Авторский блог Редакция Завтра 03:00 1 ноября 2005

КОРПОРАЦИЯ «МОСКВА» ЛИКВИДИРУЕТСЯ

| | | | |
Геннадий Куров
КОРПОРАЦИЯ «МОСКВА» ЛИКВИДИРУЕТСЯ

Разговоры о том, что Юрий Лужков скоро оставит свой пост, — не только следствие "утечки информации", организованной кем-то из доброхотов столичного градоначальника. В действиях московской мэрии и послушной ей городской Думы просматривается логика предпродажной подготовки. Чиновники отставили в сторону всю рутину и сосредоточились на проектах, обещающих огромный навар, прежде всего строительстве коммерческого жилья и шоссейных магистралей. Предвыборные щедроты, вроде прибавки зарплаты дворникам, служат дымовой завесой, чтобы не привлекать к сделке много внимания. А между тем известен и "покупатель": в качестве преемника мэру-пчеловоду молва настойчиво указывает на заместителя руководителя фракции "Единой России" в Госдуме, председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, известного лоббиста. Что ж, такое назначение — закономерное следствие политики управления городом как корпорацией.
Очарование этой формулы испытали многие градоначальники, главы целых регионов. Казалось простым и естественным "выстроить" подчиненных, назначить менеджеров, прописать бизнес-планы… В стройную схему не вписывалось только одно: население. Оно хотело просто жить, а не обеспечивать бесперебойное поступление прибыли. А отягощенная социальными обязательствами структура никак не желала работать капиталистической корпорацией.
Редкий случай, но Москве довольно долго удавалось сочетать сравнительно высокий уровень социальных благ с жесткими методами бизнеса. Однако достигалось это благодаря небывалой концентрации финансовых ресурсов в столице и за счет постоянных займов. Собственно, корпорация "Москва" оказалась гигантской финансовой пирамидой. Но всякая пирамида однажды рушится. Тем более такая, что выстроена в лужковской Москве.
Не стал мегаполис успешным капиталистическим предприятием. Воровство и мздоимство чиновников превысило всякие мыслимые пределы. Безумной стоимостью жилья столица обязана "откатам", которые достаются чиновникам с каждого квадратного метра. Сравнительно недавно выправить разрешение на постройку какой-нибудь мансарды стоило две тысячи долларов, сейчас потребуют двести тысяч и глазом не моргнут! С каждой услуги, с каждого товара снимают навар коррупционеры, а значит — и криминал.
Не странно ли? Погоня за прибылью во что бы то ни стало, запредельные (даже по сравнению с Нью-Йорком и Лондоном) цены аренды, огромная концентрация бизнеса, деньги, которые ловкачи качают буквально из московского воздуха, и — дефицитный из года в год городской бюджет. Москва подошла к тому рубежу, когда приходится выбирать: либо покончить с воровством и коррупцией, либо отказаться от всяких обязательств перед населением. Выбор чиновников очевиден. А в "Единой России", продвигая в мэры Владислава Резника (одного из авторов печально известного закона об "автогражданке"), видимо, уверены, что такой человек, не отягощенный сантиментами, обеспечит их интересы железной рукой.
Однако город, тем более такой, как Москва, — не фирма и не предприятие. А выселить москвича из квартиры — не то же самое, что уволить. И никто из горожан не подписывал никаких обязательств перед чиновничьей корпорацией. Напротив, это они — мэрия, Мосгордума — должны просить горожан принять их на работу… Вот как раз с того, чтобы восстановить нормальное положение дел, и нужно начать наведение порядка в столице. Так заявили, представляя свою программу, кандидаты в депутаты столичного парламента от партии "Родина".
Экономическую программу партии для Москвы сформулировал известный специалист в области финансов Александр Антонец, входящий в первую тройку городского списка "Родины".
Программа предусматривает комплекс мер для устранения коррупционных "кормушек". Должна быть в корне изменена система принятия и реализации решений. Не дело мэрии заниматься строительством элитного жилья. Не надо ей возводить разорительно дорогие "Сити". Мэрия строит школы, больницы, магазины, недорогое социальное жилье. И не предприниматель должен собирать подписи с чиновников, а чиновники должны формировать проектный блок на той или иной площадке, после чего выставлять его на открытый конкурс. В этом блоке изначально закладываются социальное назначение объекта, его месторасположение, этажность, облик, ограничения, которые городская власть, защищая интересы населения, накладывает на параметры предстоящей стройки. После этого проводятся свободные конкурентные торги, деньги от которых поступают в бюджет. Польза для города, польза и для застройщиков: не нужны взятки, сомнительные сделки, накладные расходы резко сокращаются.
Принципы формирования городского бюджета должны быть понятны москвичам. Не тонкости бюджетной политики, а простые вещи: откуда взять деньги и на что потратить. Надо все же попытаться начинать принимать этот закон снизу, от населения. Вот московская рента — доходы, которые коммерсанты извлекают исключительно из самого факта ведения бизнеса в столице. Сегодня они делятся между бизнесом и чиновниками. "Родина" требует вывести эти деньги на свет и превратить коррупционную, криминальную ренту в социальную. Для бизнесменов такая мера не слишком болезненна: чем "делиться" с мздоимцами, они предпочтут заплатить городу процентов 20 своих сверхдоходов и работать спокойно. По подсчетам специалистов, на которые ссылается Александр Антонец, финансовые ресурсы города за счет этой меры возрастут в 6-7 раз! Вот реальный путь к отказу от жизни в долг, к восстановлению и развитию всей социальной инфраструктуры Москвы. Благодаря этим средствам можно компенсировать пенсионерам и инвалидам, социально незащищенным рост цен на услуги ЖКХ, можно разворачивать строительство удобного и недорогого жилья, осуществлять программы поддержки военнослужащих, молодежи, врачей и учителей. Все это есть в программе "Родины" и все реально просчитано.
Особая тема — городской транспорт. Власть пытается уверить нас, что проблемы можно решить благодаря перехватывающим стоянкам, платным дорогам, ограничению въезда в центр. Но все это не сделает улицы Москвы свободнее. Инфраструктура города перегружена транспортом. Москве нужен как минимум десяток вылетных трасс, чтобы они не заканчивались на кольцевой дороге. В городе на этих трассах должен быть минимум светофоров. На всех пересечениях с транспортными кольцами нужно строить подземные переходы, транспортные развязки. Необходимо замкнуть Бульварное кольцо в центре города. Не в полную силу используются возможности набережной Москвы-реки — крупнейшей транспортной артерии столицы. Вместо того, чтобы развивать такой недорогой, удобный и экологически чистый вид транспорта, как трамвай, московские власти уничтожают его, сносят трамвайные депо, выкорчевывают рельсы. Земельные участки тут же уходят в чьи-то руки, а горожане душатся в пробках. Но даже там, где все-таки прокладываются новые шоссе, делается это в ущерб москвичам. Последний пример — строительство Звенигородского шоссе. Вместо того, чтобы провести трассу через Серебряный бор, строится мост ценой в миллиард долларов и кривой объездной тоннель параллельно реке, не имеющий смысла. Подобная расточительность казалась бы необъяснимой, если не брать в расчет размеры чиновничьих "откатов". Тут не только ресторан на верхушке моста (как предусмотрено проектом) устроишь, тут не жалко над всеми железнодорожными путями Москвы автомобильные трассы развесить: это ж какие деньжищи можно "распилить"!
Вот в чем принципиальная, коренная разница между партией власти и "Родиной". Одни сидят на ключевых постах, чтобы "пилить" и "откатывать", а попросту — красть. Другие хотят навести порядок. Для одних власть — кормушка, а Москва — карьер, где деньги можно грести экскаватором. Для других Москва — сердце Родины, и этому сердцу нынче нездоровится. Корпорация "Москва" ликвидируется. Пора начинать лечение.
1.0x