| | | |
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
В наши дни, когда определенные силы настойчиво продвигают концепцию неизбежной "войны цивилизаций" и повсеместно разжигают исламофобию, будет, вероятно, вовсе не лишним напомнить, что более 40 лет тому назад Второй Ватиканский собор принял Декларацию "Ностра этате" ("В наше время") — декларацию об отношении Церкви к нехристианским религиям.
Следует отметить, что один из разделов этого документа дает позитивную характеристику исламу, последователи которого поклоняются единому Богу, почитают Иисуса как пророка, чтят и порой призывают Марию. "Ностра этате", признавая, что веками между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию.
После принятия Декларации Ватикан попросил прощения у мусульман за "крестовые походы", а Папа Римский Иоанн Павел II многократно встречался с представителями мусульманских общин. В 1985 году он побывал в Марокко и выступил перед 80 тысячами собравшихся на стадионе молодых марокканцев. Здесь он первым обратился к мусульманам в качестве Римского понтифика — главы католической церкви. В 2001 году Иоанн Павел II посетил знаменитую мечеть Омейядов в Дамаске, а затем провел встречу с мусульманами на стадионе, где католики и мусульмане отдельно вознесли молитвы о мире на Ближнем Востоке. Святой отец, как и многие священнослужители и простые христиане Востока и Запада, выступал против войны в Ираке и предпринимал все возможное, чтобы ее предотвратить. В подобных делах покойного ныне понтифика, как верно заметил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, проявилось понимание им "прямой ответственности за судьбу человечества и мира на планете".
Несомненно, что "Ностра этате" положила начало католико-исламскому диалогу. В связи с тем, что с текстом этого важного и знаменательного ватиканского документа знакомы в России относительно немногие, приводим некоторые отрывки из него, звучащие, пожалуй, еще более актуально сегодня, чем в те дни, когда они были впервые оглашены в Риме в соборе св. Петра.
"Церковь с уважением относится и к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, живому и сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, Который "говорил к людям". Его установлениям, даже сокрытым, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера с радостью себя относит. Они, хотя и не признают Иисуса Богом, почитают Его как пророка; они также чтят Его девственную Матерь, Марию, и порой даже благочестиво призывают Ее. Сверх того, они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и прославляют Бога, особенно — молитвой, милостыней и постом.
Несмотря на то, что в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, а также к тому, чтобы совместно защищать и укреплять ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу...
Мы не можем призывать Бога, Отца всех людей, если отказываемся вести себя по-братски в отношении некоторых из них, сотворенных по образу Божьему. Отношение человека к Богу Отцу и отношение человека к людям-братьям так тесно связаны между собой, что Писание гласит: "Кто не любит, тот не познал Бога" (1 Ин 4:8).
Этим подрывается основание всякой теории или практики, вводящей между человеком и человеком, между народом и народом дискриминацию человеческого достоинства и прав, вытекающих из него.
Вот почему Церковь осуждает как противные духу Христову всякую дискриминацию и притеснение людей, творимые из-за их национальной принадлежности, цвета кожи, общественного положения или вероисповедания. Священный Собор, следуя по стопам святых Апостолов Петра и Павла, обращается к христианам с настоятельным призывом... быть в мире со всеми людьми, чтобы действительно стать детьми Отца, Который на небесах".
Понятно, что призывы Ватикана, как говорится, не указ для православных и представителей других христианских конфессий, но, по моему мнению, они, по крайней мере, вполне заслуживают того, чтобы к ним прислушаться. Тем более, что всех христиан и мусульман объединяет духовное родство, восходящее к Аврааму (Ибрагиму) и приверженность Единому Милосердному Богу. Как ясно и совершенно недвусмысленно сказано в Коране (29:46): "И наш Бог и ваш Бог — един и мы ему предаемся".
1.0x