Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 ноября 2005

МУЗЫКА ДЛЯ БАРОНА ЭВОЛЫ

| | | | |
Саша Андреев
МУЗЫКА ДЛЯ БАРОНА ЭВОЛЫ

Анализируя выдвинутую Антонио Грамши концепцию "культурной власти", Ален де Бенуа отмечал ее опережающую актуальность: именно в наши дни становится особенно заметна несостоятельность марксистского представления о культуре как о "надстройке" над более фундаментальным уровнем экономических и политических отношений. Напротив, сейчас совершенно очевидно, что именно культура является первичным пространством, на котором разыгрываются основные политические ставки, и что в борьбе за преимущественное овладение этим пространством во многом решается вопрос политической власти.
Именно поэтому представляется важным анализ, направленный на выявление идеологических импликаций различных культурных явлений, в том числе — или в особенности — тех, которые предстают в качестве "аполитичных" и принципиально отстраненных от всего, что имеет отношение к сфере идеологии. Как констатирует де Бенуа, "факт, который отныне нужно считать окончательно решенным, заключается в том, что нейтральности не существует. Если ты молчишь — значит, ты просто отдаешь власть тем, кто говорит".
Есть, впрочем, область, в которой соответствие между культурным (конкретнее — музыкальным) течением и политической установкой представляется вполне определенным. Речь идет о так называемой "правой музыке". Любой, кто сколько-нибудь интересуется подобной проблематикой, без труда скажет, что подразумевается под этим понятием: oi!, rac, реже — специфические панк- или металл-группы составляют основную часть российской "правой сцены", в чем нетрудно убедиться на примере образцовой в этом плане серии "Бритоголовые идут", выходящей под кураторством бессменного этой самой сцены патриарха С. Троицкого ("Паука").
Именно в безусловности такого представления о "правой" музыке хотелось бы усомниться. Представляется, что существует течение, в котором "правый" архетип реализуется на гораздо более существенном уровне. Речь идет о так называемой пост индустриальной музыке. Возникнув в середине 70-х годов из радикальных экспериментов (как в области звукоизвлечения, так и в психофизических сферах) музыкантов таких групп, как "Throbbing Gristle", "Cabaret Voltaire", "NON" etc., это направление стало одним из самых значительных и интригующих явлений в культуре конца прошлого века и сохраняет свою тревожную притягательность и по сей день. (Собственно, с распадом в 81-м г. проекта "Throbbing Gristle" заканчивается "классический" период "индастриала", и все употребления этого термина, относящиеся к последующему периоду, предваряются приставкой "пост").
Границы этого течения постепенно стали настолько широки, что в них умещались самые различные по форме произведения: от "бессмысленного и беспощадного" noise до вполне мелодичного dark-folk, от меланхоличных фортепьянных пьес до милитаристских маршей.
То, что объединяло все это многобразие музыкальных и духовных исканий, — это постановка под вопрос социокультурных оснований современного европейского общества, своего рода "переоценка ценностей" Модерна, под знаком которого развивалась Европа со времен Французской революции.
Одним из центральных здесь был вопрос о власти. И в отличие от малодушного уклонизма хиппи, стремления сбежать от жестокого ока власти в некий умозрительный анархический парадиз, творческая интуиция постиндастриала отправлялась скорее от осознания вездесущности и неотменимости факта власти и двигалась в сторону ее интериоризации, оседлания тигра могущества. Здесь вообще не было места хиппистскому наивному идеализму и розовым гуманистическим декларациям, скорее — осознание необратимой катастрофы и ничтожности современного человеческого существования. Стояние посреди руин — такой виделась из этого лагеря безрадостная перспектива. Вполне "правый" взгляд. И дело даже не в том, что проекты исхода из "пустыни современности", исходившие от участников постиндустриального движения, были зачастую окрашены во вполне определенные, "реакционные", "консервативно-революционные" тона, апеллировали к ценностям Традиции, европейского Средневековья, императивам духовной и социальной иерархии.
Корреляция между "правой" позицией и постиндустриальной музыкой лежит не на уровне содержания: сама форма, а точнее, многообразие форм — последней воплощает в себе базовые черты "правого" гештальта: героический пессимизм, мистицизм, антигуманизм, элитаризм. Кстати, эта последняя черта особенно выделяет постиндастриал в оспаривании преимущественной "правизны" у oi! и прочего пивного угара: вы можете представить себе барона Эволу, веселящегося в кабаке под "Screwdriwer" или там "Totenkampf"? Зато левацкие призывы каких-нибудь антифа с легкостью ложатся в те же самые ритмы. А вот среди множества постиндустриальных коллективов приверженцев левомарксистского дискурса замечено доселе не было (адепты советского коммунизма возможны, но это совсем другая история).
Именно элитаризм и интеллектуальный флер, присущие этому направлению, позволяют ему осуществлять постепенную экспансию в те культурные сферы, куда, казалось бы, вход ему должны были преграждать "железным занавесом" его "мракобесие" и демонстративное презрение к общечеловеческим ценностям. Однако же одна из самых блестящих по аналитическому уровню и выверенных по интонации статей, посвященных взаимопересечению правой идеологии и постиндустриальной музыки, была опубликована не где-нибудь, а в журнале "Новый мир". В этой статье с характерным названием "Странности на завтра" ее автор, Михаил Бутов, констатирует: "Музыка правой контркультуры сегодня, пожалуй, самая серьезная в нефилармонической музыке область. Ее деятели не имеют ничего общего с массовым шоу-бизнесом (хотя многие могли бы)…Их мыслительная деятельность не ограничивается сексом, деньгами, кокаином и защитой мохнатых животных — даже на андерграундном фоне они откровенно умны и куда основательней подключены к "высокой" мировой культуре, нежели подавляющее большинство рок- или поп-музыкантов…". Панегирик правым музыкантам в рупоре культур-либерализма — может быть, так и начинается та самая "консервативная культурная революция", курс на которую провозгласил Ален де Бенуа?
Обзор — даже поверхностный — россйской постиндустриальной формации потребует отдельной статьи, поэтому пока ограничимся упоминанием некоторых основных на данный момент представителей этого направления. В области электронной (нетанцевальной) музыки безусловным лидером является ставший уже культовым проект "Reutoff". В их многослойные музыкальные полотна, сотканные из обволакивающих пульсаций, жестких ритмов, гула подсознания и машинного скрежета, проникают порой вербальные послания, наполненные то здоровым цинизмом, то не менее здоровым национальным чувством.
Сохранение в исследовании психоделических глубин социокультурной трезвости и вменяемости — одно из несомненных достоинств этого коллектива.
Коллегой "Reutoff" по части эксперимента со звуком и сознанием является основатель проекта "Cisfinitum" Е. Вороновский, чьи радикальные музыкальные опыты фундируются консерваторским образованием по классу скрипки.
Заслуживает отдельного упоминания и архангельский дарк-фолковый коллектив "Moon Far Away", достаточно давно являющийся одним из фаворитов российской готической сцены, в том числе и по своей представленности в европейской среде. Их последний (вышедший в этом году) альбом "Беловодье" целиком посвящен глубинной русской традиции, вдохновлен северным фольклором и наполнен аутентичными напевами поморских деревень.
Что касается экспериментальной "танцевальной" музыки, то здесь главным "промышленным центром" является Ижевск, породивший неимоверное множество проектов.

13 ноября 2025
20 ноября 2025
20 ноября 2025
1.0x