Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 ноября 2005

НАДО СЛУШАТЬ!

Олег КОСТРОВ "Тартюф" ("Снегири") 2005
Очень интересная пластинка одного из самых популярных лаунж-композиторов нашей страны, хорошо известного за рубежом, участника затухающего проекта "Нож для фрау Мюллер". Спектакль "Тартюф", послуживший отправной точкой для пластинки, был поставлен осенью 2004 года на сцене МХТ скандально известной Ниной Чусовой. (До этого Костров уже писал музыку к ее постановке в "Современнике" "МамаПапаСынСобака").
Несмотря на неудачу спектакля, альбом "Тартюф" можно смело рекомендовать всем интересующимся современной музыкой.
Ироничные короткие зарисовки сменяются нетривиальными инструментальными экспериментами. "Соединение классического звучания в стиле Стравинского с современными электронными ритмами", — по определению автора.
Умеренное движение в сторону dark-wave, опыты в духе The Residents, выглядят очень колоритно. Привычная для Кострова изящная игривость сменяется вполне тревожным актуальным звучанием и онтологической напряженностью. Это уже не Мольер. Скорее это Уэльбек.

АЛИСА "Изгой" ("Real Records") 2005
После резко социального "Сейчас позднее, чем ты думаешь", "Изгой", пусть и сделанный в этаком "рамштайновском" звучании, воспринимается скорее как исповедь. Это альбом внутренних переживаний, отношений, формул. Даже почти публицистические выпады носят личный характер.
Здесь слово русский
неполиткорректно,
вот россиянин —
это чисто и конкретно.

Обличающий, восторгающийся, открытый Кинчев (настоящая фамилия Константина Евгеньевича — Панфилов, то есть Вселюбов) умеет любить, но и умеет ненавидеть. Хотя его проявления порой кажутся наивными, он заслужил на это право.
Мир земной полон "зверей" и нечисти, это пространство борьбы и терпения. И Рок — может быть, удивительная и парадоксальная форма сопротивления, обретения себя, и даже снискания Благодати ("Рок-н-ролл крест", "Звезда по имени рок").
Заглавный "Изгой": "… о Спасителе. А если говорить вообще, то про всех тех, кто строит свою жизнь, идя против течения. Потому что по течению идет только дохлая рыба".
Центральная композиция пластинки — баллада "Солнце-Иерусалим". Это своеобразная молитва, чаяние Града Небесного, кинчевская "Лестница в небо".
Сквозь свет звезды вечерней,
Сквозь вой безликой черни,
Смерть Поправший смертью
Непобедим!
Ветхий храм разрушить,
Греть надеждой души,
И увидеть Солнце-Иерусалим!

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ "Двери! Двери!" (ООО К.S.H.) 2005
Долгожданный новый альбом загадочно-парадоксальной московской группы был презентован в сентябре в "Б-2" при грандиозном скоплении народа. Здесь были и совсем старые поклонники Сергея Калугина, до сих пор переживающие его "металлическую" трансформацию, и новая аудитория, воспринимающая "Оргию" как уникальный сплав прогрессива, неоготики и симфо-металла, вследствие чего композиции звучат, как эпические произведения.
"Двери! Двери!" — альбом-ожидание, альбом-предзнаменование с программными композициями — "Rex", "Присутствие", "Возвращение в Неаполь" или "Ничего нет прекраснее смерти!" ("Радость моя"). Музыкантов уже упрекнули, что такую "серьезную" работу они разбавили "несерьезными" вещами.
Однако "чтобы строение осталось в вечности, надо один угол оставить недостроенным" — гласит древняя китайская мудрость. Дабы пластинка не выглядела аудиоверсией древнего манускрипта или эзотерическим ревю, в альбом вставлены "Адель" и "Это не жизнь", что делает альбом более живым. (Нельзя же все время ждать повторения "Nigredo").
Впрочем, и "Адель", и "Это не жизнь" — при желании могут быть прочитаны как шутейно-издевательская критика здесь-мира.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК "Родина" 2005 (1985)
"Сами они трактуют это название не как намек на сугубо современную, профаническую космологию, но как указание на свой гелиоцентризм, на "солнечную" ориентацию своего творчества. Юрий Орлов, вдохновитель группы, Олег Андреев и другие ее члены сочетают "модернизм" и "архаизм", апелляцию к символизму традиции и неошаманскую психоделику, пейзажи золотого века и картины урбанистического современного ада. Тексты группы "Николай Коперник" могут служить иллюстрацией "следов" Сакрального, сохранившегося в сфере бессознательного некоторых исключительных и глубоких личностей", — так рекомендовал творчество этой великолепной группы альманах "Милый ангел".
Юрий Орлов в начале восьмидесятых играл на саксофоне в ленинградских "Джунглях", привлекался на записи "ДК", в девяностых создал электронный проект "Ф.И.О." Но первая ассоциация, возникающая с его именем, это, безусловно, "Николай Коперник" — одно из наиболее интересных явлений отечественной музыки того периода. И пусть альбом "Родина" был записан двадцать лет назад, он и по сей день звучит, без преувеличения, как откровение. Лучшее переиздание года.
Диссонансная обволакивающая музыка, нововолновая романтика и магическая атмосфера. Тексты пластинки были взяты из сборника стихов северных народов и в орловском исполнении удивительным образом приобрели метафизическое, вселенское измерение — "Дымки", "Люди мира".
И эпохальная финальная медитация, одноименная альбому, "в которой "пение птиц по кронам", "легкий шепот ветра" и "напев старинной песни" органично сплетались в единое целое, называемое словом "Родина". Пространство и время бесследно исчезали, поглощенные нечеловеческой красотой издаваемых звуков"(А. Кушнир).

Обозреватель

1.0x