Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 27 апреля 2005

АПОСТРОФ

| | | | |
Олег Сучков, Андрей Смирнов
АПОСТРОФ
В.Ф.ШАПОВАЛОВ. "Истоки и смысл российской цивилизации". М., “Гранд-Фаир”, 2003, 624 с.
Понять драматическое переломное время, в которое мы живём, пытаются политики, экономисты, художники и, конечно, философы. Новая книга В. Шаповалова представляют собой опыт социально-философского осмысления исторической судьбы России с помощью "цивилизационного" подхода. В зарубежной, да что греха таить, и в отечественной науке, получила распространение точка зрения, согласно которой критерию "цивилизованности" отвечает только современная западная цивилизация. Применяя "цивилизационный подход", Шаповалов решительно отказывается от противопоставления "цивилизованных" обществ "нецивилизованным" и выстраивания "иерархии цивилизованности", оценок по критериям вроде "лучше-хуже" и "выше-ниже". Задача исследователя российской цивилизации — понять её "особость", "своякость", специфику и характерные черты. Главной особенностью разрабатываемого подхода является вычленение "культурно-генетического кода", устойчивых структур длительного действия. К ним относятся язык, нравы, обычаи, быт, которые складываются веками и относительно независимы от бурь общественных изменений, политических и экономических форм.
Автор проводит важную мысль: Россия уникальна как самостоятельная "страна-цивилизация". Страны, народы в разные эпохи своего существования тяготеют к той или иной доминирующей модели цивилизованности — античной, исламской, современной западной. Российская цивилизация формировалась в этническом, конфессиональном и языково-культурном планах не как однородное или эклектичное, но как суперэтническое образование. Шаповалов рассматривает русский народ и православие как этноконфессиональное "ядро", которое обеспечивало синтетическое, гармоничное единство российской цивилизации.
Наша современность в "Истоках и смысле российской цивилизации" ведёт свой отсчёт от преобразований Петра Первого. Именно с XVIII по начало XIX века российская цивилизация сформировалась как целостность, а с тех пор и по наши дни интенсивно развивалась. В эту эпоху в орбиту российской истории вошли народы и культуры, которые и по сей день являются её неотъемлемой частью. Именно тогда Россия увеличила территорию в тридцать шесть раз — вышла к Балтийскому, Чёрному и Азовскому морям, включила в свой состав примыкающие к ним огромные территории, Северный Кавказ, распространила своё влияние на Закавказье, органической частью страны стали Сибирь и Дальний Восток.
Итог петровских реформ — позитивный цивилизационный сдвиг колоссального масштаба: на место "Третьего Рима", "Святой Руси" пришла "Великая Россия". Хотя автор старается не выносить критических оценок современности, в тексте книги нельзя не заметить "говорящих" параллелей: Пётр Первый отрёкся от прошлого не ради уподобления Западу, а чтобы построить новую модель самобытности, превратить страну в могущественную державу, оснащённую самыми передовыми технологическими и культурными достижениями.
"Так говорил Саддам". (Составитель В.А. Пруссаков)— Екатеринбург: "Ультра.Культура", 2004. — 304 с.
Несмотря на то, что из всемогущего властителя Саддам Хусейн превратился в пленника американцев — очевидно, он — живая легенда. Лидер из плеяды вождей. Сегодня на их место пришли управленцы, менеджеры, успешные актеры политтеатра. И только гордый Фидель (и может быть, еще, Ким Чен Ир) являет собой тип правителя-героя. Неслучайно, Буш-старший злобно назвал Хусейна "новым Гитлером", тем самым подтвердив масштаб личности.
В уникальной по-своему книге собраны некоторые исследования саддамовского Ирака и фигуры Хусейна, высказывания и мысли самого Саддама, суждения о нем различных политических деятелей. Например: "С Саддамом Хусейном меня связывает отношения растущей дружбы... Хусейн — друг Франции и национальный политический деятель, известный и в арабском мире и на всей Земле. Он много сделал для своего народа и страны. Внешняя политика Ирака — прямолинейная и искренняя, и заслуга в этом принадлежит президенту Саддаму Хусейну", — это никто иной как президент Франции Жак Ширак.
Саддам проиграл. Можно спорить, что стало тому виной — несовершенство строя, предательство элиты, объективная мощь американцев. Но сегодняшние ежедневные "волнения" в Ираке говорят о том, что история Хусейна еще не закончилась.
Ценность книги "Так говорил Саддам" в том, что она позволяет читателю самому сделать вывод: кто есть Хусейн — диктатор, пророк арабского возрождения или американская марионетка. Особенно любопытны размышления Хусейна (в чем-то близкие знаменитой "Зеленой книге" Муамара Каддафи) о человеке, революции, социализме, арабском национализме:
"Для того, чтобы быть достойным человеком, надо, прежде всего любить свою родину, поддерживать свою страну и заботиться о ее процветании. Человек, забывающий о корнях, — как камень на дороге, который пинают прохожие, и неизвестно, где он окажется к концу дня — на городской площади или в навозной яме".
"Не надо путать самобытность с фольклором. Подлинная самобытность — созидательные усилия национального авангарда, направленные на соединение исторического наследия с современностью".
"Человека лучше всего характеризуют не сундуки, набитые золотом, а трудолюбие, верность делу, которому он служит. И мы все делаем для того, чтобы служение народу стало путеводной звездой для всего нашего общества, чтобы в суете дней мы не растеряли драгоценные качества патриотов-баасистов: никому не позволять унижать родину, клеветать на ее сыновей, ставить под сомнение подвиги и достижения предков. Настоящий человек — творец-созидатель, всегда шагающий впереди и воплощающий в жизнь нравственные идеалы и самые дерзновенные замыслы".

1.0x