Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 мая 2005

СУДАН И РОССИЯ: ПУТЬ К ДИАЛОГУ

| | | | |
Акиф Багемский
СУДАН И РОССИЯ: ПУТЬ К ДИАЛОГУ
После развала Советского Союза, мы потеряли многих своих друзей, особенно из стран Ближнего Востока. Арабский мир оказался не просто чужд новой российской "элите", он стал ей враждебен. Еще пять лет тому назад эти отношения находились "ниже нулевой отметки". С этим трудно не согласиться.
Активизация политики и решительная позиция России, изложенная в заявлении президента В. Путина 3 июля 2001 года в Совете Безопасности ООН, заметный крупный шаг в направлении восстановления российских стратегических интересов в странах Ближнего и Среднего Востока. Но необходимо отметить, что если по ряду проблем эта политика еще как-то сбалансирована, то отношение подавляющего большинства российских средств информации к арабским странам, на мой взгляд, остается негативным.
И здесь в ход идёт тезис об "угрозе международного терроризма", который используется для создания в лице, в основном арабов, образа нового "врага". При этом фактически ставится знак равенства между действительными террористами, которые, безусловно, должны предаваться суду за совершённые ими уголовные преступления, и теми мусульманами-арабами, кто совершенно не причастен к их злодеяниям. В ход идут ложь, подтасовки, передёргивание фактов, замалчивание позитивного и раздувание всего негативного. Уже стало скверной традицией перевирание даже географических названий, имен и должностей политических деятелей и руководителей арабских стран. Между террористами и теми, кто борется против действительной оккупации за освобождение своей страны от иностранного ига, ставится знак равенства. Совершенно очевидно, что главным видом терроризма является государственный террор со стороны США и их союзников, которые используют свою военную мощь против стран, не пожелавших стать на колени и продолжающих отстаивать свое законное право самим решать судьбу своего народа и государства. Также очевидно, что агрессия по отношению к независимым слаборазвитым малым государствам под предлогом борьбы с "терроризмом" и с "неугодными" — к примеру, такими, как Судан и другие, может привести к новой эскалации войны.
Ослабление российско-арабских связей противоречит нашим национальным интересам. Уже сейчас Россия, по-моему, всё сильнее ощущает это. В ослаблении таких связей, в односторонней ориентации на США и на Израиль заинтересованы только те люди и круги, чьи интересы связаны не столько с Россией, сколько с Западом.
С развалом Советского Союза не только арабский мир потерял мощного союзника, который был противовесом агрессивной политике США и Израиля, но и мы в одночасье лишились надёжных друзей, огромного рынка для наших услуг и продукции. А ведь потерять что-то легко, а вот вновь найти ...
Правы те, кто считает, что миллиарды долларов, вкладываемые нами в американские и израильские банки, идут на поддержку агрессивной политики Вашингтона и Тель-Авива, на развитие их экономики. На любом нашем рынке можно найти их товары: различный ширпотреб и многое другое. Миллиарды долларов вкладываются нашими правительством и предпринимателями в банки США, стран Запада, что также способствует росту благосостояния этих регионов. Зато мы остаёмся нищими. Даже далеко не все наши ветераны Великой Отечественной войны, которых иногда показывают по российскому телевидению, бывают каждый день сыты и имеют крышу над головой. У нас, как заявил на пресс-конференции и встрече с прессой 23 декабря 2004 года В. Путин, безработных 7,4 процента от экономически активного населения, то есть 5,5 млн. человек.
Он, правда, не сказал, сколько пенсионеров еле-еле сводят концы с концами и сколько людей кончают жизнь самоубийством, не видя никакого просвета впереди и разочаровавшись в "демократах", за которых многие из них голосовали на выборах. Будучи не в состоянии прокормить и обеспечить своих детей — граждан России, лишившихся родных, и воспитываемых в детских домах, мы с лёгкостью отдаём их, а то и просто "по-тихому" продаём в другие страны, чужим родителям, и тем самым, в сущности, предаём их. А ведь многие наши герои и выдающиеся люди страны в своё время беспризорничали, выросли в детских домах и колониях. Почему об этом молчат те "демократы", которые ещё несколько лет назад охотно и много говорили о необходимости бережного отношения к нашему "национальному генофонду"? Или "ценным генофондом" они считают лишь собственные персоны и мозги?
Около 150 млрд. долларов вложило правительство России в американские и другие банки под очень низкие проценты и примерно столько же — в стабилизационный фонд США. На благо и процветание Америки. А почему эти деньги не отдать нашим детям, которые — или мы забыли об этом? — наше будущее.
По официальным данным, в стране насчитывается более 5 млн. наркоманов, около 5 млн. беспризорных детей, смертность превышает рождаемость (более 1,5 млн. человек в год). Ежегодно десятки тысяч человек пропадают без вести, погибают от пищевых отравлений, от рук убийц.
После развала Советского Союза объём сельскохозяйственного производства упал почти на 50 процентов, промышленного производства сократился на 60 процентов. И нам очень нужны партнеры — в частности, такие, как Судан.
Но Судан — одна из тех арабских стран, о которых мало говорят и пишут в России. Уверен, не все даже знают, где она находится — в Африке или Азии. Если после двух десятилетий "перестройки", "возвращения в лоно цивилизованного мира" и перелицовки всех учебников и программ даже не все наши школьники знают, кто такой Валерий Чкалов, а учащимся внушают, что британская колонизация Индии способствовала её развитию и принесла много пользы её народам, то нужно ли спрашивать о Судане?
После ухода английских колонизаторов Судан объединил две довольно различные территории: Север, населённый в основном арабо-мусульманами, и Юг — с негроидными племенам. В колониальный период британские власти широко использовали здесь политику "разделяй и властвуй". Искусственно разжигавшиеся колонизаторами противоречия не могли не сказаться на всей обстановке в стране после провозглашения 1 января 1956 года независимости Судана. Но ещё до этой даты в период самоуправления (1953-1956 годы) на Юге вспыхнуло сепаратистское движение, поддерживаемое извне. Военные действия против центрального правительства продолжались вплоть до тех пор, пока правительство не предоставило Югу большую автономию.
Более чем 20-летняя гражданская война между Севером и Югом, унесла много жизней с той и с другой стороны. Переговоры об урегулировании конфликта на Юге Судана (в Южном Кордофане, районе Нубийских гор, районе Голубого Нила и района Абьей) были мучительно трудными и тянулись несколько лет. Первый серьёзный прорыв на переговорах наметился в сентябре 2003 года, когда обе стороны пришли к соглашению по ключевым вопросам. Последнее соглашение подписали вице-президент страны Али Осман Мухаммед Таха и лидер повстанцев Джон Гаранга 9 января 2005 года.
Совет Безопасности ООН одобрил стремления воюющих сторон к миру и принял несколько резолюций в поддержку их усилий.
Пока правительство и повстанцы медленно продвигались к миру, возобновились бои в западной провинции Дарфур, где восстание подняли мятежники Движения за справедливость и равенство (ДСР), добивающиеся большей автономии. Это — новая головная боль суданского правительства, и, чтобы добиться установления окончательного мира в стране, нужно решать и эту проблему. В начале года Джон Гаранг публично пообещал международным гарантам "положить конец кровавой бойне" в Дарфуре.
Сделан очень важный шаг к политическому урегулированию и появилась надежда, что Судан сумеет преодолеть все трудности и сохранить целостность страны.
Сегодня, фактически под прямым давлением США, Совет Безопасности необоснованно принял решение о вводе международных санкций против суданского народа и законно избранного руководства Республики Судан. Это вызвало бурю возмущения среди суданцев и мирового сообщества. В столице страны Хартуме, в других городах и селениях прошли многомиллионные антиамериканские митинги. Свою поддержку действующему руководству Судана высказали и лидеры повстанцев, подтвердив тем самым свою приверженность соглашению о перемирии. Не послужат ли эти резолюции Совета Безопасности поводом "законно наказать" лиц, неугодных Вашингтону и его союзникам? Резолюции СБ обязательны для исполнения членами ООН. За их невыполнение на страну могут наложить международные санкции, использовать против неё военную силу, как это было, например, с Ираком в 1991 году. Но опять же и здесь действуют двойные стандарты. Много ли резолюций СБ выполнил Тель-Авив? И почему США накладывают вето на любую резолюцию в Совете Безопасности, которая не по нраву сионистскому Израилю? До сих пор Израиль фактически не понёс никакой ответственности за незаконную оккупацию исконных арабских земель, за наличие у него ядерного оружия, за истребление палестинского народа…
Стремление Судана к самостоятельности и самообеспечению, сохранению своего суверенитета, желанию выбрать ту политическую систему, которая была бы пригодна для его народа, не нравится тем, кто хотел бы видеть Судан отсталой страной, зависимой от США и транснациональных корпораций. Для достижения этой цели используются все средства.
После окончания "холодной войны" в мире, любые попытки и стремления к самостоятельности политических и экономических решений со стороны развивающихся стран стали неприемлемы при "новом мировом порядке". Поэтому администрация США использовала все возможные способы давления на некоторые из соседних с Суданом стран для того, чтобы они препятствовали независимому развитию Судана и продвижению его вперёд.
Соединённые Штаты, претендующие на мировое господство, жиреют на ограблении народов развивающихся и отсталых стран, которые нуждаются не в их указаниях, как обустраивать свою жизнь, а в экономической поддержке, новых технологиях и крупных капиталовложениях. Истинная цель политики, проводимой руководством США, состоит в том, чтобы сломить и унизить миролюбивый народ Судана, посеять вражду, расчленить страну, а затем взять под свой безраздельный контроль нефтяные и другие сырьевые запасы. Вашингтон взял на себя позорную роль мирового жандарма, готового повсюду силой насаждать "новый мировой порядок" в своём понимании, что представляет серьёзную угрозу всеобщему миру.
США не раз распространяли необоснованные обвинения в адрес Судана, в частности, такие, как участие Судана "в поддержке терроризма", не приводя ни одного аргумента в подтверждение своих обвинений. И мы знаем, что ни одна страна в мире не может доказать участие Судана в терроризме, потому что такие действия, как терроризм, противоречат ценностям и морали миролюбивого народа Судана. При этом политическое руководство США, используя своё влияние в Совете Безопасности ООН и под его прикрытием, попытаются навязать своё видение проблем региона, поощряя одних и расправляясь с "врагами" по своему усмотрению.
Конгресс США взял за правило ежегодно готовить доклад о терроризме и самолично решать, кого считать поддерживающим международный терроризм, а кого — нет. В зависимости от этого — кому предоставлять экономическую помощь, а кого "обнести" этими благами. Судан числился в этом списке с августа 1993 года и для правительства США, сообщал "Голос Америки" 27 сентября 1994 года, "причины этого решения были очевидны". Ибо, мол, "Национальный исламский фронт" составляет большинство в правительстве Судана и поддерживает связи с рядом террористических групп". Вашингтон утверждал, что многие из этих групп используют Судан в качестве своей "базы", и что "укрытия и тренировочные базы для террористических групп существуют в Судане с одобрения суданского правительства". Какая чушь!..
Хартум не раз отвергал все обвинения в пособничестве терроризму, как голословные, не подкрепленные никакими фактами. Опять же, не подкрепляя свои обвинения никакими серьезными доказательствами, США подозревает правительство Судана в поддержке исламского движения-сопротивления "ХАМАС", использующего, по словам американцев, "террористическую деятельность для уничтожения Израиля и создания исламского палестинского государства", радикальной шиитской группировки "Хезболлах" и некоторых других.
В последние годы Судан, провозглашаЯ лозунг политической независимости, сделал упор на самообеспечение. Достигнув в этом значительных успехов, он стал кормить себя сам, оставаясь при этом крупнейшим экспортером хлопка и сахара.
Правительство и лично президент республики Судан, Его превосходительство Омар Хасан Ахмед Аль-Башир принимают решительные шаги для возрождения республики, развития его сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры и экономики в целом. Республика богата минеральными и углеродными ресурсами. В 2004 году она впервые не только обеспечила себя углеродным сырьем, но и экспортировала более 5 млн. тонн сырой нефти. Начиная с 2005 года намечено кратно наращивать объемы нефти и газа, увеличивать их поставки на экспорт.
А в стратегических планах правительства — освоение уже открытых и разведка новых месторождений нефти и газа, расширение портов для приема судов различного тоннажа, прокладка более 1000 км. железнодорожных путей, связывающих отдаленные районы с центром. Кроме того осуществляется ряд крупномасштабных проектов по строительству дизельных, тепловых, гидроэлектростанций общей мощностью более 2500 мтв, линий электропередачи на 220 и 110 квт, протяженностью более 2000 км., водопровода Нил — порт Судан протяженностью около 700 км, который не только обеспечит население питьевой водой, но и поможет освоить новые земли под сельскохозяйственные культуры, будет способствовать развитию населенных пунктов, их инфраструктуры.
Судан — слишком лакомый кусочек для США и транснациональных корпораций, стремящихся диктовать свою волю всему миру. Гитлер и его клика тоже стремились к мировому господству, хотели навязать свою идеологию всему миру. Чем это кончилось, известно.
Что касается нашей страны, то мы всегда были заинтересованы в развитии дружеских отношений со всеми арабскими странами и в том числе с Суданом. Дипломатические отношения между Москвой и Хартумом были установлены 5 января 1956 года, буквально несколько дней спустя после провозглашения Судана независимой республикой. В 1961 году между нашими странами были заключены долгосрочные соглашения о торговом, культурном, а также экономическом и техническом сотрудничестве.
К сожалению, нынешние российские фирмы и предприниматели должным образом не проявили желания сотрудничать с Суданом, бороться за получение выгодных заказов и тендеров. Зато азиатские и западные бизнесмены стремятся надолго, а по возможности и навсегда, вытеснить российских бизнесменов с уже освоенных ими рынков. А ведь в прошлом наша страна приложила огромные усилия, чтобы завоевать доверие, доказать нашу способность грамотно проектировать и строить, готовить высококлассных специалистов, быть надёжными партнёрами.
Яркий пример этому — 80-е годы прошлого века. Успешно завершив учебу в Одесском судостроительном институте, талантливый инженер высокой квалификации, ныне посол республики Судан в РФ, господин Шол Дент Алака принимает активное участие в восстановлении и развитии дружественных связей, укреплении экономического и политического взаимодействия, расширении культурных связей между нашими странами. Этому свидетельствуют встречи на высоком уровне, общение с известными учеными, военачальниками, писателями, журналистами, которые проводит наш Фонд, и мы надеемся, что и впредь связи между народами наших стран будут укрепляться и развиваться.
Действуя "нерасторопно", Россия теряет значительную экономическую пользу и перспективы взаимовыгодного сотрудничества с нашим стратегическим союзником — арабскими странами, которые надеются на нашу помощь и поддержку в развитии своих государств. Наше давнее присутствие в этом регионе — исторический факт. Арабский мир очень важен для России, а Россия нужна арабам. Это не только огромная сфера приложения наших творческих сил и возможностей, но благодатная почва для взаимного культурного и духовного обогащения, что уже было доказано долгими годами советско-арабского сотрудничества.
Несмотря на давно высказываемые многочисленные пожелания со стороны Судана и россиян, до сих пор в Москве нет Суданского центра культуры, который мог бы стать местом диалога и обмена опытом между гражданами наших стран во всех областях знаний.
Международная некоммерческая общественно-политическая организация "Фонд дружбы с народами арабских стран" успешно функционирует около десяти лет и объединяет в своих рядах многих известных общественных и политических деятелей России. Фонд поддерживает решительную позицию Российской Федерации, изложенную в заявлении в Совете Безопасности от 3 июля 2001 года, и верит в решение назревших проблем.
Автор — президент "Фонда дружбы с народами арабских стран", заслуженный деятель науки РСФСР, доктор экономических наук, академик РАЕН
1.0x