| | | | |
Александр Савин
ОТ «ИМПЕРИИ ЗЛА» — К «ИМПЕРИИ СМЕРТИ» (Трансформации «либерального проекта» для России)
16 декабря в информационном агентстве "Росбалт" в рамках дискуссионной серии "Проекты для России" состоялось обсуждение концепции "либерального империализма", представленной членом политсовета СПС Леонидом Гозманом. Свою оценку данной концепции в контексте текущих политических событий даёт наш эксперт, философ Александр Савин.
ОтлиЧительной Чертой современной России является полный вакуум в области идеологии, — вакуум, который власть пытается время от времени заполнить тем или иным паллиативом "национальной идеи". О качестве таких паллиативов можно судить по ряду высказываний президента Путина: "Мочить в сортире!", "Удвоить ВВП!", "Улучшить качество жизни!" Сегодня эта пластинка пошла уже по второму кругу: снова национальной идеей названа борьба против международного терроризма и — вот он, гениальный прорыв! — коррупции.
Когда-то Наполеон сказал, что народ, не желающий кормить свою армию, неминуемо будет кормить чужую. Точно так же государственная власть, не имеющая своей идеологии, неминуемо будет следовать идеологии чужой. В роли такой господствующей идеологии, которая определяет все действия российской государственной власти, выступает идеология либерально-рыночная, специально разработанная "на экспорт" в "мозговых штабах" США и представленная на отечественных просторах пресловутой "командой Гайдара". Члены этой зондеркоманды, пятнадцатый год "зачищающей" Россию, не устают твердить о своём интеллектуальном лидерстве, заявляя, что именно их курс, именно их идеи осуществляются правительством и президентом, тем самым выставляя последних чуть ли не в качестве марионеток СПС.
Весьма показательно в этом смысле заявление такого политического персонажа, как Аркадий Мурашев, экс-руководитель московской милиции: "Президент (имеется в виду В.В.Путин. — А.С.) — человек, с моей точки зрения, абсолютно западной ментальности, западных взглядов... Это человек другого поколения, не принадлежащий к обкомовским номенклатурным работникам, к которым, в общем-то, и принадлежал прошлый президент Ельцин. Это совершенно другое поколение людей, которые, в общем-то, думают как мы, хотят того же, что и мы, и делают то, чего мы и хотим… Экономический блок правительства состоит из наших единомышленников в значительной степени, и я должен сказать, что под нашим идейным влиянием находится и вот этот блок правительства, и всё, что оно делает, так или иначе связано с нашими инициативами, с нашими законопроектами, с нашей идеологией" (прямой эфир радиостанции "Радио России", 20.11.2000).
Или высказывание Анатолия Чубайса по поводу доклада Егора Гайдара на съезде СПС в декабре 2002 года: "Абсолютное число оппонентов и политических противников СПС в действительности говорит на языке Гайдара... Все эти люди либо со знаком "плюс", либо со знаком "минус" отталкиваются от того интеллектуального задела, который был создан Гайдаром еще в 80-е годы... На основе его идей страна будет развиваться еще не одно десятилетие".
И когда с трибуны Федерального собрания президент в 2004 году публично заявил о том, что лозунг "Россия — для русских!" могут выдвигать и поддерживать либо придурки, либо провокаторы, он всего-навсего повторил известный тезис Гайдара: "Россия как государство русских не имеет исторической перспективы".
Впрочем, вряд ли стоит приписывать данную формулу выдающимся интеллектуальным способностям Егора Гайдара. Курс на уничтожение России как государства русских, "самого непокорного народа в мире", был утверждён на Западе еще во времена Советского Союза, объявленного Рональдом Рейганом "империей зла", и ничуть не корректировался после 1991 года. Гайдар лишь "изнутри России" повторил то, что до него утверждали и Ален Даллес, и Маргарет Тэтчер, и десятки других западных политиков. Пресловутые "рыночные реформы", которые по-прежнему проводятся в соответствии с либерал-монетаристскими рецептами "чикагской школы", были направлены прежде всего на резкое ослабление нашей страны в экономическом, геостратегическом, военно-политическом и, главное, в демографическом плане. Российские либералы после прихода к власти практически не скрывали целей своей политики, отношения к населению страны как "балласту", "недочеловекам", отягощенным злом советского прошлого, которые должны либо пройти "естественно-рыночный отбор", либо умереть, и чем быстрее — тем лучше.
Причём в самые неблагоприятные условия, фактически — в условия геноцида, был поставлен собственно русский народ, не только лишенный своей государственности и прав собственности, но и всемерно третируемый за те неудобства, которые его существование доставляло и продолжает доставлять "мировой цивилизации". Всё, что наносило ущерб русскому народу, либералами всемерно приветствовалось и поощрялось — какую бы сферу жизни, от монетизации социальных льгот до проблем миграции или культуры, мы ни взялись рассматривать.
Количественное сокращение и качественная деградация русского народа за годы "реформ", беспрецедентные для условий мирного времени, являются следстви- ем направленной и координируемой политики как либеральных властителей страны, так и их зарубежных покровителей, — политики, которая всячески маскируется под "невидимую руку рынка", "демографический переход" и прочие якобы стихийные, а потому принципиально не подвластные воздействию со стороны государства и общества процессы.
Сокращение населения России до 50 миллионов, которое в 80-е годы озвучивалось той же Маргарет Тэтчер в качестве абстрактного пожелания западной элиты, сегодня уже перешло в разряд рабочих прогнозов — правда, на достаточно далёкую перспективу, к 2050 году или позже. Однако, как сообщила заместитель начальника Управления переписи населения и демографической статистики Госкомстата РФ Людмила Ерошина, уже к 2010 году в России будет проживать 138 млн. человек — по сравнению со 145,2 млн. согласно итогам переписи 2002 года. За последний год, с 1 ноября 2003 года по 1 ноября 2004 года население России уменьшилось более чем на 700 тысяч (0,5%), со 144,3 до 143,6 млн. человек. При этом за 1992-2004 годы доля русского населения сократилась с 85% до 80%, то есть вымирание русских всё это время шло опережающими общероссийскую демографическую катастрофу темпами.
С этой антирусской точки зрения ход "реформ" нужно признать более чем успешным, а их итоги — вполне удовлетворительными и обнадёживающими для "нового мирового порядка". Но в таком случае зачем вдруг нашим либералам понадобилось трансформировать свой проект для России, выдвигать модели "либеральной империи" или же "либерального империализма" и говорить об исторических традициях нашей страны — тех самых традициях, которые совсем недавно подвергались с их стороны тотальному отрицанию, осмеянию и поношению?
Скорее всего, ответить на этот вопрос можно, только сравнив первоначальную чубайсовскую модель "либеральной империи", выдвинутую в сентябре 2003 года, с моделью "либерального империализма", озвученной Леонидом Гозманом год спустя. Необходимо прежде всего сказать, что это две принципиально различные модели. Осенью 2003 года, накануне выборов в Государственную думу "идея либеральной империи рассматривалась лишь как предвыборный ход, который должен был продемонстрировать "государственничество" правых сил" ("ЛГ", 17.03.2004). Действительно, в современном российском обществе господствуют реактивные настроения, архетипически выраженные в известном лозунге "За державу обидно!", и не учитывать их не имеет права ни одна публичная политическая структура, к числу которых, несомненно, относится и СПС. Однако, помимо политической необходимости использовать "державническую" мимикрию, общей сегодня и для Путина, и для Чубайса, возникли и более объективные причины "возвращения к империи" — прежде всего сверхблагоприятная конъюнктура на энергоносители и другие виды сырья, которые сегодня обеспечивают львиную долю экспортных поступлений и доходов госбюджета. Потоки "нефтедолларов", распределяемые прежде всего в пользу чиновников и олигархических структур, в соответствии с основными законами капитализма, вызвали и во "властной вертикали", и в российских монополиях готовность занять на мировой арене более привилегированное положение, чем это было при Ельцине.
"Мы живем в открытом конкурентном мире. Вы можете прийти к нам, в Россию и скупать наш бизнес и активы. Мы открыты для этого. Но и вы открыты для этого. Если мы сделали это первыми, значит, мы обошли вас в конкуренции — так устроен современный мир, но это конкуренция, за которой — инвестиции, модернизация бизнеса, развитие, которое в итоге приносит пользу всем странам. Я хочу, чтобы моя страна, Россия, стала лидером. Кстати, им она сегодня и является в СНГ, если это кому-то не нравится. Не нравится это господину Явлинскому, у него другие представления на этот счет, не нравится это моим оппонентам на Западе, а, пробиваясь в Грузию, я прямо сталкивался с Государственным Департаментом и жесточайшим лоббированием США компании, с которой мы конкурировали", — говорил А.Чубайс в интервью радио "Свобода" 5 декабря 2003 года. Иными словами, речь у него — большей частью конъюнктурно — но всё же шла о возвращении "новой России" в уже привычное ей за столетия состояние одного из мировых "центров силы".
Сегодня, когда надобность в голосах "за-державу-обидно" настроенных избирателей у СПС отпала, а в Грузии и на Украине руками американской дипломатии и спецслужб организуются антироссийские "бархатные революции", первоначальная модель "либеральной империи" претерпела весьма значительные изменения. Прежде всего это касается отказа СПС от претензий — даже словесных — на какой-либо собственный проект "либеральной империи", в той или иной мере противостоящий единственной империи современности — Соединённым Штатам Америки. "Мы не можем помогать США в деле борьбы против международного терроризма и одновременно противостоять им в Ираке или по каким-то другим проблемам", — заявил Леонид Гозман.
России и русским в этой модели либерального империализма предлагается "замкнуть собой северное кольцо развитых стран" в их противостоянии так называемому "третьему миру", а опустевшее место советской "империи зла" в системе высших ценностей общества заменить глобальной либеральной империей Америки — в полном соответствии с "двухтактной" схемой Бильдербергского клуба "деидеологизация—реидеологизация", разработанной еще на рубеже 60-х—70-х годов прошлого века.
Если данная модель так или иначе осуществится ("Нас упрекают в нереалистичности, но пока всё, что мы предлагали, выполнялось. Так что посмотрим",— от имени "правых" заявил Леонид Гозман), России и русским будет уготована весьма незавидная судьба "пушечного мяса" для реализации "либерально-имперских" амбиций Соединённых Штатов Америки. Действительно, если сегодня в составе "международных сил по поддержанию мира в Ираке" можно встретить военнослужащих почти сорока государств, включая Украину и Грузию, почему бы к ним не присоединить и российских солдат? И, следуя логике нашего президента ("Если можно в Средней Азии, почему нельзя на Кавказе?"), подобного рода "империализм" вполне может распространяться на любые страны, если это будет угодно Вашингтону. Несомненно, что это резко усилит конфликтный этноконфессиональный потенциал внутри РФ, вплоть до "чеченизации" регионов с преимущественно мусульманским населением. В этом случае бывшая "империя зла" окончательно превратится в "империю смерти", население которой станет вымирать вдвое-втрое быстрее нынешних, и без того "рекордных", темпов.
Видимо, "чрезмерное" для Запада экономическое усиление России (1 рубль прибавочного ВВП для 95% "простого" населения означает увеличение доходов на 6 копеек, а для 5% чиновников и "новых русских" — на 2 рубля), наращивание её золотовалютных запасов (пусть эти 120 млрд. долл. пока не используются Кремлём, но такая возможность в принципе не исключена) вкупе с некоторым снижением абсолютных цифр убыли населения и стабилизации числа трудоспособных россиян (71,8 млн. чел.) по итогам года, просто требуют от "нового мирового порядка" устроить нашей стране дополнительное кровопускание. Модель "либерального империализма", озвученная 16 декабря Союзом правых сил, позволяет США одним выстрелом убить двух зайцев, за счет российского потенциала решив ряд острейших геополитических и финансово-экономических проблем.
1.0x