| | | | |
НА ПОРОГЕ «БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ».Продолжение. Начало в №7
Мы продолжаем публикацию доклада одного из российских аналитических клубов, подготовленного при участии экспертов российских спецслужб. Эта часть посвящена отработанным силовыми структурами США технологиям, по которым осуществляются "бархатные революции" в зависимых странах "третьего мира".
ЧЕГО ЖДАТЬ РОССИИ
Главное условие осуществления технологий "бархатной революции" — благосклонное отношение достаточной части населения крупных городов (столиц) к открытым действиям организованных радикальных сил против существующей власти. Если такого отношения добиться не удается, достаточно бывает и апатии, равнодушия к судьбе власти. Это характерно для обществ со слабой способностью к самоорганизации, отсутствием развитых структур гражданского общества (например, политических партий). Именно к этой категории стран относится в данный момент Россия. В таких случаях перехват власти достигается даже силами ничтожного политически активного меньшинства — как произошло, например, в августе 1991 г. при ликвидации советской государственной системы.
Основной метод — манипуляция массовым сознанием. Она требует предварительного изучения причин недовольства властью, скопившегося в разных группах населения. Располагая "картой недовольства", манипуляторы подбирают способы его искусственного обострения — так, чтобы ради утоления своего временно обостренного недовольства люди были готовы пожертвовать даже своими фундаментальными долгосрочными интересами. При этом причины недовольства в разных социальных группах могут быть несовместимыми и даже диаметрально противоположными.
В 1990-1991 гг. удалось подорвать легитимность власти в СССР, разжигая одновременно и недовольство "уравниловкой", и недовольство "льготами номенклатуры". В особо удачных операциях удается создать острое недовольство властью даже в самых привилегированных группах, которые заведомо станут первыми социальными жертвами свержения этой власти (пример — шахтеры и научная интеллигенция СССР в 1990-91 гг.). Так, шахтеры требовали "полной экономической самостоятельности" для шахт и перевода их на рыночные отношения при том, что эти шахты были нерентабельными, а высокая зарплата шахтеров целиком определялась дотациями из госбюджета.
В современной России таких изощренных методов применять не придется, т.к. недовольство властью в результате реформ и без того достигло критического уровня по объективным причинам.
Мониторинг всех видов недовольства и его динамики ведется в РФ непрерывно. Во многих случаях вопросы задаются так, что в самой их формулировке чувствуется заинтересованность иностранных служб психологической войны. Как быстро тает в настоящее время легитимность власти РФ, видно из опросов, проводимых телевидением. В отдельности они не имеют научной ценности, но в совокупности показывают, что население просто отшатнулось от власти (причем речь идет в основном о москвичах, самой благополучной части населения страны).
Вот, например, некоторые телефонные опросы на московском канале ТВЦ:
— 95% позвонивших ответили, что "бюрократия и криминал в России в прочном союзе", и 3,4% — что "в мирном соседстве" (25.10.2004).
— Мнение, что "репрессии в России — это прошлое", поддержали 20,6%, 65,4% ответили, что "репрессии в России — это настоящее" и 14% — "будущее" (28.09.04).
— Что является причиной бедности бюджетников? "Безразличие власти", ответил 91% (20.10.04).
— На вопрос о том, "как сказалась на вас лично денежная компенсация вместо льгот?", ответили: "устраивает" — 1,9%, "разоряет" — 94,6% (1.12.04).
— На вопрос, "что принесли лично вам реформы, проводимые в стране правительством", ответы распределились так: "больше пользы" — 1,1%, "больше вреда" — 91,8%, "одни сомнения" — 7,1% (16.12.04).
— На вопрос, "каких событий в вашей жизни было больше в 2004 г.?", 82,5% ответили: "печальных" (28.12.04).
Эти опросы явно говорят об опасном повороте сознания. Для доведения его до порога нестабильности достаточно небольших манипулятивных усилий. И эти усилия целенаправленно прилагает телевидение — уже самими этими опросами.
Благодатную почву для подрыва легитимности власти создают разоблачения коррупции в ее высших эшелонах. Эта тема используется практически во всех "виртуальных революциях". В РФ возможности ее эксплуатации очень благоприятны. Другой интенсивно используемой темой является преступность и особенно преступное насилие в правоохранительных органах. Здесь также идет накопление материала для соответствующего вброса в массовое сознание.
Однако главный и для нынешней власти неустранимый источник недовольства населения — вся доктрина и практика реформ. В этой доктрине и практике есть компоненты, несовместимые с идеалами и интересами всех социальных групп России, включая и те меньшинства, которые нажились на этой реформе. Поэтому сегодня в оппозиции к власти находятся даже враждующие между собой политические силы, что является признаком "исторической ловушки". Следует повторить, что в аналогичном положении оказалось царское правительство в 1907-1917 гг. Своими действиями после 1904 г. оно сумело создать такую систему всеобщего недовольства, что мысль о необходимости свержения монархии овладела буквально всеми классами, сословиями и кастами (включая лейб-гвардию).
Общим приемом перехвата власти является использование технологий политического спектакля. В каждом случае проводится предварительное исследование культуры того общества, в котором организуется свержение власти. На основании этого подбираются "художественные средства", пишется сценарий и готовится режиссура спектакля. В августе 1991 г. спектакль состоял в "героическом противостоянии безоружной молодежи против "кованого сапога" Советской армии". Кульминацией его стала гибель трех юношей, ставших жертвой несчастного случая в туннеле (спровоцированного ими самими).
Во время свержения режима апартеида в ЮАР "действующим лицом" спектакля были танцующие на площадях толпы, при свержении Маркоса на Филиппинах — толпы девушек и женщин в нарядных платьях, с цветами в волосах, которые приветствовали солдат. В подавляющем большинстве подобных спектаклей свергаемая власть оказалась неспособна применить против таких безоружных толп традиционные средства насилия (в некоторых случаях приказ о применении насилия отказались выполнить вооруженные силы). Аналогичный спектакль в Китае в 1989 г. завершить успехом не удалось, поскольку отсутствовал ряд условий, необходимых для успеха. Тем не менее, и там власть колебалась, прежде чем решилась применить насилие для разгона студентов.
Иногда ситуация не позволяет придать такой революции вполне "бархатный" характер, и приходится ставить спектакль, включающий кровавые сцены. Некоторые культурологи предложили называть нынешнее время "эпохой Тимишоары" — по названию городка в Румынии, где был поставлен первый акт спектакля свержения Чаушеску. Об эволюции этой технологии итальянский философ-постмодернист Дж.Агамбен писал: "Тимишоара представляет кульминацию этого процесса, ее имя следовало бы присвоить всему новому курсу мировой политики. Потому что там секретная полиция, свергавшая старый режим, вместе с телевидением смогли осуществить то, что нацизм даже не осмеливался вообразить. Впервые в истории человечества похороненные недавно трупы были спешно выкопаны, а другие собраны по моргам, а затем изуродованы, чтобы имитировать перед телекамерами геноцид, который должен был бы узаконить новый режим.
То, что весь мир видел в прямом эфире на телеэкранах, как истинную правду, было абсолютной неправдой. И, несмотря на то, что временами фальсификация была очевидной, это было декларировано мировой системой СМИ как истина — чтобы всем было ясно, что отныне истинное есть не более чем один из моментов в целесообразном движении ложного. Таким образом, правда и ложь становятся неразличимыми". В телерепортажах из Тимишоары было видно, что перед камерами выкапывают не тела "расстрелянных КГБ" людей, а трупы, привезенные из моргов — со швами, наложенными после вскрытия. Люди видели эти швы, но верили комментариям дикторов. Этот опыт показал, что при бьющей на эмоции картинке ложь можно не скрывать, люди все равно поверят манипулятору. Примечательно, что недавно откровенный западный фильм об этой страшной провокации был показан по российскому телевидению. Для кого?
В самые последние годы для постановки кровавых спектаклей привлекаются (неважно, прямо или косвенно) организации террористов. Сам современный терроризм остается плохо изученным, и контролировать его наличными средствами государственные службы пока не могут.
Если перехват власти проводится в момент выборов, эффективным приемом является создание обстановки максимально "грязных" выборов — с тем, чтобы возникло общее ощущение их фальсификации. При этом возникает обширная зона неопределенности, что дает повод для большого спектакля "на площади". Последнее время дало нам два классических примера таких спектаклей — "революцию роз" и "оранжевую революцию".
Разработка и применение этих технологий стали предметом профессиональной деятельности больших междисциплинарных групп специалистов, которые выполняют заказы государственных служб и политических партий. Эти разработки ведутся на высоком творческом уровне, сопровождаются оригинальными находками и в настоящее время стали важным проявлением высокого научно-технического потенциала Запада. Мощные исследовательские и социально-инженерные службы анализируют состояние массового сознания, разрабатывают и применяют эффективные технологии управления этим сознанием, в том числе для создания больших полностью контролируемых активных толп в условиях глубокого оболванивания масс и поддержания среднего обывателя в состоянии бездеятельности, духовной и интеллектуальной тупости.
В оригинале документа значительно большее место уделено методам создания и действия "организованных радикальных сил", а проще - той "пятой колонны", которая тесно связана с определенными властными группировками внутри страны и, собственно, выступает главным мотором "бархатных революций", однако эта часть работы по понятным соображениям не публикуется.
Продолжение следует
Авторский блог Редакция Завтра
03:00
23 февраля 2005
НА ПОРОГЕ «БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ».Продолжение. Начало в №7
1.0x