Авторский блог Николай Коньков 03:00 23 августа 2005

В ТЕНИ АЮ-ДАГА

| | | | |
Николай Коньков
В ТЕНИ АЮ-ДАГА
К созданию содружества демократического выбора
19 августа, в день 14-летия печальной памяти ГКЧП, в Крыму собрались президенты Украины, Грузии, Литвы и Польши — якобы для празднования 80-летия международной детской здравницы "Артек", открытой, строго говоря, вовсе не в августе, а в июне 1925 года. Такой несколько "запоздавший" юбилей призван был придать более "человеческое" и даже "детское" лицо очередному этапу строительства нового "санитарного кордона" вокруг России. То, что этот кордон будет красиво именоваться "Содружество демократического выбора" (СДВ), а его провозглашение аранжировалось присутствием голливудской дивы Милы Йовович (киевлянки по рождению), футболиста Андрея Шевченко и ряда других звёзд культуры и спорта, не заслонило собой геополитического смысла состоявшейся акции. Нам, жителям России, вообще не надо долго объяснять, что такое "демократический выбор". "Демвыбор" — это Гайдар, это Чубайс, это расстрел Дома Советов, это "пятая колонна" Америки. То, что заокеанские кураторы СДВ воспользовались готовым старым клише, возможно, связано с недостаточной креативностью их мышления, а может быть, призвано особо подчеркнуть, что "Артек" 2005 года — прямое продолжение Фороса года 1991-го. "Ответ Чемберлена", альтернатива недавнему празднованию 750-летия Калининграда, куда Путин демонстративно не пригласил ни польского президента Александра Квасьневского, ни его литовского коллегу Валдаса Адамкуса. Открыто заявив тогда о том, что праздник этот — сугубо домашний, российский, а потому в гости его хозяева ждут только друзей. В число друзей попали, помнится, премьер-министр Франции Жак Ширак и бундес-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер.
Прошло меньше двух месяцев — и "униженные, оскорблённые" лидеры государств, некогда соединённых в "Ржеч Постополиту от моржа до моржа", составили компанию "сладкой парочке" Ющенко — Саакашвили. В "Артек" вроде бы приглашали и Путина, но он туда как-то не добрался. Зато было объявлено, что к СДВ в самое ближайшее время готовы присоединиться Азербайджан и Молдова. Таким образом, стремление Америки вбить геополитический клин между Европой и Россией приобрело принципильно новые формы реализации. Новые — по сравнению с проектом, носившим кодовое название ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), и даже ГУУАМ (плюс Узбекистан), впрочем, новизна проекта СДВ касается не только формы, но и содержания.
Разумеется, прежде всего бросаются в глаза определённые перемены в списке действующих лиц и исполнителей. Отсутствие там Узбекистана более чем понятно — после событий в Андижане и последовавших за этим требований официального Ташкента в течение 180 дней вывести американские войска с территории среднеазиатской республики, правительство Ислама Каримова, окончательно записано Вашингтоном в "диктаторские режимы и враги демократии", ведь, как откровенно высказалась однажды, кажется, Кондолиза Райс, степень демократичности того или иного правительства определяется не тем, насколько в руководимой им стране развиты и действенны институты демократии, а тем, насколько это правительство признаёт Соединённые Штаты единственным светочем демократии во всём мире. Так что теперь руки Каримову ни один из "эсдэвэшных" президентов, находящихся на окормлении США, подать без одобрения своих кураторов не решится, так что оформление "оси зла" Минск — Ташкент является сегодня только вопросом времени.
А вот дополнение бывшего ГУАМа в рамках СДВ Польшей и Литвой выглядит куда более неожиданным и многозначным шагом. Поневоле вынужденный отступать в Азию Вашингтон тем активнее наступает в Европе. Стоит напомнить, что оба эти государства с недавних пор являются полноправными членами ЕС и НАТО. А следовательно, их участие в проекте СДВ приходится рассматривать как вторжение (или втягивание) данных международных организаций непосредственно на территорию СНГ. Или, во всяком случае, в контексте подобной перспективы. Разумеется, и приднестровский конфликт, и противостояние Азербайджана с Арменией в Нагорном Карабахе, а также проблемы Южной Осетии и Абхазии, не говоря уже о статусе Калининградской области, получают при этом совершенно иное, новое и весьма неприятное для национальных интересов России измерение.
Однако данным обстоятельством последствия создания СДВ далеко не исчерпываются. Достаточно, например, указать на такой не вполне проявленный смысловой акцент, как "отбрасывание" России за рамки СДВ, которое почти автоматически признаёт нашу страну "не сделавшей демократический выбор", в отличие от участников данного проекта — как говорится, со всеми вытекающими. Вторым важнейшим моментом является демонстративная ставка Вашингтона на Киев как лояльный и альтернативный Москве "центр силы". Вообще, в каком-то смысле время и место проведения данной статусной встречи были призваны закрепить признание заслуг Виктора Ющенко перед "вашингтонским обкомом".
Все мы помним, какую лихорадочную активность развивал нынешний украинский президент весной и в начале лета на "каспийском направлении", как он старался "подогнать" Казахстан и Туркмению к "трубе" Баку-Тбилиси-Джейхан. Причём далеко не последним аргументом в его устах было финансово подтверждённое стремление "друзей Путина" из Евросоюза "диверсифицировать" маршруты импорта энергоносителей с постсоветского пространства. Мол, в объединённой Европе, конечном потребителе ваших нефти и газа, хорошо понимают, что если "труба" будет не одна, а две или — ещё лучше — три, то зависимость от каждой из них уменьшится, а это ей, Европе, выгодно. Ну, и от транзитной монополии Москвы бедным казахам и туркменам попутно можно будет избавиться, больше денег в вашем кармане появится. Якши? Алаверды!
Ну, якши-то оно, конечно, якши — никуда не денешься, но до алаверды тут далековато. Ведь замысел американских стратегов, озвученный "вашингтонским зятем" Ющенко, на деле прост и циничен до неприличия. Да, на "трубу" нефтяную и газовую, идущую из России в Европу через Украину, теперь, после Майдана, насажен "оранжевый" вентиль. Да, привлечение в СДВ Польши с Литвой наглухо перекрывает другое, белорусское направление экспорта энергоносителей из РФ в ЕС, заодно делая батьку Лукашенко балластом для путинского Кремля не только в политическом, но и в экономическом смысле. Но — повернуть вентили СДВ стратегическим образом, то есть всерьёз и надолго, американцам пока нельзя. Это будет означать прямое объявление экономической войны "старой Европе", а следовательно — рост там антиамериканских настроений, отток евроинвестиций и так далее. Короче, овчина выделки не стоит. А вот если в руках американцев окажется альтернативная российской и бесперебойно работающая "труба", по которой, в случае "оранжевой" блокады России, энергоносители всё-таки продолжат поступать в ЕС, пусть в меньших количествах и по другим ценам, покрутить краниками СДВ можно будет вовсю. Тут игра стоит свеч, а Париж — мессы. Сначала "закрываем" Россию, зато хорошо платим Назарбаеву с Туркменбаши. Потом, поставив Кремль на колени, наоборот, "открываем" Россию и перекрываем "азиатским диктаторам" обе "трубы" в Европу: и российскую, и "каспийскую". Не вопрос.
Не случайно американские военные на днях заявили о своей готовности в течение ближайших шести лет вложить в создание "каспийской стражи" (Кеспиан Гуард) 130 миллионов долларов, развернув две бригады для охраны нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Характерно, что командные пункты в рамках данного проекта предполагается развернуть по обе стороны Каспия как в Азербайджане (заодно разделяя Россию с Ираном), так и в Казахстане — с целью "защиты региональной стабильности". В этой связи как-то само собой вспоминается программное выступление в Египте госсекретаря США Кондолизы Райс насчёт того, что "защита стабильности не может осуществляться в ущерб демократии". В ту же лузу ложатся и недавние слова шефа Пентагона Дональда Рамсфельда, который успешность внешней политики США поставил в прямую зависимость от "продвижения дела свободы и демократии". Следовательно, под "защитой региональной стабильности" по-американски следует понимать прежде всего "продвижение свободы и демократии", так что политической элите Казахстана и Туркмении, слушая сладкоголосого сирена Ющенко, стоит серьёзно задуматься о выборе, сделанном Исламом Каримовым.
Видимый "балто-черноморский" акцент Содружества демократического выбора, по сравнению с проектом ГУАМ, не должен вводить в заблуждение — это глобальный геополитический инструмент, сферой действия которого является практически весь Старый свет, от Европы до Китая, а уж на третьем такте запущенный в Артеке механизм призван обеспечить Америке, взявшей под контроль все энергетические ресурсы "Большого Ближнего Востока" и России, мощнейший рычаг господства и над объединённой Европой, и над красным Китаем.
Разумеется, вся эта многоходовая комбинация может быть легко и с минимальными усилиями разрушена согласованными, адекватными действиями России, Ирана и лидеров Евросоюза, не говоря уже о возможном и весьма вероятном вмешательстве КНР. Поэтому такое подчёркнутое внимание уделяется американскими кураторами проекта СДВ его, если можно так выразиться, ситуативно-информационному обеспечению. Взять в этом отношении хотя бы тему единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Белоруссии (ЕЭП). После того, как киевский министр экономики Сергей Терёхин заявил о выходе Украины из ЕЭП (кстати, тоже 19 августа, в ходе переговоров с лидером российских либералов Г.Грефом), президент Ющенко тут же поспешил отыграть назад, заявив дословно следующее: "Мы принимаем участие в организации работы единого экономического пространства", — и пообещав "выдвинуть 65 инициатив" на предстоящем в Казани 26-27 августа саммите СНГ. Можно представить себе, что это будут за инициативы — аккурат под празднование 1000-летия Казани…
В общем, путинский Кремль его американские друзья водят по просторам СНГ от Балтики до Каспия, как рыбу на крючке: подтянут поближе, чуть отпустят, подтянут ещё ближе. А это огромная, вялая рыбина ведёт себя так, будто до сих пор не может сообразить, куда это её, болезную, тянут: то ли в "цивилизованное мировое сообщество", то ли на сковородку. Как говорил известный персонаж одного анекдота в похожей ситуации: "Господа, не пора ли, наконец, определиться?"
1.0x