Авторский блог Редакция Завтра 00:00 22 сентября 2004

ЗАМЕТКИ ЗОИЛА

| | | | |
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА
У Яснополянских писательских встреч появился новый символ, этакая улетающая ввысь буква "Т", Толстой, как иероглиф, обозначающий Ясную Поляну. Может быть, и на самом деле у корейцев есть такой иероглиф? Ибо теперь интерес к писательским встречам подогревается солидной литературной премией, учрежденной яснополянским музеем и корейской компанией "Самсунг". К счастью для писателей, корейцы до сих пор уверены в значимости писательского слова в России, да и Лев Толстой в Корее известен не менее, чем в России, и потому корейские электронщики включили в сферу своего внимания и русских писателей. Честь им и хвала. Вот и на вручении литературной премии "Ясная Поляна" 21 сентября в Москве собираются присутствовать высокие корейские гости, добавляя тем самым литературной премии дополнительную значимость.
Первую литературную премию "Ясная Поляна" получили Виктор Лихоносов — большую премию, и Владислав Отрошенко — малую, "за лучший литературный дебют".
А кому вручат в этом году? В короткий список номинации "За выдающиеся творческие достижения…" попали и наш друг Тимур Зульфикаров, за которого мы искренне болеем, и автор афганских рассказов, смоленский писатель Олег Ермаков… В коротком списке самого удачного дебюта я бы выделил прежде всего Антона Уткина с романом "Хоровод" и Александра Яковлева с циклом рассказов "Осенняя женщина".
Короткий список был озвучен на третий день девятых яснополянских писательских встреч, в которых наша газета традиционно принимает участие. Жаль, не попал в короткий список Владимир Личутин, но будем надеяться, что удача ждет нашего друга впереди.
Девятые встречи, по традиции, были приурочены к дню рождения великого русского гения и проходили с 7 по 12 сентября на традиционной поляне под веймаровой сосной. Когда шёл дождь, мы перебирались в Дом Волконского, где в эти дни была открыта фотовыставка изумительного русского фотохудожника Павла Кривцова. В этом году для обсуждения были предложены самые острые, актуальные и для нашего времени темы, обозначенные Львом Толстым в своих выступлениях. "Одумайтесь!" — этот призыв Толстого обращён сегодня ко всем жителям планеты. "Совсем сумасшедшие управляют всем". Увы, этих сумасшедших всё больше в политике и Запада и Востока. Да и фраза звучит сегодня чуть ли не диссидентски. Боюсь, скоро Льва Толстого будет вновь править цензура. "Цивилизация зашла в тупик. Дальше некуда…". Если она зашла в тупик ещё в толстовские времена, что же говорить о нынешних. Только всё равно нам всем надо идти дальше. Куда? Даже тема "Дети — люди серьезные" после осетинской трагедии зазвучала отнюдь не по-детски. И последняя, вроде бы чисто литературная тема, вызвала оживленную дискуссию: "Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой…". А ведь мы и на самом деле стоим на пороге какой-то новой литературы, плохой ли, хорошей, но отражающей реалии нынешнего общества, нынешней России. И в этом смысле прямым продолжателем всех толстовских тем, обозначенных для обсуждения, скорее можно назвать Александра Проханова, нежели унылую обойму толстовских эпигонов, вряд ли готовых бросить вызов и нынешнему правительству России, и нынешнему обществу, и нынешней литературе. Конечно, можно в рамках предложенной протестной темы "Совсем сумасшедшие управляют всем…" разобрать образ сумасшедших героев в современной литературе , но об этом ли писал Лев Толстой? Можно заняться и текстологическими исследованиями рукописей Льва Толстого , рассуждая о проблеме исписанного листа, но явно не такую исписанность имел в виду великий старец, когда предлагал перевернуть всю исписанную литературу.
Вот и на наших писательских обсуждениях участники их поделились на тихих толкователей и на тех, кто всерьез воспринимает и литературу, и нынешнюю жизнь, кто иногда готов спорить и с самим Львом Толстым, продолжая его же мысли. Недаром самые горячие споры возникали после выступлений Владимира Личутина, Петра Краснова, Виктора Лихоносова, Анатолия Буйлова, Тимура Зульфикарова, Игоря Золотусского, Михаила Кураева…
Не случайно и директор Музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владимир Толстой, порой не соглашаясь с наиболее ожесточёнными спорщиками, охлаждая жар полемики, тем не менее каждый год приглашает на писательские встречи тех, кто на его взгляд и является наследником живой толстовской традиции. Всегда заметно активное участие среднего поколения русских писателей. Были на этот раз и Павел Басинский, и Светлана Василенко, и Александр Яковлев, и Игорь Малышев. Думаю, стоит в будущем начать приглашать и молодых прозаиков, чьи книги уже были замечены критикой и читателями, Дмитрия Новикова из Петрозаводска, Максима Свириденкова из Смоленска, москвичей Сергея Шаргунова, Василину Орлову, Виктора Гусева из Воронежа.
Дабы "Ясная Поляна" стала центром литературы уже ХХI века.
В этом году почти не было иностранцев, писателей и литературоведов из Европы и Америки. То ли взрывов испугались и нынешней криминальной обстановки в России, то ли современная русская литература их не вполне устраивает, а может, копят силы для будущих уже юбилейных десятых встреч? Думаю, с отсутствием иностранцев связано было и сокращение экскурсионной программы встреч. Обычно действие писательских встреч распространялось не только на всю Тульскую область , но и на соседние, писатели перемещались от Спасского-Лутовиново до Крапивны. На этот раз всё ограничилось территорией толстовской усадьбы, не считая кратковременного выезда в Тулу для оглашения короткого списка литературной премии.
Будем ждать будущего года. В заключение замечу, что литературная премия "Ясная Поляна", придав большую значимость самим писательским встречам, одновременно внесла и большую расколотость. Былая литературная полемичность не мешала утвердиться толстовскому духу. Сейчас иной писатель заранее требовал гарантии своего попадания в короткий премиальный список. У каждого из членов жюри поневоле образуется свой круг литературных претендентов. Не случайно Валентин Курбатов, один из организаторов этих толстовских встреч, и почему-то не попавший в члены жюри премии, так обозлился ныне на все литературные премии. Может, он и прав.
Владимир Бондаренко
1.0x