Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 апреля 2005

БЕЗДОМНЫЙ ДОМ

| | | | |
Николай Алипов
БЕЗДОМНЫЙ ДОМ
"В Крыму уютнее и ближе к России…" — так более ста лет назад написал А.П.Чехов, перебравшийся по настоянию врачей в Ялту, бывшую в то время всероссийским климатическим курортом. Осенью 1899 года он поселился в построенном им самим доме на окраине города, в деревне Аутка: "Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно …"
Две образные темы, взаимосвязанные и контрастно сопоставленные в творчестве Чехова: дом и сад. О своей жизни в Ялте Чехов напишет немало грустных и иронических строк. Все они невольно сложатся в еще одну удивительную книгу о его жизни: "Сегодня утром валит пушистый снег, но здесь уже весна все-таки, и я начинаю в Аутке посадку деревьев". В то время, как купец Лопахин заносит топор над "Вишневым садом", на одном из склонов Крымских гор смертельно больной Чехов закладывает свой последний сад.
Сад по Чехову символизирует долгую мирную жизнь, связь отцов и детей, долгий труд. Труд — первостепенная ценность, без него нет ни серьезной образованности и знаний, ни истинной любви к Родине. Как бы вопреки всем этим крикунам: "Вся Россия — наш сад", "мы посадим новый сад, роскошнее этого". Чеховский садовник тихо рассуждал: "А когда я умру, кто будет смотреть? Кто будет работать? Садовник? Работник? Так вот, что я тебе скажу, друг любезный: первый враг в нашем деле не заяц, не хрущ и не мороз, а чужой человек". Сколько их "чужих" влезло не в свое дело, и лезут они до сих пор и нет им конца и нет сада..
С 1926 года дом Чехова превратился в музей и находился в ведении Библиотеки им.Ленина, а Мария Павловна Чехова — сестра писателя уже в качестве директора дома-музея А.П.Чехова в Ялте, отправлялась в столицу с отчетами, просьбами, планами.
Не покинула этот дом Мария Павловна и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Сохранилась запись сестры Чехова на внутренней стороне переплета Акафиста: "Пишу сие во время войны! Дом-музей пока уцелел, если Бог сохранит и дальше так, то эту книгу надо сохранить в Музее, ибо по ней молился отец наш и по воскресеньям (это было в г.Таганроге) Антон Павлович Чехов часто читал акафисты в очередь с братьями. А теперь я грешная прибегаю к ней во время молитвы моей к Богу. Мария Чехова, 1942г., в мае н/с".
Весной 44-го года советские войска освободили Ялту и помогли отремонтировать дом, вставили стекла, которых в то время в Ялте нельзя было найти. В том же 44-м году сестру Чехова наградили орденом Трудового Красного Знамени за сохранение национального достояния — дома великого русского писателя Антона Павловича Чехова.
Дом-музей А.П.Чехова в Ялте был не только визитной карточкой этого небольшого курортного города на юге СССР, но и визитной карточкой нашей культуры. Высокие гости, посещавшие нашу страну, часто считали своим долгом прийти в гости к Чехову. Среди тысяч и тысяч наших сограждан были главы государств Д.Неру, У.Ну, руководители различных политических партий Европы, Азии, Латинской Америки, деятели литературу и искусства нашей страны и других стран. Вот их небольшой список П.Неруда, Поль Робсон, К. Паустовский, Д. Журавлев, Н. Заболоцкий, С. Маршак, В. Каверин, М. Алигер, Г. Уланова…
В довоенное время музей посетили глава Наркомпроса РСФСР Бубнов, прокурор СССР Акулов, Немирович-Данченко с женой. Мария Павловна сама водила гостей по дому. Сохранилось воспоминание, будто бы в саду Бубнов спросил, где любимая скамейка Чехова. На что Мария Павловна ответила: "Вот любимая скамейка Антона Павловича Чехова имени Горького!" Она намекала на присвоение МХАТу имени автора "Мещан", а не "Чайки".
В 70-е чеховский дом годы был одним из немногих музеев нашей страны, который был музеем прямого подчинения Министерства культуры СССР.
Летом 1994 года музей был ограблен, в нем не стало иконы Николая Чудотворца, семейной реликвии Чеховых, некоторых других вещей, купленных Антоном Павловичем в Ялте.
В 2003 году музей посетили Путин и Кучма. Оба президента расписались в книге почетных посетителей…
В тот год — в год столетия со дня смерти Антона Павловича Чехова каких-то особых гостей не было. Были те немногие туристы, которые ежегодно посещают достопримечательность южного берега Крыма и среди них, конечно, Чеховский дом в Ялте.
Сегодня Ялта стала заграницей, музей черпает силы теперь из того самого Симферополя, опеки которого в свое время испугалась Мария Павловна.
В последние годы жизни Мария Павловна (умерла она в начале 1957-года на 94-м году жизни), часто задумывалась, как и чеховский садовник: "А когда я умру, кто будет смотреть? Кто будет работать?" В 1949 году Мария Павловна составляет "Посмертное желание", думает о дальнейшем будущем, завещанного ей братом дома в Ялте. Это завещательное письмо не случайно. Оно было адресовано в Москву с последней просьбой сохранить дом в ведении России. В этом его большая адресность, чем адресованность в Библиотеку имени Ленина.
Истекшие годы после развала страны говорят только в пользу сомнений сестры Чехова. Ставшее для музея почти лозунгом "Заграница нам поможет!" не очень выручает музей. А ведь это один из уникальных музеев мира, где мемориальность соблюдена от а до я. В музее только восемь картин Левитана, не говоря о многих других экспонатах. Никто не спорит сейчас, что музей находится за границей. Главное, определиться самим, за какую границу мы его вынесли. 36 соток земля, купленных на окраине Российской империи писателем, который отметил вместе с общественностью России свой 25-летний труд в отечественной литературе. "Умирающему Бог дал силы оставить свою могилу пустыне" — пишет молодой Чехов в некрологе Пржевальскому. Умирающему Чехову "Бог дал силы" оставить России и всему цивилизованному миру дом и сад — свое последнее пристанище на Земле.
И дело не только в том, что на земле стало одним садом больше. Чеховским садовникам, а их у Чехова немало, было свойственно особое мироощущение: они держат ни сколько себя в уме, сколько самою идею сада. Их идея не только в облагораживании отечественного пейзажа. Их внутреннее трудолюбие основывается на идее единства людей свободных от эгоизма, розни и вражды.
В год столетия его смерти, когда не шумно пылит дорога к его дому, вдалеке от России, вы в этой тишине, может быть, лучше услышите его самого: "Все как будто вдруг поняли, что между землей и небом не пусто, что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита от обид, от рабской неволи, от тяжелой, невыносимой нужды, от страшной водки. Заступница, матушка!"
Может сегодня для нас совсем не случаен этот музей? Не у самого ли сердца держать нам его дом, один из бездомных домов России!
1.0x