Авторский блог Андрей Андреев 00:00 18 августа 2004

ПОСЛЕДНИЙ ПИР

| | | | |
Андрей Андреев
ПОСЛЕДНИЙ ПИР
Состязания, схватки, награды нынешней Олимпиады — будут жить, кипеть в умах миллионов, обсуждаться мировой прессой в течение последующих недель. И целостный образ этого значительного события, явленный нам в день открытия игр, закономерно будет все более блекнуть, забываться и стираться из памяти.
Ведь Олимпиада — это не только азарт состязания, не просто сумма побед и поражений. Это, как и в древности, многолюдная мистерия, метафизический религиозный театр, на подмостках которого свершается огромное, красочное, общемировое дело. Все, что мы видели на открытии игр, говорит о том, что устроители понимают глобальное, планетарное значение этого действа.
Мы увидели образ объединенного человечества. Открытие представляло собой, по существу, мистериальное таинство, которое несло в себе все элементы храмового ритуала. Мы видели и спектакль, и песнопения, и магические ритуалы, и коллективные моления, и камлания.
Этот праздник, это шоу показало, ярко продемонстрировало возможности современного искусства, когда средствами современной световой и лазерной техники создавался веер фантастических картин и образов. В пространстве возникали таинственные иероглифы, объемные фигуры, бесплотные световые объекты. Техника превратила воду в свет, свет в ткань, ткань в облако… На наших глазах производилось бесконечное число трансформаций, метаморфоз и отражений, когда один и тот же пластический и архитектурный объем преобразовывался из одинокого ока в море ревущих толп, переливался из единой плоскости в фигуры второго и третьего порядка… Парение объемов, непрерывная метаморфоза линий создавали конвейер иллюзий, ткали вереницу образов. Возникало ощущение то распадающейся галактики, то призрак греческого флота плыл над трибунами, словно по волнам древнего Средиземного моря. Все это сменялось ожерельем элементов идеального человеческого тела…
В эти современные технологии искусства были вплетены древние, архаические формы, такие, как византийская фреска, микенская кукла, классическая античная статуя. Все это кружилось в танце поразительной, неосмысленной еще красоты, передающей мистический и культовый характер свершающегося события.
В эти дни по афинскому стадиону прошествовало единое человечество, явленное не в лице своих убогих, нищих, неполноценных, спившихся, сколовшихся героином, гибнущих от зависти и гнева существ. Не в лице своих выспоренных, обездушенных, чопорных лидеров. Прошло человечество в лучшем своем проявлении, прошли самые красивые и сильные, живые, наполненные физической и творческой энергией представители стран и народов. Была продемонстрирована вселенская земная единая человеческая раса, распадающаяся на свои красные, черные, желтые компоненты. Видевшие все это снова почувствовали, вспомнили забытую истину, что род людской произошел от единого Творца, появился на Земле из общего лона. В ходе истории этносы и расы разбросало по пустыням, джунглям и тундрам, но здесь они словно вновь сошлись воедино, преобразуя собой одно, великолепное, цветущее человечество.
И не случайно, что это случилось именно в Афинах. Именно от Греции шла в мир эманация света и радости. Ведь Эллада, оплодотворившая земную человеческую историю, осталась великой матрицей мировой культуры и цивилизации. Из этих крохотных островов, из этого жемчужного Архипелага, из этой прибрежной лазури вышла, вся современная философия, наука, представление об атоме и материи… Здесь, на этом побережье, был поставлен самый важный вопрос человеческой мысли: как абсолютное, вечное, божественное соединяется с временным, дробным, конечным, человеческим… Духовный взрыв, произошедший в Греции, тогда, более двух тысяч лет назад, постепенно усиливался, и его эхо, взрывная волна распространяется по миру по сию пору, формирует нашу сегодняшнюю жизнь, культуру, мышление. Разумеется, мы живем в контексте многообразия культур и цивилизаций мира, но все они покрывается куполом мощной античной культуры, через которую когда-то Божество взглянуло в глаза человечеству.
Явленное в современных Афинах нарядное шествие, многолюдное торжество на миг возродило забытый гуманистический идеал человеческого единения, но проходило оно на фоне войны, драмы, все возрастающего конфликтного напряжения в мире…
Прохождение одних делегаций сопровождал возмущенный свист трибун, других зрители встречали возгласами поддержки и овациями. Но эти эмоции, этот яростный протест и восторг словно были частью спектакля, были инкорпорированы в сложное и многослойное представление, устроенное в честь открытия 28-х Олимпийских игр.
Но грозная, тревожная, противоречивая мировая реальность дышала не только страстями трибун и отражалась в знаменах государств-участников. Она была разлита в ночном жарком воздухе, нависала над сознанием миллионов демоническим фантомом грядущей беды.
Здесь трогательно, быть может, прощально, в хрупком единение явили себя народы планеты. Над фейерверком, улыбками, слезами умиления витал призрак Фатума.
Казалось, что "последний раз на братский пир" собрались все народы в мирном шествии, и неведомо, что будет завтра… Умилительный пигмей, рослый симпатичный европеец, китайская красавица-спортсменка — все они, казалось, движутся не по беговой дорожке стадиона, но по ломкому краю огненной бездны, за которым взрывы ненависти, недоверия, распри, конкуренция и непримиримая борьба масс за скудные остатки земных ресурсов.
Этот величественный, радостный, роскошный праздник вдруг показался финальным аккордом, мигом прощания с великой и прекрасной мечтой, золотой утопией справедливого мира, вечных радостных объятий, цветущей сложности человечества, зовущего к бесконечной жизни, к красоте и бессмертию…
1.0x