Авторский блог Максим Калашников 03:00 7 февраля 2006

МЕГАМАШИНА

| | | |
Максим Калашников
МЕГАМАШИНА

Совсем недавно на книжных прилавках появилась книга Валерия Цепкало "Код бессмертия. Тайна смерти и воскрешения человека" (Минск, "Харвест", 2005). Признаться, имя на обложке изумило. В.Цепкало — помощник президента Александра Лукашенко и нынешний генеральный директор Минского технопарка. А еще совсем недавно — посол Белоруссии в Соединенных Штатах. Тем более интересно было углубиться в чтение.
...Итак, разгадку нужно искать в древних философских системах и в религиях, донесших до нас некий "шифр". Совершенно не случайно за шесть веков до Рождества Христова (в так называемое "осевое время" по философу Ясперсу) люди стали искать ответа на вопрос: как преодолеть смерть? На него искали ответа иранский пророк Заратустра и индиец Будда, Лао-цзы и Конфуций в Китае, иудейские пророки Иеремия, Аввакум, Даниил, Иезекииль. В древней Греции — Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит и Парменид. Странным образом их выводы оказались близкими. А позже так же близки были итоги откровений создателей великих религий: Христа, Мухаммеда, индийских брахманов. А позже, не угасая в веках, та же тема изучалась великими философами: Ницше, Кьеркегором, Достоевским, Шестовым, Хайдеггером, Сартром и другими.
Цепкало попытался вычленить из накопленной мудрости общее, рассмотрев оное с точки зрения современной науки. И пришел к удивительным выводам.
На разгадку тайны наталкивает учение о "Великом Возвращении", которое пришло с мудрого Востока и очень захватило воображение Фридриха Ницше. Если говорить просто, то каждый из нас рано или поздно должен вернуться в эту реальность. Как бы ни был сложен наш генетический код, через определенный промежуток времени после физической смерти человека на свет появится его полная генетическая копия. Это — как перебор вариантов сложного шифра на компьютере. Рано или поздно должно выпасть то же самое сочетание знаков: сто, тысячу или десять тысяч лет спустя. И древние это прекрасно понимали, объясняя такое возвращение странным и туманным языком. Он казался смешным неразвитой науке прошлого, еще не ведавшей о геноме.
Однако мало появиться в виде копии. То будет лишь возвращение, а не воскрешение. Народившаяся копия не будет помнить о прошлой земной жизни ровным счетом ничего. Однако мы можем сделать так, чтобы наш отдаленный потомок вспомнил все, унаследовав нашу бессмертную душу, воспоминания и опыт. Или, другими словами, мы можем обрести себя в теле далекого потомка. Вернуться дано всем, а вот воскреснуть — немногим.
Кому же уготована участь воскресения? А вот в этом, по моему мнению, и заключается главная "соль" книги. Первое условие — умение умереть за свое дело, за свои идеалы, пойти на гибель осознанно. Особенно — в борьбе с несправедливостью в жизни общества. Об этом говорят священные тексты христиан, мусульман и буддистов. Не одной молитвой, не слепым исполнением обрядов, а деятельностью человек добивается жизни вечной. Второе условие — активная, деятельная жизнь во имя добра, соединенная с усилиями Бога. То есть вера деятельная. Больше связанная с неустанным трудом и реализацией своих талантов, чем просто жертвованием денег на строительство очередного храма.
"...Сказано в Писании: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч или холоден, то извергну тебя из уст Моих". Вот чего хочет Бог от человека! Не покаяния, а страсти, не смирения, а протеста, не ожидания милости, а самопожертвования! Разве можно понимать эти строки иначе?" — пишет Валерий Цепкало. Но чтобы обрести себя сквозь время, заново родившемуся нужно познать самого себя, построить мост между своими жизнями.
Таким образом, воскресение — довольно суровый отбор, устраняющий все самое слабое и посредственное в человеке. Те, кто не выдерживают суровых испытаний, отсеи- ваются. И лишь Люди с большой буквы заслуживают бессмертия. А возвратившись, мы можем либо начатые в прошлой жизни проекты, либо начать новые...
Перед нами — настоящая вера информационно-технократического века. Религиозный, высокий гуманизм, требующий от человека личных усилий. Кому-то книга покажется еретичной, а кому-то — эклектичной. С нашей же точки зрения, она представляет собой попытку синтеза, внушающую уважение. Уж равнодушной она не оставит никого — это точно.
Конечно, охватывая такую грандиозую тему, автор не мог избежать спорных утверждений. С точки зрения автора этих строк, трактовка личности Сталина страдает явной однобокостью. Однако все это, в конце концов, частности. Главных-то мыслей "Кода бессмертия" они не искажают. И, вне всякого сомнения, книга эта способна подвигнуть на серьезную дискуссию о непреходящих — но от того очень жизненных! — вопросах. Тех, что касаются нашей жизни напрямую.
Кто-то скажет, что это — новое богоискательство. Не соглашусь. Скорее, мы столкнулись с верой. Верой интеллектуала нынешнего бурного времени. Верой, отделяющей честных, деятельных и самоотверженных Людей от хамов и лицемеров, простаивающих со свечками в церкви. Верой, столь непохожей на мертвую, формализованную в обряды и внешнюю набожность "веру" официозных церковников, давно превратившихся в бюрократическую машину. В машину для обеспечения покорности и пассивности масс перед лицом безобразной Системы.
А такая вера, знаете ли, многого стоит!
1.0x