Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 20 сентября 2005

БЕЛГОРОД-СТРАНА-МИР

| | | | |
Андрей Смирнов
БЕЛГОРОД-СТРАНА-МИР
О Московской книжной ярмарке
С 7 ПО 12 СЕНТЯБРЯ НА ВВЦ уже в восемнадцатый раз прошла Московская Международная книжная выставка-ярмарка, на которой ведущие российские издательства представляют своих авторов и новинки книжного рынка.
В этом году ярмарку посетили почти триста тысяч человек — подтвердив высокий интерес к книге в РФ. Однако за этой цифрой начинаются вопросы. Во-первых, традиционный пафос по поводу самой читающей страны мира приходится снижать. По данным социологических опросов, около сорока процентов россиян вообще не читают, более пятидесяти не покупают книги. Во-вторых, обилие книжной продукции не вызывает особого энтузиазма у читателей. Стабильно покупают только тех, кого хорошо знают: Маринину, Акунина, Устинову.
В отличие от некоторых подобных мероприятий, ярмарка на ВВЦ — в первую очередь коммерческий проект. Хороший стенд стоит от 10 тыс. долларов, а главные удачи связаны не с розничной продажей книг, а с оптовыми договорами
Нынешняя ярмарка стала беспрецедентной по количеству скандалов, связанных с представленными книгами.
Началось с протеста мусульман в связи с презентацией книги Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери", вышедшей в серии "Поле битвы — Европа". Это резковатая антиутопия об исламском будущем Старого Света в издательской аннотации названа "грозным пророчеством для Европы и всего "цивилизованного" мира". Впрочем, "антиисламская" книга Чудиновой была уравновешена активной работой мусульманских стендов и проведением "круглого стола" "Исламский прорыв"
Главное место в протестах неизбежно заняла антисемитская тема.
Еще 25 июля по России стартовала акция "Город без фашистских книг", которую инициировали Российский еврейский конгресс и Московское бюро по правам человека.
По мнению идеологов акции, "ксенофобия и шовинизм не имеют ничего общего со свободой слова и конституционными нормами; преступно закрывать глаза на распространение подобных идей и книг, призывающих к вражде и погромам. Акция "Город без фашистских книг" должна помочь обществу осознать коричневую опасность".
Застрельщиком в лучших традициях спектакля выступил некий Владимир Колесников, начальник отдела прикладного программного обеспечения одного из московских предприятий. В письме на имя президента РЕК Владимира Слуцкера, тезка и однофамилец заместителя генпрокурора возмущается "тем фактом, что издательство "Эксмо" выпускает литературу националистического, в том числе антисемитского характера с изображениями, оскорбляющими человеческое достоинство. Речь идет о книге Юрия Мухина "Тайны еврейских расистов", издана "Эксмо" в 2004 году".
Книга уже изъята из торговой сети "Московский Дом книги" и подготовлена к возврату в издательство.
На выставке борцы с “книжным фашизмом” выразили недовольство обилием "шовинистической литературы". В черный список попали: И. Шафаревич "Русофобия", "Записки русского экстремиста", Б. Петров "Швыдкой лучше Геббельса", книги О.Платонова, А. Севастьянова, Б.Миронова, М. Назарова.
Кто решает, какие книги неправильные? Суд? Пожалуйста. Недавно Черемушкинская межрайонная прокуратура постановила отказать в возбуждении уголовного дела по ст.282 ч.1 УК РФ в отношении Михаила Назарова и его работы "Тайна России". Еще 16 мая троица профессиональных борцов с антисемитизмом в лице г-на Брода (директора Московского бюро по правам человека), г-жи Гербер (президента фонда "Холокост") и г-на Новицкого (президента Российской секции Международного общества прав человека) обратились к генпрокурору с требованием "проанализировать" публикации на предмет "антисемитизма" и возбудить уголовное дело по ст. 282 УК за "разжигание".
На основании анализа, проведенного Институтом психологии РАН, прокуратура в возбуждении дела отказала:
"Книга посвящена не еврейству, а осмыслению истории России. Об этом говорит тот факт, что о евреях речь заходит лишь в тех местах книги (это около 10 % текста), когда их роль в истории и современных событиях достаточно очевидна и при этом нуждается в объяснении".
"С точки зрения законов интерпретации любого текста смысловая нагрузка отдельных фраз, их способность формировать представления определенного содержания зависят от многоуровневого контекста — от предшествующего текста до смысла разделов, глав, текста в целом, и даже до творчества автора в его совокупности".
"Таким образом, в книге и фразах, подлежащих анализу и оценке, не содержатся положения, направленные на возбуждение религиозной или национальной ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальной или религиозной принадлежности".
Сам Михаил Назаров справедливо заметил, что его обвинители фактически "требуют запретить православным следовать открытой нам Христом истине Православия. То есть это обвинение — против Православия, и пусть наши обвинители признaют, что страшатся именно его, а не мифических "кровожадных антисемитов" в нашем лице". ("Русь Православная").
Помнится, "легенда" отечественного антифашизма г-н Прошечкин лет десять назад выдал концепцию, что "Фашизм — это любая форма воинствующей антидемократии". В этом случае отправлять в печку придется не только Гитлера с Розенбергом, но и Платона, и всех социалистических идеологов, всех Отцов Церкви (св.преп. Иоанн Кронштадтский: "Демократия в аду, а на небе Царство.").
Вот это будет настоящее торжество свободы и демократии. Кстати, и среди актуальных мыслителей и литераторов, апологетов либеральной демократии меньшинство.
Руководство ярмарки на истерику россиянских полицаев мысли отреагировало хладнокровно — в том плане, что книги не запрещены, следовательно, никаких нарушений нет.
Но маловероятно, что "антифашисты" остановятся на этом. Не исключено, что возникший шум встроен в активно педалируемый властью проект надвигающегося "русского фашизма". Прекрасно известно, что 282-я статья УК РФ — давно используется как форма цензуры и средство подавления оппозиции.
Когда в невинном "письме 500" речь зашла о "разжигании межнациональной розни" в "Шулхан Арухе" — истерика была капитальная. Свобода слова существует для себя. Все равны, но некоторые равнее других.
Кстати, и что дал запрет пресловутых книжонок типа "Майн Кампф" — уменьшение числа "фашистов"? Оздоровление межнациональной обстановки? Что хорошего в том, что знания большинства сограждан о консервативно-революционном движении XX века (с которым нашему народу пришлось столкнуться в жестокой войне) находится на уровне мрачного комикса.
Устроители акции "Город без фашистских книг" действуют по логике, отмеченной Славоем Жижеком в "Истории про чайник": "Эта замкнутая петля была отлично описана во время телевизионных дебатов, когда актер Фред Томпсон сказал в защиту иракской политики президента Буша: "Когда участники антивоенных акций протеста говорят: "Что такого Ирак действительно сделал Соединенным Штатам? Он же не нападал на нас!", на это следует ответить вопросом: "А что на самом деле сделали террористы, уничтожившие башни-близнецы, Соединенным Штатам до 11 сентября? Они ведь тоже ничего не сделали!". Проблема этой логики ... заключается в том, что она предполагает, что мы можем относиться к будущему, как к тому, что в известном смысле уже произошло".
Я не являюсь большим поклонником названной литературы. Тем более под огонь нападок попали совершенно разнообразные тексты. Здесь и эпохальные труды академика Шафаревича, и спорные метаисторические изыскания, и параноидальная графомания из лучших побуждений. Но критическая литература сегодняшнему обществу крайне необходима. А читатель сам разберется.
1.0x