Авторский блог Редакция Завтра 00:00 8 сентября 2004

ЖИЛИ-БЫЛИ

| | | | |
ЖИЛИ-БЫЛИ
В здание, помещающее множество контор и конторок, гордо именующих себя офисами, пользуясь отсутствием на входе охранников, ставших непременным атрибутом любой нынешней двери, пробрался коробейник, то бишь коммивояжер, торгующий чаем. Тщетно скрываемая радость его была неописуемой. Еще бы: получить доступ к такому количеству комнат, в каждой из которых может сидеть потенциальный покупатель товара, притащенного в двух огромных клетчатых сумках, по которым почти безошибочно можно отличить "челноков" и коробейников.
Я была в помещении, ставшем первым на пути чаеторговца. Тихонько постучав, тихонько открыв дверь, тихонько войдя, десять раз извинившись, молодой мужчина сразу стал медоточить, расхваливая свой товар, с привычным выражением лица человека, привыкшего угождать и в любую минуту готового к тому, что его погонят.
Сотрудники, не измученные торгашами по причине удаленности здания от общественного транспорта, проявили интерес к товару, обрадованные возможностью отвлечься от работы, готовые прикупить кое-чего, тем более, что продукты для чаепитий покупали вскладчину.
Коробейник заученно расхваливал чудодейственность каждой коробочки чая, обещая жаждущему утром взбодриться — бодрость после первого же глотка, желающему покоя перед сном — желанное успокоение после пригубления напитка из той же коробочки... А уж аромат, цвет гарантировал невиданные.
Стало ясно, что слова значительно краше самого продукта, но было неловко не поддержать коммерцию человека, тащившегося с громадными сумками под дождем не менее 20 минут от ближайшего транспорта. Было куплено несколько пачек недешевого напитка (100 гр. пачка стоила 80 рублей), оказавшегося в итоге без всякого запаха, сомнительного цвета и вкуса, заронившего подозрение, что это и не чай вовсе.
Промокшего торговца напоили кофе (предложение сразу заварить и испробовать купленный товар он не поддержал, видимо, не случайно), стали с сочувствием расспрашивать об участи ходока с торговлей вразнос, и были удивлены тем, что мужчина работой доволен:
— Вот я уже сегодня на 200 рублей наторговал, мне 10 % от выручки идет, рублей 350 заработаю: повезло с вашим зданием — двери открыты. В среднем в день 250-400 руб. получается. Проездной хозяин выдает. Я всегда о такой работе мечтал еще в советские времена, чтобы свободным быть, не "от звонка до звонка". Я товар получаю и иногда на фирму 2-3 дня не иду, главное, выручку передать. Бывает и в 10 часов из дома выхожу, бывает вообще не иду, на другой день 12 часов работаю.
На вопросы о трудовом стаже, оплачиваемом отпуске, больничном он только хлопал глазами и отвечал, что не болеет так, чтобы лежкой лежать.
Удивляет недальновидность и какое-то прекраснодушие взрослых людей, довольных положением несравнимо худшим, чем было у них в былые времена, и вопреки объективности считающих, что нынешнее положение лучше.
Посудите сами. Человек работает без трудовой книжки, стало быть, стаж ему не идет и при достижении пенсионного возраста вопрос о пенсии встанет по-гамлетовски: быть или не быть?
Страхового полиса тоже нет, и если "лежкой не лежащий" все-таки занеможет, ему вполне могут отказать в лечении, несмотря на конституционное право на бесплатное медицинское обслуживание. И никаких чаевых денег счастливому коммивояжеру не хватит, чтобы залечить нежданно вскочивший прыщ.
Не говоря о вероятности быть сцапанным за неуплату налогов. Это чернолицыны могут заявлять о своих нищенских доходах и не платить налоги, а бабушек-дедушек, воровски приторговывающих вязаными носками, да таких вот разносчиков мелкого барахла вмиг упекут за незаконное предпринимательство.
О возможности скопить из таких доходов деньги на квартиру и говорить нечего. Жилплощадь этому счастливчику дала советская власть бесплатно.
Послушав здравицы в честь нынешних властей за счастливое положение, поинтересовалась у восторженного "чайника", сколько он получал в СССР.
— Всего 200 рублей, — с презрением к тем временам с их малыми достатками ответил он.
— Так вы больше тогда зарабатывали, чем сейчас, — сообщаю ему.
— Как это? Нет, — изумленно возражает закончивший техникум (т.е. как минимум знающий таблицу умножения) мужчина.
Пришлось вместе с ним считать, сколько долларов составляла его зарплата в 200 рублей. И какова была покупательная способность с тех 200 рублей. По нынешним временам она составляла бы 10 000 руб. при 21 рабочем дне в месяц, отпуске в 24 дня, 13-й зарплате, путевках детям в пионерлагеря, оплачиваемых больничных листах, предоставлении квартиры, отдыхе по профсоюзной путевке...
Уж о таких несущественных деталях, как отсутствие необходимости унижаться, просясь со своими сумками в ту или иную дверь, обманывать людей, впаривая им недоброкачественный продукт, и не упомянула. Ну и о былом отсутствии трат на железные двери, домофон, решетки, охранников детей в школе не вела разговор.
Поинтересовалась, сколько лежало денег на книжке в те времена. К моменту обесценивания вкладов за 6 трудовых лет накопил 4.000 рублей. А сейчас сколько? Замялся, мол, только два года чаем торгует. Ну а за два года сколько? Да, мол, телевизор купил, потратился... Одним словом, накоплений никаких. А ведь, говорю, налоги не платишь, врачей, учителей, армию, милицию, пожарных да и твое хваленое правительство не содержишь, должен бы за это время хотя бы пару тысяч долларов скопить. Что из того, что телевизор купил? В советские времена только радио слушал, что ли?
На полном серьезе ответил, что телевизоры были не такие, хуже. Так прогресс, милый мой! Думаешь, если бы Горбачев и Гайдар не шарахнули по нам перестройкой и реформами, то техника бы не развивалась? Твои родители еще телевизор КВН через линзу смотрели, а ты уже цветным любовался.
Удивительно, но человек, не приведя аргумента в пользу улучшенности своего нынешнего положения, настаивал, что сейчас — лучше. Словно зомбированный. Может быть, он и впрямь, как и многие, зомбирован через свой новенький телевизор? Или мазохист: чем хуже — тем лучше. Другое объяснение трудно найти.
Анна Серафимова
1.0x