Авторский блог Алексей Вульфов 03:00 13 декабря 2005

ХОРОВЫЕ АССАМБЛЕИ

| | | | |
Алексей Вульфов
ХОРОВЫЕ АССАМБЛЕИ
Праздник русской музыки от Свиридова до Вишневского
В январе 1990 года в Москве состоялся крупнейший Фестиваль отечественной хоровой музыки. Его инициатором был Георгий Васильевич Свиридов, а проводили это мероприятие Союз композиторов СССР, Всесоюзное музыкальное общество и Музыкальный фонд. В то время еще было, кому провести… В этом невероятного масштаба (по нынешним понятиям) мероприятии приняло участие около 20 ведущих хоров из России и советских республик, один итальянский хор, фольклорные коллективы. Фестиваль проходил в лучших концертных залах страны. На большинстве концертов был полный аншлаг: открывшиеся горизонты хоровой музыки вдохнули в тогдашнее общество словно некое особое благотворное дыхание, напомнили о духовных и культурных корнях, наконец просто доставили публике слушательское удовольствие. Идея Свиридова привлечь этой художественной акцией внимание общественности к звуковому символу России — хоровому пению, казалось бы, полностью реализовалась. Но времена менялись. В то время в обществе было уже не до исконных образцов музыки. Начиналась эпоха неслыханной демагогии и кривды, и настоящее искусство в такой эпохе могло только прятаться или тонуть. Фестиваль отечественной хоровой музыки так и остался всего лишь яркой, но, стараниями большинства усиленно молчавших центральных газет, практически незамеченной вспышкой на фоне наступавшего исторического мрака…
Идея возродить такой фестиваль витала в воздухе давно. Но разве можно представить себе возможной акцию подобного масштаба в наши дни купли-продажи всего живого — от совести и талантов до самого искусства! Тогда, будучи одним из организаторов этого фестиваля, автор данного материала даже и понятия не имел о том, сколько стоили проведение и подготовка всех концертов: всеми вопросами аренды залов, встреч и проводов, заказов гостиниц и т.п. ведала организация под названием Центрмузинформ (Центр музыкальной информации и пропаганды советской музыки) при Союзе композиторов СССР. Мы, организаторы, лишь писали туда письма: нужно то-то — и всё. Творческая идея стояла во главе всего. На нее работали все. Недаром руководил мероприятиями по подготовке и проведению Фестиваля прекрасный композитор и один из опытнейших секретарей тогдашнего Союза Александр Георгиевич Флярковский. Во главе дела стояли музыканты, а не торгаши. Мощь тогдашней страны позволяла денег при проведении таких мероприятий не жалеть — и это было правильно. В данном случае народные деньги расходовались на истинно народные цели.
Сегодня идея Георгия Свиридова после очень долгой паузы вновь возрождается в культурной жизни страны. Правда, уже совсем другой страны, с совершенно другими культурными приоритетами и не с таким размахом. Но — возрождается. Сила духа и красота, заложенные в хоровом искусстве, явно берут верх над всяческой бездуховностью. В сентябре 2005 года в Курске, на родине Свиридова, вместе с памятником композитору, который установлен на главной улице города, открылся фестиваль "Всероссийские хоровые ассамблеи", посвященный грядущему 90-летию Свиридова. Его проводит племянник композитора, музыковед, организатор многих замечательных культурных акций Александр Сергеевич Белоненко.
Когда стало понятно, что должные средства на проведение этой акции отсутствуют, жизнь в буквальном смысле слова сама предрешила ее судьбу. Средств на аренду такого количества залов, да тем более таких и на столько дней, да тем более в Москве и Петербурге, как на первом хоровом фестивале, конечно, не дали, да и стоимость аренды этих залов сегодня просто неприлично, я бы сказал — спекулятивно велика. И тогда руководители лучших российских хоровых коллективов заявили, что они готовы сами, по собственной инициативе организовать и провести концерты "Хоровых ассамблей" у себя в городах. Эти люди, в отличие от некоторых столичных деятелей, понимают, кто такой Свиридов и что означает для России его имя и его юбилей.
Сложилась программа фестиваля, определился репертуар концертов — при желании долго ли! И в результате фестиваль стал и подлинно российским, и подлинно народным. Почему подлинно? Да потому, думается, что так называемая провинция (читай — истинная, глубинная Россия) сегодня воплощает в себе гораздо больше доброго творческого духа, чем бесноватые столицы (хотя концерты фестиваля позже пройдут и в столицах). В глубине России еще не прервалась преемственность родной культуры в главном — в душах людских! И "Ассамблеи" развернулись в удивительнейший праздник хорового искусства — от Курска и Петрозаводска до самой Камчатки. Совсем недавно, в ноябре, концерты Камчатской капеллы под управлением Евгения Морозова стали одним из замечательных явлений фестиваля — хотя бы чисто с географической точки зрения, не говоря уже о мастерстве исполнителей. Этот концерт назывался "Поет океан…" Свиридовские хоры из "Венка" и знаменитая "Маритана" достигли берегов Тихого океана, замыкая, таким образом, певчим охватом всю Россию. Георгий Васильевич был бы наверняка очень растроган, если бы узнал о таком концерте…
Были на фестивале жемчужины. Премьера песни "Привет, Россия, Родина моя" на слова Н. Рубцова, "Казачьи песни" в изумительном исполнении Кубанского казачьего хора под управлением одного из корифеев хоровой культуры Виктора Захарченко, не звучавшие со времени своего создания — с 1930-х годов. Новые интерпретации известных сочинений композитора — например, "Курские песни", "Метель", "Три старинные песни Курской губернии", "Поэма памяти Сергея Есенина" в великолепной трактовке Владислава Чернушенко с хором и оркестром Петербургской капеллы имени Глинки.
Также нельзя не отметить точность и свежесть трактовок свиридовских шедевров, сотворенных руководителем Краснодарского камерного хора Вячеславом Яковлевым.
Замечательно самобытным явлением стал джазовый концерт в Архангельске, где состоялось, казалось бы, невозможное: джазовые импровизации на известные мелодии Свиридова — но какие! Исполнение джаз-группой "Архангельск" фантазий на свиридовские темы вместе с хором и замечательным московским саксофонистом Алексеем Кругловым превратилось в настоящий концерт-триумф. Не говоря уже о том, что в каком-то смысле это было рождение нового жанра. Между прочим, любопытный до всего "свежего" в искусстве Георгий Васильевич любил джаз и умел хорошо импровизировать в этом стиле.
Тем общественным деятелям, которые сегодня, желая сгубить самую память о классической, и уж тем более об отечественной культуре, ссылаясь на то, что, дескать, интерес к ней неизбежно падает, расскажем, что концерты фестиваля "Всероссийские хоровые ассамблеи" в Тамбове и Саратове, в Петрозаводске и Новосибирске, в Волгограде и Курске прошли при колоссальном ажиотаже публики, среди которой было немало и молодежи. Так что никакого "падения интереса к классике" и прочих сфантазированных "неизбежных" явлений и в помине нет. Все дело просто в том, что предлагается публике — всякая попсовая пошлятина или красивое возвышающее искусство. Только и всего. И будьте уверены: народ, если ему ничего не навязывать, как это делается сегодня ужасающими средствами пропаганды, а именно предлагать, без всякого сомнения выберет второе. Во всяком случае, приличный, порядочный народ, не утративший чувства собственного достоинства, интереса к жизни, желания душевного совершенствования, а не люди-бигмаки в современном столичном стиле. Уже хотя бы потому, что в России хоровое пение — это генетика, это в буквальном смысле слова живет в крови и невытравляемо, живет сознательно и подсознательно. Это то, понимание чего существует в народе "по умолчанию". Люди истосковались по настоящей красоте, а не по тем или иным ее заменителям — всяческим дизайнам интерьеров, фито-дизайну или различным "культурно-зрелищным" действам (нынешние хозяева жизни, навязывая свои ярлыки, даже не утруждают себя соображением, что культура и зрелище — две вещи абсолютно несовместные). Ведь какие бы ни были времена, политика, цены, налоги, партии, фракции — сердце-то человеческое всегда доброго хочет, доброе чувствует и к доброму стремится, как ребенок к матери (потому, кстати, народ и музыку Свиридова всегда любил). "Хоровые ассамблеи" показали это блестяще. Равно как показали они и то, что центр российской национальной культуры сегодня совершенно определенно сместился из традиционного пребывания в столицах в провинцию. Нет, не администра- тивный, а именно духовный центр.
Впереди — новые открытия фестиваля. 6-9 декабря в Москве на базе детской музыкальной школы им. Г.В.Свиридова пройдут концерты из произведений композитора в исполнении самых юных артистов — учащихся музыкальных школ, которые приедут со всей страны. Своеобразный фестиваль в фестивале! А накануне юбилея Георгия Васильевича, как подарок ему, 15 декабря в Государственном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки состоится фестивальный концерт замечательного коллектива — Владимирского камерного хора "Распев" под управлением Натальи Колесниковой, на котором, помимо произведений русской классики, прозвучат премьеры произведений друзей и наследников творческой традиции Георгия Свиридова.
Один из них — московский композитор Иван Вишневский, ведущий многих программ на "Народном радио". 9 декабря ему исполнится 45 лет. На концерте впервые прозвучит его большое сочинение — концерт для смешанного хора "Ладные песни" на народные слова. Остановиться на этом хочется особо, тем более, что тема будущего нашего искусства (а это так или иначе есть продолжение свиридовской традиции) сегодня как никогда проблемна и существенна.
Когда-то Георгий Васильевич прослушал три ранних хора Ивана Вишневского на народные слова, написанные для женского состава, и пришел в полный восторг. Хоры были немедленно рекомендованы Свиридовым для исполнения на Фестивале отечественной хоровой музыки в 1990 году и тогда же исполнены в Колонном зале Дома союзов. Поэтому символично, что сегодня на фестивале "Всероссийские хоровые ассамблеи", который является возрождением свиридовской идеи прежнего хорового фестиваля, вновь прозвучит музыка Ивана Вишневского, как бы воплощая творческий завет великого и так любимого им композитора.
Иван Вишневский неспроста ведет программу "Союз хранителей". Он сам во многом хранитель — например, национального направления в музыке. Музыку Вишневского отличает не просто интонационное богатство, но и интонационное своеобразие. А такое невозможно без влияния народной музыки. Недаром "Ладные песни" написаны под впечатлением от совместной работы с настоящим подвижником российского музыкального дела — знаменитым фольклористом Вячеславом Михайловичем Щуровым, которому и посвящены "Ладные песни". Народная песня в интерпретации яркой композиторской индивидуальности — собственно, только так на Руси со времен Глинки классическая музыка и сочинялась. Любопытно, что в произведении Вишневского нет ни одной цитаты — все мелодии сочинены им, но не просто в народном, а более того — в неком доисторическом скифско-языческом ключе. Произведение воплощает самобытный музыкальный стиль мышления прежде всего самого композитора.
Когда-то Иван Вишневский за симпатии к Свиридову и пропаганду его музыки не был принят в Союз композиторов, музыка его была в буквальном смысле ошельмована власть имущими в тогдашнем московском Союзе лицами. Но творческая сила всегда рано или поздно берет верх. Памятуя об отношении Георгия Васильевича к творчеству тогда еще молодого Вани Вишневского, идею исполнения "Ладных песен" поддержал руководитель "Хоровых ассамблей" Александр Сергеевич Белоненко. Прослушав эту музыку, ее с удовольствием захотели исполнить владимирские певцы хора "Распев" во главе с прекрасным музыкантом и человеком Натальей Александровной Колесниковой. "Распев" — это изумительный коллектив с особенной лирической чуткостью и мягкой красотой тембра. Владимирский концерт фестиваля обещает стать настоящим событием в современной культурной жизни России.
А 16 декабря, в юбилей композитора, на родной Георгию Васильевичу Курской земле, в городе Фатеже, в отреставрированном доме, в котором когда-то родился будущий музыкальный классик ХХ века, откроется детская школа искусств. Вот что значит гений — он множит добро и после своей кончины. Нашлись и средства в Курском бюджете, и давний меценат всех свиридовских начинаний — фирма "Стройтрансгаз", которой поклон от всех россиян за то, что делается этой организацией ради увековечивания памяти композитора,— и бессменный организатор свиридовских концертов и праздников в Курске Леонид Афанасьевич Марченко, настоящий подвижник русского музыкального дела. А главное, что нашлось и что не исчезнет никогда — это любовь к свиридовской музыке в душе народной и искренняя благодарность великому музыканту.
1.0x