Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 декабря 2005

ПОВТОРИМ ГОЭЛРО!

| | | | |
Михаил Зотов
ПОВТОРИМ ГОЭЛРО!
По смыслу, по духу, по объединительной силе
Разговоры о почти неминуемом распаде России ведутся давно и постоянно. Деловито обсуждается, на сколько мини-государств развалится РФ, как произойдет разлом — по границе ли федеральных округов или выделятся национальные республики. Все молчат, не реагируют. Как и тогда, в конце восьмидесятых, когда карту Советского Союза рисовали в виде разделанной говяжьей туши. Тогда не верилось, а сбылось — разделили.
Недавний советник председателя правительства России Михаил Делягин пишет: "Такая государственная политика не может провести страну мимо катастрофы и потому вызывает вполне справедливый ужас перед настоящим и страх перед будущим. Как и всякое самоубийство, она не может длиться долго. У нас есть последний шанс, даваемый нашей стране историей. Если мы не воспользуемся им, переживаемая нами в настоящее время агония нашей Родины закончится ее смертью — причем не в планируемые зарубежными специалистами 2010-15 годы, а значительно раньше. Воспользуемся ли мы этим последним шансом? Есть ли у нас будущее?"
Сейчас, когда схлынула сравнимая с цунами волна лжи, поднятая "перестройкой", "курсом реформ" и "новым мышлением", когда стало предельно ясно, что именно инициаторы реформы горбачево-ельцинского розлива не то чтобы хотели отнять и поделить, а отняли и поделили между собой все созданное и нажитое народным горбом за семьдесят с лишним лет, развеяв по ветру все социальные завоевания. Нужен новый проект возрождения России. Не в пустозвонных призывах к единению и согласию, а в реальных делах, причем больших, объединяющих массы людей в достижении единой цели.
Может ли быть такой целью строительство гигантского автобана, соединяющего через Россию Америку и страны тихоокеанского региона с Европой? В принципе может, если вместе со строительством будут решаться проблемы комплексного развития регионов, по которым пройдет дорога, когда целью строительства стало бы восстановление и налаживание новых кооперационных связей в российской экономике, оживление и рост внутреннего товарооборота на основе производства своих товаров.
Проекты такого масштаба, как автобан, не могут быть осуществлены одной или группой частных либо акционерных компаний, ибо при их реализации слишком огромны и масштабны политические, экономические и финансовые риски, они не сулят частным инвесторам существенных выгод в недалеком будущем. Это стратегические проекты, осуществление которых под силу лишь государствам или их объединениям в рамках государственных или межгосударственных программ или планов, рассчитанных на многие годы вперед. Привлечение частных или акционерных компаний, банков желательно и обязательно, выгода для них будет на разных этапах работ. Но только государство может минимизировать все риски, обладая большими финансовыми и материальными резервами, только оно может защитить права собственников, обеспечить безопасность эксплуатации и многое, многое другое. Тут "невидимая рука рынка" бессильна.
Какие иностранные и отечественные компании будут вкладывать деньги в строительство гигантских автотрасс и прочих подобных по масштабу транспортных артерий в России, которая находится на грани развала, где идет невидимая, но реальная "холодная" гражданская война? Словом, в стране, где нет прочного государственного суверенитета, нет возможности в ближайшей перспективе защитить интересы инвесторов и эксплуатационников военной и правовой мощью государства. Т.Фридман, советник Мадлен Олбрайт, в период проведения приватизации и прочих неолиберальных реформ писал: "Невидимая рука рынка никогда не окажет своего влияния в отсутствие невидимого кулака. Макдональдс не может быть прибыльным без Мак Доннел Дугласа, производящего "F-15". Невидимый кулак, который обеспечивает надежность мировой системы благодаря технологиям Силиконовой долины, называется наземные, морские и воздушные Вооруженные силы, а также Корпус морской пехоты США".
Развалив свою "Силиконовую долину" — ВПК, армию, флот, авиацию и ту же морскую пехоту, КГБ и МВД, реформаторы нанесли мощнейший удар по внутренней безопасности, вызвав волну национальных конфликтов, террора, войну в Чечне, с которыми справиться не могут. То же можно сказать и о внешней безопасности. Кто в таких условиях, какой солидный, стратегический инвестор придет строить и модернизировать нашу экономику?
Нам необходимо подниматься самим. Строить, развиваться, восстанавливать разорванные информационные, коммуникационные, народнохозяйственные и транспортные связи. Сейчас, когда в обществе (не знаю, надолго ли) восстановилась относительная стабильность, стабильность ожидания перемены к лучшему, самое время воспользоваться ею для осуществления больших проектов модернизации.
В эти дни я пишу книгу "Государство и деньги". Там я привожу пример: после разгрома в Крымской войне император и его окружение поняли, что так жить нельзя, и пошли на осуществление реформ. Они в конечном счете привели к революциям 1917 года. Но были и очень удачные экономические находки, которые помогли и революции отодвинуть, и общество сплотить. Я имею в виду решение Александра II начать и твердо осуществить государственную программу железнодорожного строительства. Государство брало взаймы на Западе и, не имея собственных строительных организаций, кредитовало и субсидировало частных подрядчиков, выкупая затем у них железные дороги для последующей эксплуатации как в интересах государства, так и частной торговли и предпринимательства. Несмотря на убийство Александра II, программу выполнили — железнодорожная сеть соединила практически все губернии с выходом к 27 портам на морском и океанском побережьях.
Второй такой по значимости государственный план-программа — это знаменитое ГОЭЛРО — большевистский ленинский план развития энерговооруженности и индустриализации. Он был не только выполнен, но и перевыполнен, объединив народ и создав могущественное государство. Даже Чубайс не посмел плюнуть в святыню — РАО "ЕЭС России" пышно отпраздновало 80-летие ГОЭЛРО, издало несколько роскошных томов воспоминаний о том, как поднималась на ноги Страна Советов. Правда, сделано все это было келейно, не всенародно, исключительно в кругу энергетиков. Чтобы не будить в народе гордость и тоску по созидательному времени.
Вот и сейчас нужна такая же объединяющая страну программа. Ею могут стать положения доклада, прозвучавшего на коллегии Минэкономразвития в 2003 году. Вот только одна выдержка из него: "Все больше закрепляется неэффективная структура экономики, ориентированная на производство продукции с низкой добавленной стоимостью (сырья). Недостаточно развитие инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования экономики. В первую очередь это относится к транспортной инфраструктуре, телекоммуникациям. Банковская система России не обеспечивает должных условий для роста сбережений и трансформации их в инвестиции в эффективные сектора".
Вот вам и готовая программа действий, в которую вписываются и автобаны, и строительство других транспортных артерий с модернизацией существующих. Плюс возрождение банковской системы, способной взять на себя инвестирование всех этих проектов.
Но программа не может осуществляться стихийно, и авторы доклада в министерстве это прекрасно понимают. Приведя примеры стран, добившихся поразительных экономических успехов, они признают: это было сделано на основе планирования, родиной которого по праву считается Советский Союз. Диверсификация структуры экономики "третьих стран" осуществлялась в соответствии с разрабатываемыми правительствами планами и программами. Например, в Южной Корее применялось централизованное планирование (средне- и долгосрочные планы и целевые программы) с установлением конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля (а ведь речь в данном случае идет об оккупированной американцами стране. Но ее элита, несмотря на это, все же нашла силы служить народу, а не иностранному государству, перенимая его экономические методы развития.
В Китае был принят трехэтапный план, рассчитанный на период до середины XXI века. И он выполняется! На первом этапе (до 1990 года) удалось удвоить объем валовой продукции промышленности и сельского хозяйства, обеспечить население страны продовольствием и одеждой на втором этапе, длившемся почти десять лет, было достигнуто утроение валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в стране общество "среднего достатка". На околоземной орбите появились китайские пилотируемые космические корабли. А к середине XXI века, если не раньше, Китай завершит комплексную модернизацию народного хозяйства. И граждане страны станут жить ничем не хуже своих соседей по АТР. Но модель планирования экономического развития наша! Советский Союз всегда являл собой ярчайший пример самого рационального планирования!
Именно балансовый метод, разработанный в нашей стране, давал возможность правильно планировать развитие народного хозяйства в целом по СССР и по отдельным отраслям и регионам. И достижения страны за годы первых пятилеток впечатляют. Далее на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости решения задач технического прогресса, внедрения новых технологий с тем, чтобы наша страна не отставала в этих вопросах от индустриальных стран Запада. Конечно, в силу ряда объективных и субъективных причин не все удалось осуществить в этот короткий период. Будущее расстреляли реформаторы.
Огромное значение советское правительство, органы планирования и исполнения придавали вопросам сбалансированности спроса и предложения, то есть вопросам укрепления денежного обращения нашей страны. Советский рубль был, пожалуй, самой крепкой валютой в мире. В расчетах, которые производились с Америкой по импорту и экспорту товаров, к советскому рублю американская валюта составляла 65 центов..
Программа, план, а деньги где взять? Сегодня, когда в золотовалютных резервах, Стабилизационном фонде, в профиците бюджета, в "заначках" Минфина и других ведомств скопилось свыше 300 миллиардов долларов — вопрос этот звучит смешно. Таких денег мы в Советском Союзе и в глаза не видели. Только от нынешних "заначек" толку нет. Лежат они в иностранных банках, питая чужую экономику. Я и мои коллеги направили президенту страны В.В. Путину свои предложения по эффективному использованию накопившихся средств, озаглавив письмо так: "Об организации финансовой политики Российской Федерации".
Ее целью является оказание широкого спектра финансовых услуг и использование накопленного научно-технического потенциала ведущих отраслей промышленности нашей страны, а также опыта других государств через внедрение инноваций и новейших технологий, что обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
В деятельности финансовой компании будут предусмотрены такие важные направления, как лизинговые, венчурные и другие, способные дать определенный толчок в деле подъема экономики. Мировой опыт, а также опыт нашей страны (хотя и незначительный) свидетельствуют, что основными формами перевооружения промышленности и внедрения новых технологий являются именно лизинг и венчур, предоставляющие широкие возможности покупателям. Лизинг не только облегчает положение покупателя с точки зрения финансовых ресурсов, но и дает возможность значительно ускорить замену морально устаревшего оборудования и выпуск конкурентоспособной продукции. Очень важное направление — венчурное. Оно позволяет реализовать проекты, предусматривающие новые технологии, новейшую технику, создает возможность быстро переоборудовать производство.
По различным оценкам, в России используются только 8-10% инновационных идей и проектов. В то же время в Японии реализуется 95 % инноваций, в США — 62%. Цифры свидетельствуют о неблагополучии в использовании интеллектуальной собственности в России.
Создание российской акционерной финансовой компании не исключает организацию инновационных финансовых компаний на территориях, а также в отдельных отраслях. Роль финансовой системы будет заключаться в оказании территориальным, а также отраслевым финансовым компаниям всяческой помощи в мобилизации средств для решения задач конкретной отрасли или территории, установлении контактов с поставщиками новейших технологий и оборудования.
Инвестиционные компании не должны подменять собой банки, наоборот, банки должны стоять во главе проблемы организации финансовых компаний в стране. Банки могли бы всячески содействовать развитию этого направления, взаимодействовать в решении важных вопросов обновления основных фондов. Поэтому задача заключается в том, чтобы банки и содействовали быстрейшей реализации перевооружения предприятий нашей экономики.
В связи с этим мы внесли предложение создать ряд специализированных банков, в том числе и по развитию транспорта.
Это направление может развиваться и по линии создания холдингов, цепочек банков и других форм, которые дадут возможность объединенными усилиями решать актуальные задачи технического перевооружения. Бесспорно должна быть значительно повышена роль банков в формировании основных фондов экономики, решении вопросов технического прогресса. В настоящее время банки вкладывают в основные фонды не более 2-3 процентов, это крайне мало! Банкиры просто опасаются участвовать капиталом своих банков в различных "финансовых схемах".
Надо восстановить Промстройбанк. Этот банк был создан в 1922 году, и за время своей деятельности обеспечивал финансирование всего народного хозяйства, занимал соответствующую нишу на западном рынке.
Особенно остро стоят вопросы привлечения ресурсов для выполнения намеченных в российской экономике задач. В связи с этим мы считали бы целесообразным рассмотреть вопрос о выделении средств в размере 10 млрд. рублей на формирование уставного фонда финансовых компаний за счет государства (из Стабилизационного фонда), как одного из участников финансовой компании. Ассигнование средств на формирование уставного фонда финансовой компании не окажет негативного влияния на процессы инфляции, ибо эти средства будут направлять- ся в реальный сектор, на производство товаров, а это самый что ни на есть реальный фактор укрепления денежного обращения.
В случае невозможности выделения средств из Стабилизационного фонда на безвозвратной основе было бы неплохо, если бы государство предоставило беспроцентный кредит сроком на 10 лет. Предлагают свою помощь в финансировании российской экономики и наши соотечественники за рубежом. Их внимание привлекает Северо-Западный регион страны. Многие из этих предложений совпадают с моими предложениями, озвученными в книге "Я — банкир. От Сталина до Путина".
Северо-Западный регион является наиболее привлекательным и уникальным в научном отношении. Санкт-Петербург и Северо-Западный регион в силу своих возможностей могут стать полигоном в развитии новых технологий, технического прогресса. Санкт-Петербург должен вернуть себе былую славу центра разработки новых передовых технологий, города технического прогресса.
Если рассматривать Северо-Западные регионы как единый концерн, становится очевидным, что их реальные активы не только на порядок выше реальных активов любой западноевропейской страны, но и неизмеримо многообразнее. Разнообразие активов этих регионов следует использовать как залоговый инструмент для создания благоприятного инвестиционного климата…
Чтобы обеспечить наши объективные национальные приоритеты, необходимо построить дороги, ведь 38 процентов всех мировых ресурсов планеты находятся на территории России. Силами наших ученых в стране создан уникальный, не имеющий аналогов в мире образовательный и научный потенциал. В академических институтах удалось создать наукоемкие технологии — основу развития постиндустриального общества. Нам удалось сохранить мощнейший индустриальный потенциал. Но главное — страна не утратила свое историческое, духовное и культурное наследие. В этом уверены и представители русской диаспоры разных стран и зарубежные предприниматели, готовые вкладывать деньги в российскую экономику.
У России есть все возможности для экономического подъема. Никто не может помешать нам разрабатывать свои природные богатства, развивать промышленность и сельское хозяйство. Была бы на то воля у нашего руководства, решимость служить своей стране и народу.
1.0x