| | | | |
НА СВЯЗИ — МИНСК
На днях исполнилось 65 лет со дня воссоединения Западной Беларуси с БССР.
Когда-то это был государственный праздник. Но на исходе правления маразматического политбюро, чтобы не обижать "братскую Польшу", красный день календаря превратили в обычный, а в начале девяностых, когда самые что ни на есть фашистские прихвостни стали с "возмущением" размахивать секретными протоколами пресловутого "пакта Молотова-Риббертропа", белорусские националисты (а это в массе своей пропольские игроки) не только вычеркнули эту "позорную дату" из учебников истории, но и стали призывать белорусов "к покаянию за случившееся в том страшном 39-м году". Такое "покаяние" должно было плавно перейти в "исправление исторической ошибки", т.е. к передаче Западной Беларуси Великой Польше". Появление на политической арене Александра Лукашенко спутало этот гешефт националистов и их западных друзей, выражающийся в формуле: мы вам свои западные земли, вы нам власть. Тем не менее, и сегодня по большому счету никто старается не вспоминать об этой дате, символизирующей объединение белорусов и их земель.
Весьма показательно, что в этом году из государственной прессы только белорусскоязычная "Звязда" поместила на своих страницах материал, посвященный 65-летию воссоединения Беларуси. На "круглый стол" с участием белорусских и иностранных журналистов не явились даже ранее заявленные ни директор Института истории Академии наук Беларуси, ни директор Института социально-политических исследований при администрации президента… Может, эта тема сегодня не актуальна или им нечего сказать?!
В том-то и дело, что проблема эта уже в ближайшей перспективе может стать самой что ни на есть злободневной. Потому наши чиновники от науки и стараются не "светиться".
Известно, что в результате польско-советской войны 1919-1920 годов и положениям Рижского мирного договора западные земли Беларуси, а это ни много ни мало как половина территории нашей республики, куда, кстати, входил Вильнюс, Виленский, Свенцинский и часть Троскайского района, были отданы буржуазно-помещичьей Польше. Первое, что сделали поляки, чтобы навсегда закрепить здесь свою власть, это принялись осуществлять политику тотального ополячивания коренного населения. В результате трех земельных реформ, проведенных в 20-х годах, львиную долю всех пахотных земель получили крупные польские землевладельцы: Радзивилы, Сапеги, Тышкевичи и другие, которых полуграмотные члены Союза писателей Беларуси и сами себе на уме "націянальныя гісторыкі" не только в своих книгах, но и по государственному радио и телевидению величают не иначе как "адраджэнцамі". Каково было это возрождение Западной Беларуси под польскими панами, свидетельствуют хотя бы такие факты: в середине 30-х годов 43 процента белорусов были по-прежнему безграмотными, а студентов-белорусов во всей Польше не насчитывалось и 200 человек. К 1939 году все школы были преобразованы в польские, а 300 из 500 православных храмов стали костелами. "Крэсы всходные", как величали белорусские земли поляки, были всего лишь аграрно-сырьевым придатком их страны, а еще служили резервуаром пушечного мяса. Когда Польша, не поняв, как сказал Риббентроп, "что она не может бесконечно балансировать между Россией и Германией", неудержимо катилась к войне, то в ходе объявленной в конце августа 1939 года всеобщей мобилизации именно сформированные из белорусов барановичский, слонимский, лидский и другие полки, посланные на западные рубежи, вынуждены были первыми принять на себя смертельный удар германских войск. Это потом уже "лучшая в Европе" польская кавалерия начала "рубить в капусту" немецкие танки, в результате чего польская армия как организованная сила уже через две недели прекратила свое существование. 14 сентября фашистами был окружен Брест. Именно в это время из Берлина в Москву была направлена депеша с угрозами, что если СССР не начнет военные действия против Польши, то немцы прекратят наступление и образуют на восточных землях три буферных государства: польское, западно-белорусское и западно-украинское. Как сказал известный гродненский историк Владимир Егорычев, "осуществление этих планов привело бы к тому, что белорусский народ, скорее всего, уничтожался бы по частям, не исключая братоубийственной войны между собой и однозначно — с СССР".
17 сентября правительство Польши и ее военное командование бежали в Румынию. Преследуя остатки польских подразделений, немцы вступили на земли Западной Беларуси и Украины, захватили Брест и Львов… Москва выступила с официальным заявлением: "Польша стала удобным полем для всяких случайностей и неожиданностей, которые могут создать угрозу для СССР… Поэтому советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Беларуси".
Утром 17 сентября войска Красной Армии перешли советско-польскую границу и уже к 25 сентября полностью освободили Западную Беларусь. Как скажет в вышедшей в США книге Н. Вакар, "для белорусов это означало восстановление их территориального единства, долгое время порушенного войнами и революциями". Не случись этого, и уже в 1939 году более 4 млн. белорусов оказались бы под фашистской оккупацией.
Кстати, о том, что не только так называемые белорусские националисты и, конечно же, поляки, готовы сегодня разыграть карту 1939 года, свидетельствует и тот факт, что еще совсем недавно, выступая против интеграции Беларуси с Россией, главный "яблочник" мотивировал это тем, что у Минска якобы не урегулирован еще спор по вопросу Западной Беларуси. Отдав невесть кому пол-России, либералы с одобрения Запада, готовы делить уже Белоруссию и Украину. А пока официальное празднование дня воссоединения Беларуси из тактических соображений, чтобы лишний раз не задевать самолюбие вступившего в НАТО гонорливого соседа, не решаются восстановить и нынешние власти Республики. Только поможет ли это — вот вопрос?!
Евгений РОСТИКОВ
1.0x