Авторский блог Редакция Завтра 00:00 1 сентября 2004

НА СВЯЗИ — МИНСК

| | | | |
НА СВЯЗИ — МИНСК
Не знаю, можно ли назвать то, что вот уже 15 лет происходит в творческой среде Беларуси, политической некрофилией, но твердо могу сказать, что преклонение перед покойниками действительно стало ее единственной "живой" идеей. Существовавшая в тепличных советских условиях, где всякий национальный "пук" воспринимался, как величайшее откровение, она, соприкоснувшись с настоящей жизнью, оказалась ни на что другое не способной, как на ненависть и разрушение. Отсюда эта ее "возвышенная" любовь к покойникам, ко всему, что связано с тленом.
В конце 80-х в полукилометре от Минска при прокладке газопровода обнаружили массовые захоронения. Сначала этому не придали значения — мало ли людей набили на территории Беларуси в двух последних войнах. Но вскоре за дело взялся театровед, самодеятельный археолог Зенон Позняк. И вот уже его байка, что здесь, в Куропатах, НКВД расстреляло около полумиллиона человек, с быстротой молнии облетает весь мир. (Хотя дальнейшее расследование показало, что там покоится не более 20 тысяч человек. А вопрос о виновниках их гибели по сей день остается открытым). Но цель была достигнута. Коммунисты, в том числе и под давлением куропатских покойников, потеряли власть. В дальнейшем белорусские националисты будут не раз использовать эту куропатскую карту. Нагрузившись свежесрубленными крестами, тормозя автомобильное движение, они по нескольку раз в году будут демонстративно тащиться в Куропаты на свои "скорбные" тусовки. Но вскоре этого им покажется мало. Произвольно объявляя местами "массовых репрессий и геноцида белорусского народа" — парки отдыха, центральный рынок Минска и даже территорию нынешней резиденции президента Дрозды, они, сопровождая это истерикой, пытались устанавливать там гигантские кресты. Памятники погибшим в Отечественной войне ветшали, приходили в запустение, разворовывались (пока Лукашенко не приказал их отреставрировать, в том числе "Хатынь" и "Брестскую крепость"), а националисты требовали создавать "пантеоны" не только в Куропатах, но и в "48 населенных пунктах, где лежат останки жертв сталинских (читай российских. — Е.Р.) репрессий". Они объявляют некие "творческие конкурсы" на лучшие проекты этих мемориалов, создают охранные "дружины волонтеров", а когда строители начинают расширять проходящую невдалеке от Куропат кольцевую дорогу, кликушествуя и размахивая десятками крестов, лезут под бульдозеры, кощунственно втыкая их в горы привезенного песка.
Вообще плясать на костях, устраивать из смерти шумное шоу у белорусской "творчай інтэлігенцыі" стало своего рода смыслом жизни. Вот они предлагают "перенести прах более 100 белорусских писателей, похороненных за рубежом", создать своего рода их пантеон. И не важно, что руки этих "писателей" по локоть не в чернилах, а в крови соотечественников. Хотя — это то главное, что привлекает их в этих "писателях". А пока, узнав, что в российской столице сносится гостиница "Москва", наши скандальные трупоносы начинают носиться с "идеей" перевезти в Минск несколько плит от нее, кусок лестницы и дверную ручку… Ведь здесь во время войны, точнее 28 июня 1942 года, упал в лестничный пролет и разбился Янка Купала… Белорусы десятки веков уже как не язычники. Только те, что предлагают им собирать и поклоняться таким весьма сомнительным фетишам и не связывают это с язычеством. Для них — это политика. И притом — большая.
Несколько лет назад оппозиционная пресса взорвалась от гнева и возмущения: летчики варварски расстреляли из пулеметов "нашу святыню" — камень на месте усадьбы "сусветна вядомага беларуса Тадэуша Кастюшкі". Если бы польский шляхтич Костюшка, который во время восстания 1794 г. устроил в Варшаве настоящую резню русских, узнал, что местечковые "гісторыкі" записали его в белорусы, он бы в гробу перевернулся. Но родился Костюшка действительно на территории нынешней Брестской области, невдалеке от военного аэродрома. Естественно, после таких обвинений стали разбираться. Выяснилось, что летчики здесь ни при чем. Дырки в камне остались от памятной доски, которую похитили собиратели металла. А провокация с "расстрелянной святыней" была затеяна для того, чтоб убрать с западной границы военный аэродром.
Год назад умер Василь Быков. Как националисты, подхватив гроб с телом, носились с ним по проспекту — отдельный рассказ. Но то, что похороны писателя начались, когда на город уже надвигались сумерки, даже у далеких от Бога людей вызвало недоумение: "Не по-христиански это. Кто ж ночью хоронит покойников?!" Точно не по-христиански. Но зато какой ажиотаж вызвали эти похороны!
Но вот, наконец, писателя похоронили. Казалось бы, можно подумать и о жизни. Только какая может быть жизнь, если все мысли национал-некрофилов заняты мертвецами. Они даже с мертвыми хотят сводить счеты. Вот поэт Некляев идет по кладбищу. И что его песенную душу взволновало? "Смотрю — между Быковым и Мулявиным — Александр Трифонович Кузьмин. Бывший секретарь ЦК КПБ по идеологии. Я даже головой потряс — вот так сюжет! Хоть ты его выкапывай…" Но потом, видно, вспомнил, что этот цэкушный "идеолог" не только чем мог награждал их бездарное чтиво, но и его, Некляева, снарядил на очередной съезд в Москву, чтоб тот, весь такой правильный и преданный партии, прочитал с трибуны свои стишки, а затем от лица всей советской молодежи в знак благодарности расцеловал "дорогого Леонида Ильича". Такие теперь поэты-революционеры: они не прочь вышвырнуть даже из могилок своих бывших благодетелей.
Сегодня у наших некрофилов созрела "новая идея" — привезти на могилу Быкова из Финляндии "камень весом две с половиной тонны". Наконец-то они хоть делом займутся, — вздохнет кто-нибудь. И ошибется. Может, чем-нибудь другим, а валунами Беларусь не обделена. Их еще ледник притащил сюда, с той же Скандинавии более чем достаточно. Этот камень нужен национал-некрофилам для того, чтоб с его помощью попытаться взбаламутить жизнь в республике. Они не способны ничего создать разумного. И отсюда эта тяга к разрушению, к тлену.
Евгений Ростиков
1.0x