| | | | |
ИЗ-ЗА ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА
# Громкое дело в Курской области. В ночь на 27 июня в льговской колонии ОХ-30/3 около полутысячи заключенных вскрыли себе вены, протестуя против действий администрации, еще несколько сотен объявили голодовку. У большинства из них были поверхностные порезы, но 26 заключенным пришлось накладывать швы, еще у двух оказались задеты вены. А 8 июля 2005 года от имени заключенных Алексея Шатунова и Виталия Князева были поданы жалобы в Европейский суд. Оба были сильно избиты сотрудниками колонии.
Кроме того, около трех десятков курских заключенных написали заявления на имя генпрокурора Владимира Устинова с требованием разобраться в ситуации и уволить руководство колонии.
Российские правозащитники передали руководству Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний результаты независимого расследования событий в колонии города Льгов. По словам председателя общественного совета при министре юстиции РФ Валерия Борщева, в материалах изложены факты и названы "конкретные виновные как среди сотрудников администрации колонии, так и среди заключенных". Кроме того, в ходе проверки правозащитники собрали 275 жалоб заключенных и передали их уполномоченному по правам человека.
Как заявил Борщев, "одна из причин конфликта в льговской колонии заключается в том, что заключенных насильственно заставляли вступать в так называемую секцию дисциплины и порядка. Руководство насильно расслаивает заключенных на "актив" и "обычных", чем провоцируют напряжение. Этот принцип применялся еще во времена ГУЛАГа, где своих использовали для травли неугодных, например, уголовников против политзаключенных".
В ходе проверки Генпрокуратуры выяснилось, что накануне инцидента ночью в воскресенье, 26 июня, четверо осужденных были жестоко избиты сотрудниками колонии. Медицинская экспертиза подтвердила наличие обширных гематом на теле осужденных. Буквально через три часа после их избиения заключенные во всех 14 отрядах колонии начали вскрывать себе вены.
На сегодняшний день "за ненадлежащее исполнение обязанностей" временно освобожден от должности начальник колонии ОХ-30/3 Юрий Бушин. Его отставка входила в список требований заключенных, также от исполнения обязанностей отстранены заместитель начальника колонии по безопасности и оперативной работе Владислав Двоеносов и старший инспектор режимного отдела Виктор Реутов. Им было предъявлено обвинение по п. "а" и "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств). С обвиняемых взята подписка о невыезде.
Прокуратура Курской области возбудила еще одно уголовное дело — по ч. 1 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).
Около 50 "зачинщиков беспорядков" "в оперативных целях" этапированы в другие колонии.
# В Симоновском суде начинается повторный процесс по уголовному делу 26-летней Веры Пестряковой, обвиняемой в убийстве таксиста-частника, пытавшегося ее изнасиловать. По сути — это второе "Дело Иванниковой", перед нашим обществом вновь встаёт вопрос об игнорировании российскими судами права граждан на необходимую оборону.
Суд признал Пестрякову виновной в "умышленном убийстве", и с учетом смягчающих вину обстоятельств и наличия у подсудимой малолетнего ребенка, приговорил к 6 годам лишения свободы. Позже Мосгорсуд переквалифицировал действия Пестряковой на статью "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека", и снизил наказание на год.
Однако защита Пестряковой подала апелляционную жалобу. По словам адвоката, суды первой и второй инстанции проигнорировали тот факт, что сразу же после происшедшего "девушка оказывала помощь потерпевшему, противоправность и аморальность поведения которого явилась поводом для случившегося". Адвокат настаивал на оправдании своей подзащитной. Однако надзорная инстанция удовлетворила просьбу частично, отменив приговор и направив дело на новое рассмотрение.
# Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в последние дни испытали резкое ухудшение условий содержания. Первого перевели из спецблока "Матросской Тишины" в общую камеру, а в камеру к Лебедеву подсадили еще двоих арестантов.
По словам представителей Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), подобные решения — "обычная тюремная процедура и внутреннее дело начальника СИЗО". Ходорковского перевели из спецблока, где он содержался ранее, в связи "с ремонтом". Корпуса отличаются только условиями содержания. В спецблоке Ходорковский имел холодильник и телевизор, регулярно получал передачи, посещал спортзал. Новое пристанище — камера на одиннадцать человек, где практически нет возможности изучать судебные протоколы, а также отсутствует доступ к средствам массовой информации. Невнятные объяснения со стороны руководства тюрьмы порождают закономерные сомнения в истинных мотивах перевода. Адвокаты Ходорковского и Лебедева склонны считать, что ужесточение условий содержания их подзащитных вызваны последними выступлениями в СМИ: "Ходорковский наступил на больную мозоль, и месть не заставила себя ждать". Действительно, политическая активность Ходорковского, его решимость продолжать борьбу, желание участвовать в выборах крайне раздражают власть, провоцируют ее на необдуманные и грубые действия в отношении "заключенного №1".
1.0x