в эфире выступали известные русские ученые Игорь Шафаревич и Александр Евдокимов, деятели культуры Евгений Авдеенко, Елена Мкртчян, писатели Михаил Дунаев и Владимир Крупин, мыслители Александр Стрижев и Владимир Махнач, богословы о. Олег Давыденков, Петр Малков, и о. Петр Иванов. Помимо чисто православной тематики, этими авторами затрагивались вопросы общественной жизни, вопросы, связанные с выбором нашего общего будущего.
Другое дело, какую линию пыталось проводить руководство радиостанции. Вряд ли эту линию можно назвать сугубо наступательной. Особенно это было заметно, так сказать, изнутри. Мне в свое время стоило неимоверных трудов продвинуть, а затем сохранять в сетке вещания циклы передач Владимира Осипова, Юрия Воробьевского, Константина Ершкова, Михаила Назарова. Даже выступление в прямом эфире академика Шафаревича или протоиерея Шаргунова приходилось протаскивать путем всякого рода ухищрений, и нередко дело заканчивалось скандалом. Последние два года мы с Андреем вели передачу "Недельное обозрение", которая пользовалась неизменным успехом у слушателей и наверняка повышала рейтинг радостанции. В этой программе мы пытались освещать общественно-политическую тематику в контексте русского патриотического и религиозного сознания. Но всякий раз выход этой передачи сопровождался разборками и в результате нам было запрещено касаться политики, общественных вопросов и еврейской темы. Я думаю, что идеи, которые мы выражали, шли вразрез с представлениями о ней руководителя станции Никифорова и ее главного редактора, Алексея Рогожина. Желание придать русскому патриотизму сугубо антикварный характер было и есть одной из слабых сторон политики руководства радио. Зато такая позиция вполне устраивала творцов глобалистского проекта. Неслучайно политика руководства "Радонежа" в вопросе принятия ИНН и электронных паспортов в конечном итоге определилась в духе полного соглашательства с этой мировой антихристовой тенденцией. В какой-то момент всякая критика введения ИНН и новых паспортов была строжайше запрещена.
А.Ф. Не приведет ли конфликт в недрах станции "Радонеж" к ослаблению общего фронта патриотических СМИ? Как отнесутся ко всему этому слушатели "Радонежа"?
С.Г.Люди сами во всем разберутся. Любая фальшь в эфире слышна на сотни километров. Я думаю, что, несмотря на все сложности, станция с таким названием и с таким набором авторов будет существовать. Но надеюсь, в обновленном, преображенном виде.
Позвольте мне в заключение добавить, что нас с Андреем пока можно слушать на волнах "Народного радио" в понедельник с 11.10 до 12.00 в программе "Религия и Общество" и в пятницу с 12.00 до 13.00 в программе "Русский Ковчег".
1.0x