| | | | |
ЛАТЫШСКИЙ СТРЕЛОК
Ситуация, когда народных избранников требуется охранять от народа, сама по себе абсурдна. Но именно она всё чаще повторяется в России, в самом центре Москвы, на Охотном ряду. В дни принятия депутатами из пропутинской "Единой России" катастрофического закона об отмене льгот Госдума ощетинилась от граждан милицейскими кордонами, автобусами с ОМОНом, перекрытыми улицами, сотнями стражей порядка и "добровольцев". Руководство "ЕР" на голубом глазу заявило, что это — лишь предосторожности "против террора"!
Всё это было бы возмутительно, когда бы не было так грустно. Ведь народ, которого страшилась Дума все эти дни, — народ опять безмолвствовал. По пальцам можно было сосчитать тех, кто пришел к оцеплению, кто протестовал, кто выразил свою гражданскую позицию. Всего таких не набралось и сотни. Остальные миллионы русских людей предпочли не ввязываться, заниматься своими делами, грядками, сериалами.
А ведь в начале августа 2004 года в России произошла, по сути, социальная контрреволюция.
В 1917 году миру была представлена новая модель развития человеческой цивилизации. При всех ее недостатках и перегибах, система эта несла безусловно позитивные моменты в виде социальных гарантий и защиты абсолютного большинства населения страны. В предыдущие 15 лет "реформ" происходил слом этой системы на макроуровне. Это касалось людей не напрямую, опосредованно: приватизационный переход собственности из рук государства в руки Абрамовича или Бендукидзе мог сказаться на зарплате, но не давал стойкого ощущения "потери своего кровного". Ликвидация же персональных льгот — это совсем другой уровень вовлечения. Уже тогда, в 1992 году, существовали планы покончить с ними. Но даже Ельцин не рискнул немедленно избавиться от социального наследия социалистической системы.
То, что побоялся осуществить Ельцин, легко сделал Путин. Принятием через карманную Думу закона об отмене льгот он ликвидировал великий социальный проект, подведя черту под 87-летним советским экспериментом. Многие ли чувствуют это сейчас? Нет: стоит хорошая погода, телевизор почти всегда сообщает радужные новости, идет футбол, гуляются отпуска... Но пройдет пара лет — и люди ужаснутся своей сегодняшней аморфности. Правда, будет уже поздно.
Я за три последних месяца провел более сорока встреч с избирателями в своем Одинцовском районе. Стоило мне рассказать о планах правительства — залы вскипали возмущением. Все спрашивали: что делать? Я говорил: хотя бы выйти к Госдуме, встать у здания, продемонстрировать, что вы — граждане великой страны, а не бессловесное стадо, которое погонщики вздумали гнать, куда им нужно. Все говорили: да-да, обязательно приедем, мы им покажем! Но 3 августа не было никого. Люди выбрали грядки и море — а власть всё решила за них.
Казалось бы, для Путина, правительства, "Единой России" всё идет как по нотам. У них большинство, их охраняет милиция, а под окнами всё тихо, никто не возмущается. И всё равно они решили смухлевать! Принимая столь эпохальный закон, руководство Госдумы не удосужилось соблюсти даже формальные процедурные правила.
Представьте, ко второму чтению закона о льготах было представлено более 4600 поправок. Более тысячи из них, носящих косметический характер, были одобрены. Остальные, принципиальные, отклонены. Конечно, это не удивительно: махина под названием "Единая Россия" для того и создавалась, чтобы, словно робот, штамповать выгодные ее хозяевам законы. Но как всё это было сделано! Накануне голосования депутатам раздали целую кипу этих поправок: на изучение этого невообразимого количества отводилась ровно ночь. Что ж, многие из оппозиционных депутатов, несмотря на явную тщетность своих трудов, за ночь умудрились просмотреть их все. Но наутро, в зале заседаний, все депутаты получили совершенно иные кипы этих поправок, под другими номерами и на других страницах, так что исчезла всякая возможность изменить хоть что-то серьезное.
Понимая всю бессмысленность игры с шулерами, мы всё равно ставили свои поправки на голосование. И под конец заседания уже начался настоящий цирк. Борис Грызлов просто-напросто наплевал на одно из непреложных правил думской деятельности — никакое законодательное предложение не может быть принято с голоса, но лишь — в письменном виде. Вместо этого спикер Грызлов, обязанный блюсти собственные же правила, посвятил весь конец заседания "устному законотворчеству": менял абзацы, что-то вычеркивал, что-то вставлял, правя сырой текст закона прямо с голоса. А Олег Ковалев, председатель комитета по регламенту, в ответ на наше возмущение лишь кивал головой: мол, всё нормально, время экономим, в отпуска пора.
В итоге за путинский закон об отмене льгот проголосовали 304 человека. Против — 120. Один воздержался. Еще 25 человек не голосовали. Все депутаты от оппозиции голосовали, разумеется, против. Следует признать, что, к их чести, 10 депутатов из "ЕР", в том числе генерал Н.Безбородов и К.Затулин, проголосовали против или не голосовали вообще. Но это — ничего не значащая капля в море.
Дело — не в них и даже не в "Единой России". Виноват ли Грызлов в том, что его фракция намеренно штампует людоедские законы? Виноваты ли Путин и правительство Фрадкова, которые вполне искренне добиваются их ускоренного принятия? Они лишь честно делают свое мрачное дело.
Виноват народ, больше никто. Именно наш великий народ проголосовал за единороссов в декабре прошлого года, прекрасно зная, к принятию каких законов это приведет. Сегодня мы все получили то, чего так сильно хотели.
Виктор Алкснис, депутат Государственной думы
1.0x