Авторский блог Николай Коньков 03:00 10 января 2006

ВОВА-ТРУБА

| | | |
Александр Нагорный, Николай Коньков
ВОВА-ТРУБА

Комедию вокруг газовых цен для Украины, устроенную Кремлём на стыке 2005-2006 годов, вряд ли можно назвать выдающейся. Сценарий старый, режиссура скверная и, хотя актёры по обе стороны баррикад стараются вовсю, изображая "смертельный" конфликт, им всё равно не веришь.
Но — начнём по порядку. Переход к рыночным отношениям в экономике как стратегическая установка был заявлен еще в 1992 году, первым "демократическим" правительством Ельцина—Гайдара. На словах. На деле эта установка осуществлялась, разумеется, с многочисленными изъятиями. Важнейшими среди них были: приватизация госсобственности (проводилась на фоне галопирующей инфляции, обесценивания зарплат и пенсий, а также насильственного "замораживания" вкладов населения), дотирование социальной сферы, дотирование бывших союзных республик в рамках СНГ, не говоря уже об "олигархическом" присвоении доходов от экспорта, при котором до 70-80% стоимости вывезенного сырья оставалось через систему оффшоров в глобальной финансовой системе Запада.
Естественно, с окончанием первой волны приватизации понадобилось подтверждение "незыблемости" её итогов, для чего, собственно, и была оформлена передача президентской власти от Ельцина Путину. Разумеется, в условиях таким образом "подтверждённой" легитимности дотирование социальной сферы за счет госбюджета из средства обеспечения хотя бы минимального уровня лояльности населения к "реформам" превратилось в дорогостоящее излишество. Пресловутая "монетизация льгот" и нынешняя "реформа ЖКХ" показали это со всей возможной полнотой, а заявленное Путиным как главная цель его президентства "вступление России в ВТО" служит идеологическим прикрытием, или, выражаясь еще точнее, "крышей" этой политики.
Что будет означать такая "подготовка к вступлению в ВТО" для нас с вами? Она будет означать бензин по 70 рублей за литр, электричество по 3 рубля за киловатт, телефон по 5 рублей за минуту использования городской сети, "потяжелевшие" почти вдвое "жировки" на жилищно-коммунальные услуги, удорожание всех видов транспорта и так далее. С другой стороны, это будет означать окончательное уничтожение реального производственного сектора страны, гигантский рост безработицы и закрепление роли России на мировом рынке как безотказного поставщика энергоресурсов, о чем Путин прямо заявил в ходе показанного на всю страну по ТВ заседания Совета Безопасности.
Конечно, можно повышать внутренние цены на энергоносители, параллельно сохраняя их на прежнем уровне для бывших союзных республик, но это означало бы расписаться в полной зависимости Кремля от внешних "центров силы", что будет, мягко говоря, противоречить имиджу В.В.Путина как "крутого державника" и "патриота России". Именно поэтому и начался информационно-политический спектакль с "газовой войной РФ против Украины", в ходе которого громкие "наезды" на Киев с личным участием российского президента сменялись тихим отползанием Газпрома с "жестких и бескомпромиссных, экономически обоснованных позиций". Вся эта круговерть поразительно напоминала события годичной давности, когда Кремль столь же активно и с тем же успехом "поддерживал" на выборах кандидатуру Виктора Януковича, на деле обеспечивая консолидацию вокруг Ющенко всех оппозиционных сил. А если на грабли наступают по новой, значит, это кому-нибудь нужно?
"Сугубо экономическую" подоплеку происходящих событий, на которой настаивали и Путин, и Миллер, и целый ряд госчиновников рангом помельче, стоит сразу же отринуть как безнадежно провальную. Через украинскую "трубу" идет до 80% экспорта российского газа в Европу, поэтому "закрутить вентиль" на этом направлении в любом случае не удастся. Вдобавок, собственная добыча "голубого золота" на Украине и существующий объем запасов в специальных подземных хранилищах полностью покрывают социальные потребности "нэзалэжной". Что же касается промышленности, то, поскольку 80% экономического потенциала находится на Левобережье и Юге республики, любые "газовые" санкции со стороны России ударят прежде всего по этим традиционно пророссийским и русскоязычным регионам.
Если же в Кремле под "экономическим" флагом хотели реально повлиять на исход предстоящих украинских выборов в Верховную Раду 26 марта 2006 года, то до этой даты следовало вести переговоры и консультации со всеми заинтересованными сторонами, а не угрожать и выдвигать разного рода ультиматумы, поскольку выживание по-прежнему глубоко интегрированных промышленных отраслей российской и украинской экономики, а равно и уровень жизни населения по обе стороны границы, напрямую связаны с сохранением низких внутренних цен на энергоносители. Вместо этого мы были свидетелями прямо противоположных и, по большому счёту, бессмысленных с данной точки зрения действий со стороны российской "партии власти".
Вспомним грозные заявления Владимира Владимировича о том, что Россия не может "субсидировать Украину" и тем более — индийскую металлургическую промышленность, имея в виду, продажу "Криворожстали" индийскому магнату Лакшми Миталу…
Хватило одного окрика Кондолизы Райс из Вашингтона, чтобы выяснилось: может, и еще как! Мало того, что конечная "цена вопроса" в аккурат совпала с предложенной официальным Киевом, но последовал и совсем смешной кульбит 6 января нового 2006 года, когда из морозного Якутска Путин вознес хвалу Ющенко, а фактически извинился перед ним, и даже предложил одностороннее субсидирование энергетики.
Полагая, что в политическом руководстве РФ и в правлении Газпрома сидят всё-таки далеко не кретины, мы просто вынуждены полагать, что истинный "набор целей" у постановщиков данного спектакля резко отличается от публично заявленного. О первой и важнейшей из них уже сказано выше: подготовить почву для повышения внутренних российских цен на энергоносители. Но ведь не ради торжества либеральных идей как таковых стараются Путин и Ко. Несомненно, здесь присутствует целый спектр корпоративных и личных интересов. Не приписывая себе честь первопро- ходцев в этом щекотливом вопросе, всё же обратим внимание на то, что "газовая атака против Украины" началась практически одновременно с проведенным через Госдуму РФ голосами "Единой России" решением по либерализации рынка акций "Газпрома". Сегодня "Газпром" формально является государственной компанией, однако его внешняя задолженность благодаря политике топ-менеджмента (во главе с прямой креатурой Путина Алексеем Миллером) растет буквально катастрофическими темпами, что делает весьма вероятной уже в ближайшем будущем классическую операцию по установлению внешнего контроля над этой корпорацией (государство, чтобы расплатиться с долгами Газпрома, принимает решение о продаже пакета его акций, в условиях кризиса, спонтанного или спланированного, — вообще по самым "бросовым" ценам). После чего, например, происходит слияние "нового" Газпрома с корпорацией, контролирующей украинскую "трубу", упавшие акции взмывают ввысь, а узкий круг бенефициаров, чьи фамилии сегодня даже нет смысла особо указывать, на белом коне въезжает в мировую финансовую элиту — за счет окончательно сброшенных в кювет истории русских, украинцев и прочих татар с кавказцами. То есть нас с вами, которым достанутся бесконечные и безысходные межнациональные распри на фоне рушащейся государственности. Чего, собственно, и дожидаются от России Вашингтон и его ближайшие сателлиты по "новому мировому порядку". Остается удивляться, что наша общественность, наш народ во главе с политичес- кой оппозицией (или псевдооппозицией) безмолвствует, глядя на то, как его уничтожают. Впрочем, так было и в 1991 году. И только фигура полковника Квачкова внушает некоторую надежду.
1.0x