Авторский блог Редакция Завтра 00:00 18 августа 2004

ЖИЛИ-БЫЛИ

| | | | |
ЖИЛИ-БЫЛИ
Америка полюбилась Антонине Дмитриевне не сразу. Первый раз она побывала там в начале 90-х, навестив сыновей, попавших туда в рамках "обмена кадрами". В США отправлялись целыми отделами, институтами лучшие специалисты в области наукоёмких отраслей: программисты, физики, биологи, ядерщики… Тогда, в эйфории братания с Западом, где у нас оказалось столько друзей и благожелателей, начались поездки-обмены школьниками, домохозяйками и пр. Как-то странно оказалось, что американцы прекрасно осведомлены, в каких "почтовых ящиках" у нас работают лучшие умы, державшие тогда мировую пальму первенства в своих областях. Именно их и стали приглашать американские друзья, создавая условия для работы и быта, несравнимые с теми, что устроили к тому времени "лучшие немцы" у нас…
Но и американцы не остались в долгу — и прислали свои кадры к нам. В рамках честного обмена. Штука на штуку. Их делегации собирались на биржах труда и в социально неблагополучных районах, среди безработных мусорщиков, разносчиков пиццы, чернорабочих… Их везли к нам в качестве учителей английского языка — вернее, американского суржика. Газеты и столбы запестрели в то время объявлениями: "Курсы английского. Преподаёт носитель языка". Своего вчерашнего безработного полотёра американцы обменивали на нашего физика-ядерщика с учёной степенью.
Многие из таких преподавателей были попросту безграмотными, не умели писать. Но это отнюдь не мешало их учительской карьере — они объявлялись специалистами в области устного общения. Всем помнится бум, не прошедший до сих пор, с этими самыми курсами, при рекламе которых упор делался на то, что главное в овладении языком — устная его часть, умение общаться. Наши обыватели толпами валили на курсы, платили безграмотному янки огромные деньги, и он, ещё вчера живший в крысином углу какого-то гетто, сегодня обнаруживал себя в снятой для него квартире в центре Москвы, наставляющим красивых образованных девушек, благополучных мужчин. И понимал: быть американцем — действительно здорово! Тебе платят деньги только за то, чтобы с тобой поговорить.
Многие из тех "учителей", скопив немалые капиталы, убыли домой, начав с полученными у нас средствами своё дело. Кто-то вошёл во вкус и продолжает наставничать, осваивая и глубинку. Многие начали бизнес в России.
А наши высококвалифицированные специалисты почти в полном составе остались там… Как сыновья Антонины Дмитриевны, закончившие школу с золотыми медалями, поступившие в московские вузы, проучившиеся в аспирантуре, ставшие ведущими специалистами в НИИ, куда пошли работать. Америке они были нужны не только в качестве лучших утекших умов, полученных задарма. Но и как постоянный источник секретной информации. Ведь наши сограждане, работающие ныне на Америку, не только сохраняют старые профессиональные связи, но и значительно их расширяют. Это одно из обязательных требований к ним со стороны американцев. Регулярно приезжая в Россию, бывшие наши сограждане непременно должны общаться со своими российскими коллегами, посещать КБ и НИИ, где зачастую ещё состоят в штате, поскольку штатному сотруднику легче получить доступ к информации.
Приехав к сыновьям первый раз, Антонина Дмитриевна не очаровалась Америкой: сыновья, живущие в разных штатах, почти не общались, снимали квартиры, за которые много платили, хотя те и находились в непрестижных, опасных для проживания районах. На всём приходилось экономить. Белые американцы относились к белым иностранцам с презрением и высокомерием, как к цветным, платили значительно меньше. В центре хвалёной демократии дискриминация была налицо.
К тому же Антонина Дмитриевна заболела, полной страховки у неё не было, и сыновья, извиняясь, заявили, что оплатить визит матери к доктору они не в состоянии, т.к. выплачивают кредиты за автомобили. Болезнь пустили на самотёк, и по приезде домой Антонина Дмитриевна пролежала в больнице, долечиваясь, почти три месяца.
Компенсировало все эти неудобства общение с внуками, которые воспитывались почти с пелёнок и до отъезда в Америку у бабушки, любили её и скучали. Она гуляла с ними, читала книжки. Уезжая домой, оплакивала расставание с детьми и внуками, но не с Америкой, которая нервировала её тотальной несвободой: Боже упаси неправильно припарковаться, вынести мусор не в тот контейнер, не оплатить вовремя счёт, громко включить музыку! Ей было дико, когда, где бы то ни было: на лестнице, в магазине, на улице — сыновья, говорившие с ней на русском, моментально переходили на английский, как только вблизи оказывался американец, поскольку янки не любят и даже считают подозрительным, если кто-то говорит при них на другом языке. Мать не понимала английский, на который переходили сыновья, советовала им в таких случаях просто замолкать, но это тоже не годилось. Оказывается, американцы заподозрят вас в злоумышлении и в случае разговора в кругу семьи на родном языке, и в случае, если вы при их появлении замолчите.
И вот Антонина Дмитриевна вновь побывала в Штатах. И возлюбила страну. Её сыновья купили дома в хороших районах, выучились говорить без акцента, поднимают на лужайке перед жилищами американский флаг, осуждают Милошевича и Хусейна, чем заслуживают одобрительное похлопывание по плечу аборигенов (не индейцев, конечно). Каждый обзавёлся ещё одним ребёнком, чтобы иметь гипотетическую возможность стать отцом президента США. Оба на хорошем счету у начальства не только потому, что регулярно добывают секретную информацию, но и налаживают сбыт американской продукции в России.
А когда Антонина Дмитриевна, скучавшая дома, пошла встречать внука в школу, он пробежал мимо неё, не отзываясь на оклики, не разговаривал до вечера, а когда вернулись родители, устроил скандал, заявив, что бабка осрамила его перед школьниками. Все уже почти забыли, что он — иностранец. А теперь вот начнут травить его.
Сын и невестка выговорили ей, что она не имеет права разрушать то, что они всей семьёй выстраивали годами, попросили больше никогда этого не делать и не подходить к телефону, поскольку "алло" она говорит не так, что является поводом для насмешек звонивших.
Учтя всё это и многое другое, Антонина Дмитриевна полюбила Америку. Здесь она вдоволь ела, поскольку продукты в абсолютном исчислении там дешевле, чем в её родном городке, не говоря о столице. Вволю спала, не озабоченная высаживанием рассады на подоконнике и ездой по оптовым рынкам…
Полюбив Америку, изъявила желание и сама там поселиться. Но, к своему удивлению, узнала, что пенсионеры-иностранцы, в отличие от учёных-иностранцев, Штатам не нужны. Тебе не дадут права поселиться там, даже если десять твоих сыновей обоснуются на бывших индейских землях. Никакие ссылки на ущемление права престарелой матери жить с детьми, так действенно отслеживаемые американцами на просторах России в отношении граждан СССР, не действуют.
"В России никогда не будет такой жизни, как в Америке", — с сожалением констатирует несостоявшаяся американка. Без всякого сомнения. Поскольку Америка уже потребляет около половины ресурсов планеты. И если ещё хоть одна страна со сравнимым количеством населения заживёт так же, то остальным почти двум сотням стран придётся исчезнуть в небытие.
Почему-то эта простая арифметика не доходит до бывшего учителя математики. Она рада, что сыновья стали эксплуататорами "стран третьего мира", куда нынче относимся и мы. Но считает их крупными учёными, заслужившими такое существование. Она рада, что они скачивают секретную информацию из России, но считает это установлением дружеских контактов. Она рада, что внуки с нежеланием говорят на русском, но считает это вписыванием в жизнь новой родины, необходимой адаптацией. Она рада. Порадуемся всему этому и мы, а не то прослывём завистниками и "совками".
Анна Серафимова
1.0x