Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 октября 2005

ПРО «ДУРУ»

| | | | |
Валентина Коротышова
ПРО «ДУРУ»

Фабула фильма с эпатирующим названием "Дура" проста: забота о сестре-инвалиде мешает актрисе сделать карьеру и обустроить личную жизнь. Как только всё начинает более-менее складываться, добрая, но умственно отсталая Ульяна из самых лучших побуждений всё тотчас разрушает. Бойфренд нормальной сестры, который проживает с ними обеими, по поручению редактора издательства записывает происходящее, чтобы в итоге написать "дамский роман". В итоге главная героиня умирает от опухоли в мозгу, роман-бестселлер выходит в свет, а мы смотрим про всё это фильм. Если жанр фильма "Дура" — трагикомедия, то получается такой вот "ёрш" из грешного смеха над убогостью пополам с очищающей душещипательной жалостью.
Тем не менее фильм — вовсе не такое дерьмо, как может показаться из вышеизложенного и по суперагрессивной рекламной кампании. Просто на самом деле фильм вовсе не "об этом". Перед нами художественно правдивое, убедительное и в целом неплохо "сделанное" новое, современное пришествие "естественного человека". Такой герой нестандартным "взглядом со стороны", нетрадиционным поведением разрушает сложившиеся стереотипы восприятия людьми самих себя. "Естественный человек" наших дней — главная героиня фильма Максима Коростышевского "щипцовая" девочка Ульяна, которая в результате родовой травмы к тридцати трём годам сохранила умственное развитие десятилетнего ребёнка.
В мировой литературе такой типаж появлялся, наверное, начиная с Нового времени: то как Кандид у Вольтера, то как какой-нибудь дикарь-гурон с края тогдашней ойкумены. В русской культуре подобную роль исполнял Иван-дурак, который в конце многих сказок женился на Василисе Прекрасной и получал полцарства в приданое. "Естественным человеком" часто выступает ребёнок, от Маленького Принца до Питера Пэна, который боится взрослости и категорически отказывается взрослеть. Ульяна — естественный человек даже не вдвойне, а "в квадрате", потому что её "детскость" накладывается на умственную отсталость.
Можно ли представить себе, чтобы русский писатель Пётр Ершов назвал свою знаменитую поэму-сказку не "Конёк-горбунок", а "Дурак"? Наверное, нельзя, и дело не в простой разности наших времён и девятнадцатого века, а в ином отношении к главному персонажу. Стилистически слово "дура" всё-таки оценочное — ругательное, говорит об умственной неполноценности человека. Но отрицательная оценка часто свидетельствует плохо не о том, кого обзывают, а о том, кто обзывается. Как говорят дети, кто как обзывается, тот так называется. Давайте приглядимся получше к главной героине фильма, которую так убедительно сыграла жена главного режиссёра Оксана Коростышевская. Она выполнила задачу, поставленную мужем-режиссёром: ежеминутное сопереживание её героине зрителей, у которых есть душа, обеспечено.
Известно, что дети бывают не по-детски жестокими или старчески умными, но "ненормальная", "дура" Ульяна оказывается просто "нормальным ребёнком". Эта "русско-чернушная Амели" глубоко равнодушна к шмоткам, успеху в жизни, деньгам и вообще всему, что рекламируют телевидение и магистральные щиты. Ходит в стародавних обносках, но нисколько этим не мучается и не стесняется. Зато Ульяна любит классическую музыку и литературу, видит красоту мира, разговаривает со звёздами и искренне желает всем добра, любит всех-всех-всех: и солдатиков в Чечне, и Киркорова, и даже депутата ЛДПР Митрофанова… А взамен Ульяна хочет так немного — чтобы её тоже любили. Умственная недостаточность восполняется душевной избыточностью. Ну разве не "круглая дура"?
Фильм совершенно не политический и даже аполитичный, пусть даже "умная сестра" в небеспричинном припадке гнева разбивает гипсовый бюст Ленина, которому Ульяна привыкла исповедоваться. Отрицательная оценка "юродивой", "блаженной" Ульяны говорит плохо, и очень плохо, но не о ней самой, и не об измученной сестре, которая в сердцах произносит это слово. "Дурён" мир, изображённый в фильме "Дура", то общество, в котором мы сейчас живём. Здесь героям, чтобы стремиться к иллюзорному счастью, приходится продавать часть души: писать бульварные романы, гнаться за сценическим успехом, искать хоть какую-то теплоту личных отношений в последнем бастионе человеческого общества — собственной семье.
Общаться, а тем более жить с блаженными, как и с гениями, непросто — это порой тяжкий крест для родных и близких. Старики, дети и инвалиды, все те, кто нуждаются в заботе, взамен могут подарить только радость общения и свою искреннюю благодарность. Ходовой ли это товар в современном обществе, равноценен ли обмен? Конечно, с точки зрения товарно-денежных отношений — нисколько не равноценный. Но наша жизнь не сводится к тому убогому и бездушному миру, в котором мы сейчас живём. Фильм "Дура" заставляет почувствовать, что возможна не такая жизнь, иная правда, совсем другие, по-настоящему человеческие отношения между людьми. В отличие от сказочного Иванушки-дурачка, "дура" Ульяна получает не половину царства земного, но царство небесное — в сердцах зрителей. Ведь не все понимают только мыльные телесериалы и голливудские блокбастеры.
1.0x