| | | | |
Николай Коньков
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЫВА
События, которые вот уже второй месяц разворачиваются на Украине, помимо всего прочего, являются столкновением двух типов политических технологий: американской "зависимой демократии для стран третьего мира", к числу которых сегодня относят не только Грузию с Украиной, но и Россию, — и бюрократических технологий позднесоветского типа. Их противостояние уже неоднократно заканчивалось поражением последних — к тому же дело, судя по всему, идет и сегодня.
"Оранжевая революция" готовилась долго и тщательно. Ющенко, назначенный на пост премьер-министра по звонку из Вашингтона, получил отставку в связи с раскручиванием на Западе в конце 2000—начале 2001 года дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, когда стало понятно, что Кучме угрожает импичмент, а в этом случае "зять Госдепартамента" едва ли не автоматически становится следующим президентом Украины. Когда эта операция "верхушечного переворота" сорвалась — во многом из-за поддержки, оказанной тогда Кучме Путиным, — "тихие американцы" начали работать на типовой сценарий "бархатной революции".
Социально-экономическая ситуация на Украине для его реализации подходила как нельзя лучше. Депрессивная экономика, особенно в западных областях страны, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения (реальная средняя зарплата на Украине и сегодня не превышает 63 доллара в месяц), "центристский" курс правительства, перекачивающего деньги с работающего "русского" Востока на безработный "национальный" Запад, безраздельное господство коррумпированной бюрократии, сросшейся с крупным капиталом, — всё это как нельзя лучше подходило для развала сложившейся на Украине политической системы. Требовалось только "запустить процесс". И он был запущен.
Украинские "оранжисты" специально отделились от официальной жовто-блакитной символики: не отрицая ее, но настаивая на собственном "особом" цвете. Как и в Сербии, главная ставка была сделана на самую мобильную и самую недовольную в условиях бюрократической системы социальную группу — молодежь, особенно молодежь студенческую. Центром ее организации стала тоже обученная сербскими братьями-славянами группа активистов, назвавшая себя "Пора" (в Сербии против Милошевича была "Опора"). За сутки участия в "оранжевой революции", как свидетельствуют очевидцы, можно было получить на руки 70 гривен, или почти 12 долларов, а также теплую одежду, горячее питание, доступ в переносные биотуалеты, расставленные вдоль Крещатика, и прочие необходимые для непрерывной политической борьбы в суровых условиях украинской поздней осени (а теперь и зимы) льготы. Телепередачи главного телеканала оппозиции неизменно заканчивались призывом к любви: "Кохаймося!", и в оранжевых палатках производства фирмы McKenley процветали нравы, близкие к коммунам хиппи 60-х годов. По центральным улицам Киева трудно было пройти, не получив от "сторонников Ющенко" настойчивого предложения нацепить на себя что-нибудь оранжевое. В отличие от методов "простого" сетевого маркетинга, украинские политические последователи "Гербалайфа" и "Орифлейма" запросто подвергали отказавшегося от их товара оскорблениям, оплевыванию и другим методам физического воздействия. Разумеется, многодневная блокада институтов государственной власти, самовольная "президентская присяга" Ющенко и его же заявления 6 декабря, что возможное поражение оппозиция заранее считает подтасовкой и в этом случае будет брать власть явочным порядком, были бы невозможными, если бы лидерам "оранжевой революции" не были даны гарантии Запада в том, что сила против них не будет применена. Еще бы — в противном случае представителей "партии власти" ожидает блокада личных банковских счетов, отказ в визах и прочие международные осложнения.
Непосредственно в западных областях противостояние приобретало выраженный религиозный характер: травле подвергались православные Московского Патриархата, как "запроданцы" и "иуды" национальной украинской идеи. И уже сегодня видно, что в случае победы "оранжевая революция" легко перерастет в "оранжевый террор", "договориться" с Ющенко и Ко, будет невозможно ни о чем — история с назначением "третьего тура" выборов на 26 декабря, когда оппозиция, добившись своего, не сдержала ни одного из своих данных в ходе переговоров обещаний, свидетельствует об этом в полной мере. Сегодня Ющенко, Тимошенко и стоящие за ними силы напоминают вышедшую на цель ядерную баллистическую ракету — ее можно или сбить, или приготовиться к Хиросиме.
Что противопоставили этому сторонники Януковича? "Фактор Путина", подражания "оранжевым" в бело-голубой гамме с непродолжительными шахтерскими десантами в Киев, попытку объявления "юго-восточной автономии" представителями "элиты" 17 областей да "переговоры в верхах"? Вы знаете, почему "донецкие" не могут вывести "своих" людей на улицы? Да потому, что еще в сентябре 2004 года из общей суммы задолженности по зарплате в 954 млн. гривен, на долю главных "бастионов Януковича", Донецкой и Луганской областей, приходилась почти половина — 455,6 млн. Все деньги, видимо, ушли на то, чтобы "задобрить" "ющенковцев". Мудро, что и говорить... Окончательный разрыв Украины и России готовился не только агрессивными технологиями "ющенковцев", но и многолетними действиями "партии власти".
Западные масс-медиа теперь подают события на Украине как противостояние "народа" и "коррумпированной власти". Вы можете представить, чтобы слово в этих изданиях или на телеканалах было предоставлено сегодня Виктору Януковичу? А вот Виктор Ющенко, покрытый на пару с Юлией Тимошенко "трубными пятнами", несмотря на подозрения ряда специалистов-медиков, вовсе не выглядит "прокаженным", ему постоянно предоставляется место на мировом информационном поле. "Официальный Киев не ожидал, что сотни тысяч избирателей выйдут на улицы, чтобы защищать свое конституционное право на волеизъявление и мирно протестовать против сфальсифицированных результатов выборов… Власти не сумели понять, что две трети граждан Украины недовольны своими руководителями и их политикой. Они не сумели понять, что народ не желает больше терпеть разрыв между своими заявленными и реальными правами. Они полагали, что им удастся остаться во власти с помощью незаконных средств и способов. Они хотели, чтобы мировое сообщество сохраняло молчание. И вот теперь они вынуждены признать, что граждане взяли решение наболевших вопросов в свои руки. Последние крупицы общественного доверия к официальному Киеву как в стране, так и за рубежом были навсегда утрачены, когда коррумпированное и слепое правительство бесстыдно украло у своего народа самое фундаментальное из прав — право выбирать свою судьбу", — это цитата из статьи "Наша Украина", опубликованной за подписью Ющенко 3 декабря в самой влиятельной газете американского бизнеса "The Wall Street Journal". Вы думаете, это единичный случай? Напротив. Ющенко, каждый день находясь на улицах "протестующего" Киева, успевает писать и для германской "Die Welt", и для французской "Liberation", и еще для многих украинских и западных изданий. Удивительный человек, честное слово! Просто монстр демократии! А что сделали, например, с неким Джоном Лафлэндом, посмевшим на страницах британской "The Guardian" от 29 ноября усомниться в столь глянцевой картинке и написавшим: "Будь то Албания в 1997, Сербия в 2000, Грузия в ноябре прошлого года или Украина сейчас, наши СМИ регулярно размениваются на одну и ту же сказочку о молодых демонстрантах, которым удается свергнуть авторитарный режим, просто посетив рок-концерт на центральной площади. Два миллиона противников войны могут устраивать демонстрации в Лондоне и оставаться политически незамеченными, но несколько десятков тысяч собравшихся в центре Киева объявляются "народом", тогда как украинская милиция, суды и правительственные институты сбрасываются со счетов как инструменты угнетения"? Его подвергли жесточайшей обструкции, назвали (Давид Ааранович) "пиарщиком самых отвратительных режимов Европы", а после отмены итогов голосования 26 ноября, вообще негласно признали персоной non grata.
Запад получил сегодня — впервые после Ирака — возможность хотя бы формально забыть о растущих разногласиях и продемонстрировать солидарную приверженность "идеалам либеральной демократии" против России, как в старые добрые времена "холодной войны". И эта возможность используется на все сто, а то и двести процентов. Тем более, что Украина прикрывает собой немыслимо быстрое падение доллара и перевод расчетов ОПЕК за нефть с долларов в евро. "Если бы Россия не совалась в дела Украины, "власть народа" уже сделала бы Ющенко законным президентом", — написала 3 декабря в редакционной статье под заголовком "Украина, Владимир и Джордж" всё та же "The Wall Street Journal", и далее: "Самое полезное, что может сделать сегодня президент, — высказаться в полный голос в защиту украинской демократии, как он высказывался по поводу демократии в других местах. По крайней мере, мы надеемся, что кто-нибудь в частном порядке объяснит Путину, что, если он и дальше будет стремиться к доминированию в ближнем зарубежье, это вызовет серьезные осложнения в его отношениях с Западом. Исключение России из "Большой восьмерки" было бы хорошим началом".
"Украина является не единичным случаем, но одним из главных пунктов согласованной и опасной имперской стратегии России, которая тревожно напоминает о той, что была использована для установления марионеточных режимов в Центральной Европе в 1947-1946 гг. и завершилась созданием "железного занавеса", пишет Джексон Диль в статье под характерным названием "Безудержные амбиции России" ("The Washington Post", 2004.12.06).
"Путин благословил в Киеве кандидата, избранного при помощи фальсификаций и палок своих отрядов — Виктора Януковича, соперничавшего с Виктором Ющенко. В конце концов, этого следовало ожидать, учитывая, что Москва вложила 300 миллионов долларов и отправила группу политических и военных советников на Украину" ("Panorama", Италия, 2004.12.06).
"Упорство, с которым Путин повторял, что результаты, обнародованные правительством Кучмы, честные и прозрачные, только усилило убежденность в том, что в голосовании имели место подтасовки. Это точно, потому что он прекрасно знал, какие при этом использовались методы, ведь и выборы в России в 2003 и 2004 годах не блистали честностью... Прижатые к стенке после провала на президентских выборах, нынешние проигравшие размахивают пугалом разорванной надвое Украины: с Востоком, объявившим себя автономией или отошедшим к Российской Федерации, и Западом (с Киевом), превратившимся в обкромсанного уродца, бегущего в Европу. Они даже задумали референдум по вопросу автономии восточных провинций. Дойти до того, чтобы разжигать ненависть в обществе, которым управлял в течение десяти лет, означает тупик. Однако каждый день важные персоны из системы Кучмы одна за другой бегут с тонущего корабля. Немало людей из сил правопорядка присоединились к оппозиции" ("Le Monde", Франция, 2004.12.03).
И так далее. Понятно, почему "оранжевую революцию" приветствуют Америка и проамериканские масс-медиа во всём мире, — в конце концов, именно ее дипломаты и разведчики специально готовили Виктора Ющенко к той роли, которую он сегодня играет в Киеве, создавали политическую инфраструктуру, разрабатывали стратегию и тактику "национально-демократической оппозиции" применительно к местным полевым условиям. Именно американские глобалисты стремятся забить последние гвозди в гроб великой России, воспоминания о соперничестве с которой и остатки ядерного потенциала по-прежнему не дают им спокойно спать по ночам. "На карту поставлены два различных видения будущей России. Первое основано на ностальгии по прошлому. Если не по огромному советскому блоку и огромному Советскому Союзу, то, по крайней мере, по квази-империи в несколько меньших масштабах бывшего СССР с Белоруссией, Украиной, Грузией и другими в качестве государств-спутников различного уровня. Это один вариант. Он также подразумевает рост авторитаризма и прочее. Второе видение — это Россия как демократическое национальное государство, член растущего европейского сообщества в широком смысле этого слова или нового атлантического сообщества", — заявил Збигнев Бжезинский еще 30 ноября в Центре стратегических и международных исследований. И фактически предъявил ультиматум Киеву и Москве: "Нет никаких, совершенно никаких сомнений в том, что если на Украине победит демократия, это станет мощнейшим импульсом для демократических сил в России и ускорит там очень медленный и трудный процесс демократических преобразований... Очень важно, чтобы Запад — США и Евросоюз — объединились и заставили Кучму и всю политическую элиту Украины разрешить эту ситуацию путем компромисса. Существуют лишь два возможных варианта такого компромисса. Первый — это повторение второго тура выборов с участием Ющенко и Януковича, причем в ближайшем будущем. Или решение Верховного суда и парламента признать победу Ющенко на выборах. Любое другое решение подразумевает или хитрость, или отсрочку, причем с потенциально опасными последствиями".
Надо сказать, что этот ультиматум был по форме безоговорочно принят, когда Верховный суд Украины на заседании 3 декабря отменил итоги второго тура и назначил новую дату голосования — 26 декабря. Причем сделано это было после визита действующего украинского президента Леонида Кучмы в Москву и его переговоров с Путиным. То есть на открытую конфронтацию с более-менее объединенным сегодня по вопросу Украины Западом Кремль не пошел. Заодно подставив и Пекин, также официально поздравивший Януковича с победой. Но и открытой капитуляции не подписал, несмотря на прозвучавшие слова Кучмы, что на месте Януковича он бы снял свою кандидатуру с выборов.
Главной надеждой Путина, который, согласно заветам восточных единоборств постоянно уходит "с линии атаки", судя по всему, является здесь именно дата выборов, назначенная на 26 декабря, а не на 19, как того требовал Ющенко. Напомним, что 25 декабря — католическое и протестантское Рождество, когда вся политическая жизнь на Западе замирает до Нового года. И лишняя неделя "стояния на Крещатике" тоже будет стоить немалых сил и средств "оранжистам", которым пока шаг за шагом сдаются всё новые и новые позиции, — например, срочно проводится реформа избирательного законодательства согласно требованиям "Нашей Украины". К Новому году вернутся домой несколько миллионов украинцев, работающих в России, — они тоже не будут голосовать за Ющенко, отославшего свою "госдеповскую" супругу за кордон, от греха подальше. В этом контексте явно "пораженческие" заявления хитреца Кучмы о "плебисците одного кандидата" все-таки следует воспринимать больше как проявление национального характера, чем как свидетельство полного развала действующей системы власти. Но менять ее, даже в случае чудесного, невероятного успеха всё равно придется, потому что в своем нынешнем виде она неконкурентоспособна на мировой арене. И касается это, действительно, не столько Украины, сколько России. С "калашом" против стелсовского "томагавка" не попрешь...
1.0x