| | | |
Александр Спиридонов
МЕГАМАШИНА
Информация, которую преподносят наши чиновники и ученые-экономисты, часто искажается или выражается в такой форме, что простой человек её не может понять. Прежде чем говорить об экономике, необходимо задаться вопросом; а какая она в России: плановая или рыночная? Конечно, почти все скажут — рыночная. Да, но не совсем. Дело в том, что экономика России рыночная только на внутреннем рынке, где цены на товары и услуги определяются спросом, а на внешнем рынке цены на товары определяет Центробанк, изменяя соотношение рубля к доллару, (либо к другой любой валюте).
Имея огромные запасы нефтедолларов, Центробанк через биржу может либо повышать стоимость доллара и тем самым делать импортные товары дороже, либо понижать, и тогда импорт становится дешевле. Даёшься диву, когда какой-нибудь чиновник или экономист радостно объявляет на всю страну, что рубль у нас опять укрепился на 10 копеек, но это, мягко говоря, лукавство; честнее было бы сказать, что Центробанк установил новое соотношение доллара к рублю.
К тому же рубль никак не может укрепляться при официальной инфляции в стране в 10% (неофициально гораздо больше) Доллар, как и всё остальное, является товаром. В 1998 году, сразу после дефолта, соотношение доллара к рублю установил рынок, но после этого Центробанк стал это соотношение регулировать.
Так что же даёт эта политика валютного регулирования? Постоянное соотношение доллара к рублю создаёт иллюзию благополучия и стабильности. Но если принять, что за последние пять лет соотношение доллара к рублю не изменилось и, грубо говоря, равно 28 рублям, то при официальной инфляции в 10% годовых доллар обесценился примерно в 3 раза: если в 1999 году нарезной батон белого хлеба стоил 3 рубля, и я мог на один доллар купить их примерно 9 штук, то в 2005 году, при стоимости 1 батона в 11 рублей, — меньше трёх. Другими словами доллар на внутреннем рынке России обесценился, то есть произошла тотальная инфляция. В той же мере обесценились вклады и валютные сбережения населения.
У данной экономической политики есть и положительная сторона. Сделав за несколько лет доллар дешёвым, можно дёшево его скупать у населения и за счёт этого рассчиты- ваться с внешним долгом. Но отрицательных больше.
Копить и хранить сбережения в валюте не имеет смысла, так как ее курс жёстко привязан к рублю. В банках хранить деньги тоже невыгодно, потому что проценты не покрывают инфляцию. Именно поэтому все бросились покупать жильё и недвижимость. В итоге получаем текущую годовую инфляцию плюс ажиотажный спрос. В результате цены взлетели до небес. Логика подсказывает, что пока народу не вернут нормальный финансовый инструмент сохранения сбережений, жильё будет дорожать. Ипотека только увеличит ажиотажный спрос, и цены будут повышаться пропорционально этому спросу.
При инфляции в 8% в год какое-либо производство в реальном секторе экономики становится невыгодным, а она у нас намного больше (реальный сектор экономики — это то, что не связано с продажей энергетических и природных ресурсов за рубеж). Удвоение ВВП, обещанное правительством к 2010 году, при такой инфляции и обесцененном долларе — утопия.
Постоянное увеличение цен на энергоносители и аренду помещений вынуждает производителей поднимать цены на товары и услуги, но народ не может оплачивать товары и услуги по новым ценам, так как он тоже страдает от повышения цен на энергоносители.
Чтобы остаться на плаву, производителям приходится сокращать затраты на производство за счет качества или сворачивать производство. То есть происходит стагнация производства. Ни о каком развитии речи быть не может. К тому же, обесцененный доллар делает импортную продукцию более конкурентоспособной.
Вот вам грубый пример. Допустим, что в 1998 году на рынке в США 1 цыплёнок стоил 1 доллар. В России в 1999 году цыплёнок стоил столько же, то есть 1 доллар, или 28 рублей. В 2005 году в США цыплёнок стоит тот же 1 доллар, а у нас примерно 100 рублей, т.е. З доллара. Вот и выходит, что на внутреннем рынке России на З доллара можно купить одного цыплёнка, а на американском — три.
В результате выгодно покупать не только цыплят, но и другие продукты питания, а так же и товары широкого потребления. Теперь разберёмся, откуда такая инфляция. Причин много.
Во-первых, необоснованно высокие налоги внутреннего рынка на производство энергоносителей (газ, электроэнергию, нефть) заставляют производителей задирать цены, а дальше инфляция разгоняется с ускорением, равным НДС и другим налогам, которые достигают 85% от фонда оплаты труда. Так как через год эта инфляция съедает прибыль, цены на энергоносители, приходится задирать заново, и так до бесконечности. Зато высокие налоги дают профицит бюджета, а полученные нефтедоллары можно складывать в стабилизационный фонд. Отсюда и бегство капитала: валюта уходит из государства, где ее не ценят.
Главный вывод: невозможно укрепить экономику за счет обесценивания доллара на внутреннем рынке.
В любой нормальной стране реформы проводятся для повышения уровня жизни народа. У нас же все реформы кончаются или новыми поборами, или повышением цен, либо ухудшением социального положения трудящихся.
Власть создавала в стране такие условия, при которых что-либо производить становится невыгодно. Выгодно только воровать и брать взятки.
1.0x