| | | | |
АПОСТРОФ
Владимир БУШИН. Сталина на вас нет... — М.: Алгоритм, 2004, 352 с., 3000 экз.
Владимир Сергеевич Бушин — это безусловный "знак качества" в современной отечественной публицистике. А уж в сборнике избранных выступлений и статей должно быть отобрано лучшее из лучшего... Именно с таким настроением открывал я новую книгу давнего автора нашей газеты, ветерана Великой Отечественной войны, энергии и трудоспособности которого впору позавидовать даже тем, кто ему во внуки годится. Об уме или таланте не говорю — это уж как Бог даёт, лишь бы в землю не зарыть.
И правда, Бушин предстает здесь перед читателем во всем парадном блеске. Вот, например, цитата из его выступления на VII съезде писателей России (декабрь 1990 г.), обращенного к награжденному массой международных премий и орденов М.Горбачёву, который уже тогда, будучи лидером мировой сверхдержавы, присматривал себе уютную золотую клетку "пиццы-говоруна": "Некоторые злопыхатели доходят до того, что перестройку, ваше любимое и непредсказуемое детище, называют катастройкой... и даже контрреволюцией... Это что же у них получается? Выходит, что Яковлев, лучший идеолог всех времен и народов, — контрреволюционер №1, вы — контрреволюционер №2, Шеварднадзе — №3, Ненашев — №4, Ельцин, который всё время подчеркивает, что расходится с вами только тактически, — №5?.. Боже милостивый, и всё это говорят люди, у которых нет даже медали "За спасение утопающих"! (Взрыв хохота)". 14 лет назад сказано, между прочим, а звучит по-прежнему более чем злободневно.
К "всенародноизбранному" кровавому Ельцину и его преемнику Путину отношение у фронтовика Бушина — не лучше, чем к Горбачёву. "Есть такие личности и такая власть, с которыми по моральным причинам нельзя не только в чем-то согласиться, но даже стать рядом", — это про них, про всех властителей наших последнего времени Бушиным сказано. Позиция в высшей степени определенная и, бесспорно, заслуживающая уважения. Но вызывающая вместе с тем целый ряд вопросов — не лично к Владимиру Сергеевичу, разумеется: он-то знамени своему и присяге своей не изменял. Вопросы возникают к народу, к нашим "патриотическим" лидерам, к себе самому — как же мы все дошли до жизни такой, кто виноват и что делать?
Бушин ответов на эти вопросы не дает и даже не ищет — он только "обнажает всю и всяческую ложь" власть предержащих и попросту сильных мира сего, становясь тем самым как бы наравне с ними. Он — не лидер, не вождь, приводящий в исполнение приговоры истории. Он — народный обвинитель, не более, но и не менее того. На человека, живущего в таком согласии с собственным талантом, с призванием своим, — всегда полезно посмотреть, порадоваться, поучиться... Ведь не случайно широкая известность пришла к Владимиру Сергеевичу уже на склоне лет, когда "язвы общественного бытия" не просто вышли наружу, а распространились на всю нашу жизнь. Да, "хлеб не растет от нашей прозы, не дешевеет от стихов", но, как сказано в Евангелии, "не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Остается только надеяться, чтобы наши слова оставались неложными. Как у Владимира Сергеевича Бушина в его лучших статьях.
В.В.
1.0x