| | | | |
Андрей Демченко
ВЛАСТЬ ПОД НОГАМИ Итоги выборов во Владивостоке
Владивосток, наверное, самый скандальный город РФ. Почему-то все особенности современной жизни наших регионов настолько ярко и гротескно проявляются здесь, обретают до такой степени законченный облик, что мимо не могут пройти ни журналист, ни юморист. И недавние выборы мэра города в очередной раз подтвердили этот в муках "заслуженный" статус, грезящийся какому-нибудь Киркорову только в самых розовых или голубых снах.
Главой администрации Владивостока стал депутат приморского Законодательного собрания Владимир Николаев. "Боевой путь" депутата и мецената, эффективного менеджера и прочая и прочая достаточно подробно обрисован как во множестве публикаций СМИ, так и в учебнике "Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты".
Ну, собственно, и что с того? В том же учебнике немало интересного можно почерпнуть и о других людях, давно и прочно занимающих отнюдь не последние должности в Дальневосточном регионе. Наверняка и в других частях страны изданы аналогичные учебники, являющиеся одновременно пособиями для будущих правоохранителей и сборниками биографий тех, кто будет ставить перед ними задачи. Конвертация влияния и денег в административные полномочия, а последних в еще большие деньги и влияние, дело для РФ насквозь знакомое и привычное.
Но что-то же насторожило пишущую братию, заставило ее сделать стойку на итог именно владивостокских выборов? Профессиональное чутье не обманешь, да и репутация города не позволяет надеяться, что ничего сверхъестественного не случилось. Просто дьявол, как всегда, скрылся в деталях, неразличимых издалека. Это большое видится на расстоянии, а главное — изнутри.
"ЭЙ, УХНЕМ!"
Оставив в стороне обсуждение свежих пиар-находок избирательного штаба Владимира Николаева, обратим внимание только на две из них. Первая — все телеканалы города отказались от участия в освещении избирательной кампании. Хронически убыточные, имеющие возможность хоть как-то поправить свои дела только в период выборов, они оттолкнули "руку дающую". Беспрецедентное нестяжательство! Правда, много месяцев подряд все телеэфиры были плотно забиты рассказами о жизнедеятельности Владимира Николаева и принадлежащих ему предприятий. Но это ведь не назовешь предвыборной агитацией, не так ли? Вторая — организация торговли с грузовиков продуктами питания по оптовым ценам. Она именовалась благотворительной программой депутата Николаева "Приморью — достойную жизнь" и принесла неплохую прибыль. Не тратиться на агитацию, а делать деньги на ней — такого еще не было.
Город просыпался, бодрствовал и засыпал под рассказы о Николаеве, увешанный портретами Николаева, расписанный лозунгами и девизами николаевской кампании. Даже известная всем надпись на заборе, и та слегка ошалевшими от почти суворовского натиска владивостокцами воспринималась как николаевский пиар. Но этим "одесским шумом" уже никого не проймешь, и основной упор был сделан совсем на другое.
ДЕВОЧКА С БУКЕТОМ
Со стороны всё выглядело обыкновенно. Необыкновенное происходило за кулисами. Раз — и два неплохо стартовавших кандидата, имевших вполне реальные шансы на выход во второй тур, без объяснения причин сворачивают свои кампании и распускают предвыборные штабы.
Два — и меняется председатель горизбиркома. На этой вполне серьезной должности оказывается Таня Шклярова, молоденькая девочка с наивно хлопающими глазками. Транслировавшиеся заседания горизбиркома стали выглядеть так: девочка Таня с выражением зачитывала перед телекамерами кем-то принесенные бумажки, после чего комиссия с деревянными лицами разражалась единогласным "одобрямсом" или столь же сплоченно "уходила в отказ".
Три — и наглухо встает предвыборная кампания действующего мэра Юрия Копылова. Его заместители и прочие "соратники" с высунутыми от усердия языками бегают по улицам и редакциям, агитируя за Николаева. Милиция арестовывает тираж и оцепляет редакцию контролируемой мэрией газеты. Неизвестные "инвесторы" выкупают контролируемую мэрией же телекомпанию. Оказывается, "административный ресурс", а, следовательно, и реальная власть в городе, отнюдь не главе его принадлежит. "А мужики-то не знали…"
Четыре — и собаку съевший на выборах и судах Черепков по-детски подставляется, использовав в ходе своей предвыборной агитации полномочия и привилегии депутата Госдумы и даже позаботившись оставить об этом документальные следы.
Идет первый тур. В день выборов проходит разрешенная горизбиркомом "акция" — участники организованного за пару месяцев до выборов штабом Николаева движения "Золотая молодежь" в помещениях избирательных участков раздают некие "флаеры", по которым затем разыгрываются призы. Вплоть до автомобилей. Некоторые председатели участковых комиссий не выдерживают беспредела и выгоняют "молодежь" на улицу. Она и там продолжает свою деятельность, а "лидеры движения", надув губки, по телевизору высказывают претензии.
Горизбирком во главе с девочкой Таней утверждает, что первый тур выиграл Николаев, а на втором месте — Черепков, и что нарушений вовсе никаких не было, а явка, наоборот, достигла 42%.
Пять — и происходит невнятная и некрасивая история, начавшаяся взрывом гранаты (или не гранаты?) у офиса Черепкова. Он оказывается в больнице, одни и те же врачи признают его сначала недееспособным, потом дееспособным, потом снова лежачим больным. В отсутствие Черепкова суд снимает его с регистрации в связи с вышеупомянутыми нарушениями, и во второй тур выходят Николаев и пока еще действующий мэр Копылов.
Шесть — и Копылов снимает свою кандидатуру, и следующий за ним кандидат тоже. Они и Черепков призывают голосовать против всех.
Проходит второй тур. "Акция" повторяется, но "Золотых" уже никто не гоняет. Видимо, с участковыми комиссиями провели "разъяснительную работу". Нарушений снова нет, а явка опять хорошая — 37,72% и из них 52,08% — за Николаева. Победа, фанфары, девочка Таня, зачитав по бумажке речь, вручает триумфатору удостоверение главы администрации Владивостока. И букет. Аплодисменты, занавес.
"ЧТО ЭТО БЫЛО?"
С этим вопросом я обращался ко многим людям. Постараюсь в нескольких предложениях сформулировать их ответы и собственные впечатления от происшедшего.
Это — не предвыборная кампания. Это просто-напросто спецоперация, локальный переворот, произведенный по всем канонам жанра. Нейтрализация потенциальных конкурентов, захват "почты, банков и мостов" (в современном варианте — избиркома и телевидения), вербовка агентов в ближайшем окружении свергаемого персонажа, подкуп руководства силовых структур, организация штурмовых бригад из маргиналов и студентов-нигилистов, и после короткой агонии, под отвлекающий шум — захват власти.
Странно, что это произошло при благосклонном невмешательстве федеральной власти. Потому странно, что такая спецоперация может теперь произойти в любом городе, регионе, и в любое время. Правительство, допускающее чужие спецоперации на своей территории, обречено. Интересно, кто и каким способом отключил ему инстинкт самосохранения?
Кто-то из "ответственных лиц" в силу профнепригодности и некомпетентности не понял, какого джинна на этот раз выпустил из бутылки. Явно, у всех на глазах терять контроль для власти немыслимо, самоубийственно! Но вместо немедленных жестких и даже жестоких мер Кремль "надувает щеки" а-ля Киса Воробьянинов и утверждает, делая хорошую мину при плохой игре, что Владивосток абсолютно законно сам себе выбрал чего захотел. Детский лепет.
Из опрошенных мною около 150 человек, в первом туре голосовал один (против всех), а на второй даже он не пошел. Это — 42%? Не смешите. Избирателей ведь не учили в массовом порядке противостоять спецоперациям. И упрекать их не в чем — голосуй, не голосуй… Девочка Таня все равно не умеет считать, а только с выражением зачитывать, что дают, и вручать букеты. Работа у нее такая.
"НЕТ НИКАКОЙ ЛОЖКИ!"
Выборы как свободное волеизъявление значительной части граждан не существуют. Обсуждать процент явки и "быдловатость" неправильно голосовавшего населения глупо и бессмысленно — на самом деле оно либо не голосует, либо голосует не так, как утверждается в итоговых протоколах.
"Выборы" сейчас есть некое действо, призванное легитимизировать, оправдать в сознании людей факт появления на определенной должности конкретного человека. В отличие от прямого назначения, проведение "выборов", во-первых, снимает всякую ответственность за действия новоиспеченного начальства с вышестоящих и переносит ее на плечи т.н. "избирателей", а, во-вторых, позволяет кому угодно сесть в любое кресло и никак не отвечать за итоги пребывания в нем.
Технология проведения ритуала "выборов" непрестанно совершенствуется. С одной стороны, исключается сама возможность выбирать, поскольку единственным приемлемым кандидатом все чаще оказывается "против всех". С другой — результат собственно "волеизъявления народа" всё меньше и меньше влияет, а то и вовсе не влияет, на итог "выборов".
Для избирателей участие в этом процессе лишено всяческого смысла. Для кандидатов, без поддержки людей, которые умеют планировать собственные спецоперации и противостоять чужим, тоже. Те, кто рассчитывает сейчас выигрывать "выборы" агитацией, по меньшей мере, наивны.
Всё — видимость, фикция. Главное не смысл, а придание смысла, терминологическая игра. Вещь, названная иначе, чем обычно, на глазах меняет форму и цвет. Такова особенность современного мира. Всенародные выборы — это звучит гордо. Но их больше нет, а возможно, что и не было никогда. Так, общеэлекторальная элекция…
Основной итог владивостокских "выборов" таков — власть в РФ сейчас валяется на земле, как в 1917 г. в Российской империи. Владимир Николаев подобрал ее во Владивостоке. Может, она и в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге кому-нибудь нужна? А то и в самой Москве? Налетай, подешевело!
Владивосток
Авторский блог Редакция Завтра
00:00
25 августа 2004
ВЛАСТЬ ПОД НОГАМИ Итоги выборов во Владивостоке
1.0x