Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 ноября 2005

«ОТ ОБОРОНЫ — К НАПАДЕНИЮ»

| | | | |
Олег Шеин
«ОТ ОБОРОНЫ — К НАПАДЕНИЮ»

Что может сделать непримиримая оппозиция, если "партия власти" подмяла под себя и исполнительную, представительную и судебную власть, поставила под контроль ведущие средства массовой информации, крупный и средний бизнес? Главный ресурс альтернативного развития страны — униженные и оскорблённые народные массы, которые не только страдают, но и поднимаются на борьбу за свои права. Кто сможет принять на себя народную боль, организовать протестное движение, указать ему путь, повести на борьбу и добиться победы? О состоянии и перспективах протестного движения в России, роли оппозиции в организации масс член Политического совета партии "Родина", депутат Государственной думы РФ Олег ШЕИН рассказывает обозревателю газеты "Завтра" Павлу БЫЛЕВСКОМУ.
— Олег Васильевич, какая работа более важна для "Родины" как политической партии: парламентская или внепарламентская?
— "Парламентской оппозиции" не бывает в стране, где нет парламента. А у нас его нет. У нас есть партийное собрание "Единой России", где фракции "Родины", КПРФ и ЛДПР вносят некое разнообразие, не более того. Государственная дума перестала что бы то ни было обсуждать. Наши, оппозиции, законопроекты даже не выносятся на повестку дня. Сегодня все решается либо закулисными интригами, как это делает власть, либо на улице. Причем надо понимать, что за последний год ситуация сильно изменилась. Вспомним лето прошлого года — "Единая Россия" и ЛДПР вместе с президентом принимают решения, целенаправленно и последовательно уничтожающие основы социального законодательства в стране. В первую очередь закон 122 "о монетизации", Жилищный Кодекс и закон о снижении социального налога, бьющий по пенсионерам и медицинскому обеспечению. Да, были акции протеста, дебаты в парламенте, но шел асфальтовый каток, подминавший под себя все. Сегодня мы имеем иную ситуацию Массовые стихийные выступления января все изменили. Выяснилось, что власть, оказывается, просто боится общества.
— Разве массовые акции протеста привели к отмене монетизации льгот или хотя бы пересмотру его наиболее людоедских положений?
— Да, январские уступки кажутся незначительными — дали проездные билеты, немного добавили пенсии. С формальной точки зрения отменять или пересматривать уже принятые законы никто не стал. Разве нынешнее политическое руководство страны хоть раз публично покаялось в совершённых ошибках, признало своё поражение, даже очевидное всем? Но народ просто не знает, что в этом году предполагалось провести еще серию реформ: монетизировать льготы по ЖКХ, официально вывести на коммерческие рельсы здравоохранение, снять всякую ответственность со стороны правительства, Думы и президента за повышение зарплаты. Все эти инициативы партии власти пришлось отложить до "лучших" времен, так как она оказалась лицом к лицу с угрозой массового народного выступления.
По сути, на протяжении двух первых месяцев этого года власть демонстрировала полную панику, следы которой заметны и сегодня. Поэтому многие уже принятые антисоциальные законы они просто боятся применять. Воплощение в жизнь одних норм притормозили до поры до времени, других — вовсе заморозили. Вот пример: Президент Путин пообещал повысить заработные платы отдельным категориям бюджетников чуть ли не в разы. Это — настоящее нарушения духа и буквы принятого им же нового законодательства, согласно которому ответственность за размеры заработных плат этих групп бюджетников снята с федеральных властей и передана на места, в регионы. Но он отлично понимает, какой бурей возмущения обернется реализация духа и буквы новых законов, и поэтому готов "поступаться принципами" и повышать, пусть немного, зарплату бюджетникам.
— Кто-нибудь может сказать: в Кремле всё поняли, прислушались к голосу народному, вдруг "левый поворот" окажется не пропагандистской фикцией, а шагом к действительно социальной политике?
— Отнюдь, здесь просто работает психология мошенника, мелкого жулика, которого поймали за руку: не лезть на рожон, всё отрицая, не отнимать силой, а сделать вид, что тебя "не так поняли". Нынешнему политическому истеблишменту нужно правдами и неправдами продержаться ещё пару лет — до следующих выборов. Получить мандат ещё на несколько лет и продолжать грабительские реформы с новым рвением и напором, ускоренными темпами. "Помочь" нынешним чиновникам и депутатам сохранять социальную направленность может только постоянная угроза если не "оранжевой революции", то хотя бы массовых выступлений протеста, страх перед гражданским неповиновением.
— Как должна политическая оппозиция, которая последовательно отстаивает интересы народа, взаимодействовать с гражданскими активными группами населения, когда они поднимаются на борьбу за свои права?
— Под удар поставлены не только право на труд, на достойную заработную плату, на крышу над головой, на социальное обеспечение в детстве и старости, по заболеванию или инвалидности, но и демократические права и свободы. Проще говоря, у человека отнимают все, и при этом еще запрещают отбиваться. Нашей парламентской оппозиции потребовалось 15 лет, чтобы понять: борьба за свободу, за демократию — это борьба за народ, а вовсе не за олигархов, которым на демократию совершенно наплевать и для которых этот лозунг был не более чем временным инструментом. Второй проблемой назвал бы я страшную оторванность оппозиции от народа. Ну и, наконец, трагикомическое желание оппозиционных вождей все возглавить.
Пусть любой читатель задумается: хочется ли ему иметь еще одного начальника? А с какой радости лидеры забастовочного движения, активисты комитетов против роста тарифов на ЖКХ, союзы обманутых вкладчиков должны были пойти в подчинение КПРФ, чего, по сути, домогался Зюганов со товарищи под тарарам о "ведущей роли коммунистов". "Ведущая роль" зарабатывается авторитетом и практической работой, а вовсе не проистекает из партийной принадлежности ее носителя. Вот и результат: блестящие возможности помочь народу организоваться, обрести силы и взять власть в стране в свои руки не были использованы.
"Родина" почти сразу после успеха на выборах в Государственную думу определила внепарламентскую работу, организацию протестного движения как одно из главных направлений политической деятельности партии. Надо помочь людям самоорганизоваться на борьбу за свои права, грамотно сформулировать требования, подсказать тактические шаги, которые приведут к успеху, обеспечить юридической помощью, информационной поддержкой. Словом, помочь всеми ресурсами, которые сможем привлечь. Опыт показывает: политическая партия может успешно развивать протестное движение, только выстраивая равные партнёрские отношения с его активом.
— В чём особенности современного протестного движения, каковы его перспективы?
— В "новой России" было несколько волн массового движения, которые выплескивались на улицы. Первая волна, связанная с гайдаровскими реформами, в результате которых обесценились сбережения, заработные платы и пенсии, взлетели все цены — массовые митинги начала девяностых, продолжавшиеся вплоть до расстрела Верховного Совета в октябре 1993 года. Следующая волна — перекрытие транспортных магистралей, "рельсовая война" второй половины девяностых, которая разгорелась из-за накопления многомесячных задолженностей по выплате заработной платы. Массовые выступления в начале этого года проходили против монетизации льгот. Можно с уверенностью сказать, что теперь акцент переносится в область жилищной политики.
Надо ожидать грядущего противодействия россиян бесконечному росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, выселению должников из квартир, превращению домов в источник неограниченной прибыли частных фирм. Даже власть заявляет, что рост тарифов на ЖКХ в следующем году составит около 30%, то есть реально процентов 50. Вот он, простор для деятельности оппозиции, готовой не словами, а делами помочь людям. И еще. Очень важно переходить к позитивному подходу. До сих пор требования звучали как "оставьте нам наше". Это тактика защиты, обороны, лево-консервативная позиция, понятная в условиях экономического спада и дефицита бюджета. Теперь надо переходить к лозунгу "ребята, вам пора делиться!" Производительность труда в нашей стране составляет, в частности, из-за устаревшего оборудования, 22-24% от европейской, а уровень заработной платы — только 8%. Почему же господа из "Единой России" взялись управлять страной, а не в состоянии обеспечить согражданам доходы в соответствии с тем, как мы работаем?
Мы вправе требовать от власти достойной жизни, которую мы заработали. Лозунги "нет росту жилищно-коммунальных тарифов" или "не дадим себя выселить из собственной квартиры" ясны и понятны многим, легко поднимают людей на борьбу, на участие в акциях протеста. Но можно пойти и дальше: потребовать предоставить жителям домов право самим распоряжаться деньгами, сдаваемыми за жилищные услуги. Успех в решении этих частных вопросов помогает понять, что благосостояние россиян немыслимо без реализации политических требований разработки "большого проекта" для России, реализации стратегических планов развития страны, управления крупной собственностью в интересах всех граждан. Наша перспектива — переход протестного движения от обороны к нападению и его политизация.
— Из окон кабинетов Государственной думы многое может видеться не так, как на самом деле, и не только депутатам от "Единой России" и ЛДПР. Властям удалось залить пожар выступлений против монетизации льгот сверхнормативными выплатами компенсаций из бюджета, и где теперь можно искать "точки роста" грядущего социального бунта?
— Идёт качественно новый процесс, не искусственного объединения протестных структур "сверху", а выстраивания общероссийской организации "снизу". Этой весной, в апреле, в Москве прошёл Социальный форум, в котором приняли участие представители самых разных организаций, которые никак не связаны с нынешней властью и коренным образом расходятся с ней в видении будущего нашей страны. Прибывали делегаты со всех концов России. Там были экологи, которые выступают против нарушающих все санитарные нормы свалок вредных отходов и строительства опасных объектов. Активисты независимых рабочих профсоюзов (докеры, авиадиспетчеры, железнодорожники и др.) рассказывали о проведении успешных забастовок, судебных процессов, противодействии силовому давлению. Делились опытом представители комитетов против роста жилищно-коммунальных тарифов, движения общежитий, представители ветеранских, чернобыльских и иных организаций.
Налицо взаимодействие новых гражданских инициатив. Анализ направления либеральных реформ подсказывает, что таких разнообразных протестных организаций будет всё больше и больше. Людям начинает не нравиться во власти буквально всё. Потенциально политической оппозиции нельзя оставлять без внимания и поддержки ни выступления обманутых вкладчиков, ни акции недовольных водителей маршрутных такси, ни правозащитные мероприятия.
Вот совсем свежие живые примеры. Наш замечательный товарищ, несгибаемый борец по натуре Владимир Николаевич Тимаков объединил в Туле жителей семисот домов для бойкота повышения жилищно-коммунальных тарифов, и городская мэрия была вынуждена дать обратный ход: экспертиза признала рост тарифов необоснованным. В Калуге "Родина" помогает жителям через домкомы наладить контроль за жилищными платежами. На Среднем Урале, в Ижевске и Перми также появились подобные объединения граждан против необоснованного повышения тарифов, а также против выселения из приватизируемых общежитий. Там работают мои хорошие друзья Анастасия Мальцева и Андрей Коновал. В Подмосковье, Ленинграде начала формироваться межрегиональная сеть обитателей общежитий, которых новый Жилищный Кодекс лишил каких-либо прав на жильё. Они просто по факту не дают себя выселять, и, пока они организованы, власть ничего не может с ними поделать.
— Насколько у "Родины" хватает сил и людей охватить весь спектр объединений граждан, которые противодействуют наступлению властей на их права?
— Человеку свойственно всегда хотеть большего, чем получается. "Родина" — партия формирующаяся. Где приходят люди активные, с головой, с пониманием наших задач, там удаётся наладить эффективное взаимодействие в протестными структурами. "Родиной" заключены десятки соглашений о сотрудничестве с независимыми профсоюзами, ассоциациями, комитетами прямого действия и другими объединениями граждан, которые поднялись на борьбу с властями за свои права. Эта работа должна расширяться, думаю, что так и будет, лично для меня это главная задача.
— Что в ближайшем будущем — какое событие, какая кампания смогут стать ключевыми для нового подъёма протестного движения?
— Повторюсь: думаю, что новый сильный всплеск протестных настроений будет спровоцирован реформой жилищно-коммунального хозяйства, которую собирается продавить "Единая Россия". Действительно, движение денег в сфере жилищно-коммунального хозяйства непрозрачно и неэффективно, и менять тут нужно многое. Но "Единая Россия" хочет приватизировать гигантские финансовые потоки в этой сфере, почти три триллиона рублей в год, которые платят граждане за ЖКХ, они хотят отдать частным фирмам. Это фактически монетизация льгот номер два: государство уходит от социальной ответственности, объявляет "дефолт" на капитальный ремонт и реконструкцию жилья и всей инфраструктуры.
Этот новый и невероятно наглый грабёж, который может привести к всплеску возмущения гораздо более сильному, чем выступления льготников. Потому что здесь будет нанесён удар не по отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной помощи, а по благополучию подавляющего большинства населения, в том числе вполне трудоспособного и энергичного. Если бы "Родина" исповедовала принцип "чем хуже — тем лучше", то нужно было бы помалкивать, потирая руки в ожидании социального взрыва. Но мы не враги своим согражданам и избирателям — Рогозин в Воронеже, я в Астрахани, Тимаков в Туле.
Поэтому мы открыто предупреждаем "Единую Россию" о том, что в предлагаемом виде реформа жилищно-коммунального хозяйства неприемлема и вызовет социальную катастрофу, и надеемся на благоразумие наших политических оппонентов. Мы выступаем за то, чтобы оставить за жильцами право в любое время перейти к самостоятельному управлению своим жилищным фондом в форме товариществ собственников жилья, по типу жилищных кооперативов советских времён, или путем непосредственного управления. Мы выступаем против приватизации коммунальных монополий и превращения граждан страны в источник сверхприбыли для кучки мошенников. Если же "Единая России" нас не послушается — то в час расплаты пусть пеняет только на себя. Про злого медведя есть поговорка: кто к нам с рогатиной придет, от нее и погибнет.
Автор — депутат Государственной думы РФ от фракции "Родина"
1.0x