Авторский блог Редакция Завтра 00:00 4 августа 2004

УХОДЯЩИЕ ЛЬГОТЫ Что вместе с ними теряет Россия?

| | | | |
НАМАКОН
УХОДЯЩИЕ ЛЬГОТЫ Что вместе с ними теряет Россия? "Конец социализма" или конец России? Коллаж В.Александрова
Тема дня в России — замена льгот на денежные компенсации. Этот законопроект обсуждают все: студенты, дедушки, бабушки, ученые, инвалиды, бизнесмены, военные, чиновники, избранники и пр.
Основная масса, правда, не обсуждает законопроект, а рассуждает на тему замены льгот, поскольку людям не так просто ознакомиться с проектом закона, перед принятием которого с ними все обещали посоветоваться. Видимо, времени особенно нет на советы. Посудите сами: 31 мая с.г. проект внесен Правительством РФ в Государственную Думу, 2-го июля он проходит первое чтение, второе чтение запланировано на 2-е августа, а третье, соответственно, — на 3-е августа. Два месяца на принятие Закона — не Закон, а реактивная ракета. А с другой стороны, вроде как, не новый же Закон сочинять, а всего-навсего внести изменения в старые… Но начнем с начала, т.е. с названия.
Название этого законопроекта без бюрократической сноровки не просто произнести, а не чиновники даже и не пытаются, поэтому проект известен под названием "О монетизации льгот". Хотя такого не существует. Теперь практически невозможно установить того, кто придумал это словосочетание "монетизация льгот", но вероятно он думал о большей, по сравнению с "неосязаемыми" льготами, привлекательности монет. Привлекательности не получилось, поскольку наши люди знают, что за красивые глаза деньги дают только в определенных случаях, а вот ассоциации с приватизацией и денежными реформами появились — непривычное для слуха слово "монетизация" имеет какой-то гайдаровский привкус.
Так вот, название законопроекта зарегистрированного под № 58388-4 — "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Одно название говорит само за себя. Это не "всего-навсего внести изменения", это изменение государственной системы, принципов государственного управления. По сути, законопроект не только о компенсации льгот, точнее — не столько о компенсации, сколько о перспективах развития российского здравоохранения, образования, социально-экономической системы России, системы общественных отношений в целом.
Законопроект представляет собой поправки в 155 (!) законодательных актов и предлагает признать утратившими силу 41 закон. Из 145 миллионов населения России данный федеральный закон непосредственно коснется около 110 миллионов человек. 76% населения страны — льготники!
Мы все знаем, насколько неохотно государство расстается с деньгами, как долго в наших разных инстанциях будут мучить человека, прежде чем аппарат признает его право хоть на что-нибудь. Однако даже наша (со знаком качества) бюрократия признает, что 76% населения заслуживает и нуждается в той или иной помощи.
110 миллионов людей нуждается в льготах, и для них это не просто привилегии, это жизненная необходимость. Без помощи государства они не могут, избежав определенного ущерба, создать себе условия для нормального проживания. Предоставляемые льготы востребованы в таком количестве, что при всем правительственном оптимизме заметно, что наше государство нездорово.
Вообще, число льготников — довольно спорный вопрос. По данным Минфина, например, Героев Советского Союза, России, Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы — 4240 человек. А по данным Агентства государственной статистики — их 6260! Инвалидов войны по расчетам Минздрава 995,6 тыс. человек, а по расчетам Минфина — 966,8 тыс. Участников войны, по информации Счетной палаты, 340,5 тыс. человек, а Минфин их "нашел" всего 100 тысяч. Почти на три миллиона отличаются данные Минздрава и Минфина о том, сколько в нашей стране детей, которым нужно платить детские пособия.
О некоторых льготниках при составлении законопроектов вообще забыли. Например, не подсчитаны компенсации для членов семей погибших (умерших) Героев и полных кавалеров ордена Славы, а между тем, они имеют право на льготные медицину, путевки, бесплатный проезд и коммунальные платежи.
Правительство же уверяет, что принятие закона позволит обеспечить справедливое распределение государственных средств.
Обязательства бюджетной системы, включая необеспеченные, оцениваются сегодня в 6,5 триллиона рублей. Ресурсы бюджетов всех уровней в 2004 году — 4,5 триллиона. Поэтому со следующего года правительство предлагает прекратить практику приостановления норм законов, не обеспеченных финансированием. Но для этого ему нужно четко определить обязательства и гарантии, которые оно будет исполнять в полном объеме.
Расчеты кабинета министров показали, что для выполнения задуманного необходимо ликвидировать систему льгот для наиболее незащищенных слоев населения, а вместо них ввести денежную компенсацию. По мнению министра финансов А.Кудрина, действующая система несправедлива: "Одни имеют льготы, другие нет. Нам предстоит не только показать льготникам, что мы восстановим справедливость и равноправие между ними, но и то, что деньги лучше льгот. Деньги в экономике решают всё, … и гражданин будет выбирать, что он на эти деньги будет покупать. А государство обеспечит доступность услуг в рамках выделенных средств… Как министр финансов, могу сказать, что деньги на это есть".
В рамках проводимого разграничения происходит централизация ряда расходных полномочий.
В федеральный бюджет переведены расходы на:
— семь категорий ветеранов по закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
— воинский учет и призыв;
— льготы для военнослужащих и федеральных служащих.
Вместе с тем Правительство переводит на уровень субъектов Федерации:
— выплаты детских пособий;
— социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла;
— содержание профтехобразования и учреждений, по полномочиям финансируемые из бюджетов субъектов;
— адресные жилищные субсидии;
— финансовое обеспечение учебного процесса в школах;
— платежи за неработающее население в системе обязательного медицинского страхования.
На денежную компенсацию льгот в федеральном бюджете предусмотрен 171 миллиард рублей, кроме того, 25 миллиардов — на финансирование льгот по оплате услуг ЖКХ. По этой сфере Правительство предлагает отложить замену льгот на один год, чтобы коммунальщики успели подготовиться.
Что касается инвалидов, то, по мнению кабинета, жить им станет гораздо лучше. Раньше на их социальное обеспечение государство тратило 13,1 миллиарда рублей, в следующем году на эти цели запланировано 116 миллиардов — почти десятикратное увеличение.
Если говорить о росте расходов на социальную защиту ветеранов, то в этом году в бюджетах субъектов и федеральном предусматривалось 2,5 миллиарда рублей. В следующем году обещают выделить 41 миллиард.
Министерство здравоохранения и социального развития предполагает, что в части, в которой льготы будут сохранены, будет оставлено право гражданина на получение бесплатных лекарственных средств при амбулаторном лечении по рецептам врача, на санаторно-курортное обслуживание по медицинским показаниям, на пользование пригородным железнодорожным транспортом и на льготный проезд на железнодорожном и других видах транспорта в случае получения гражданином путевки на санаторно-курортное лечение. С 2006 года гражданин сможет выбирать между лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением, транспортным обслуживанием либо предпочесть их денежное выражение. На 2005 год стоимость этого социального пакета на человека планируется на уровне 440 рублей.
Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и приравненным к ним категориям ежемесячная выплата предполагается на уровне 3500 рублей; для инвалидов войны — 2000 рублей; для участников ВОВ — 1500. Для военнослужащих, проходивших военную службу в частях недействующей армии в период Великой Отечественной войны, в том числе и тех, кто относится к так называемой категории последнего военного призыва, ежемесячная денежная выплата 600 рублей в месяц; для жителей блокадного Ленинграда — 1100; для инвалидов первой группы — 1400; второй — 1000; третьей группы, или первой степени утраты трудоспособности, — 800.
Что касается транспортных услуг, то на покрытие этих расходов правительство намерено выделить 6 миллиардов рублей. По мнению М.Зурабова этого вполне достаточно, "чтобы профинансировать в полном объеме и приобрести проездные транспортные документы в пригородном сообщении для всех льготников". Кроме того, частично предполагается оплачивать и проезд к месту лечения в случае, если гражданин получает санаторно-курортную путевку в соответствии с медицинскими показаниями.
Сегодня, по мнению министра здравоохранения, на медицинскую помощь пенсионеру государство тратит порядка 1800 рублей в год. В представленном законопроекте речь идет о том, что "только на лекарственное обеспечение гражданина в среднем ежемесячно будет направляться сумма до 350 рублей". По словам М.Зурабова, этого совершенно достаточно. В общем, раз Правительство внесло этот законопроект в Думу, то подготовило и доводы в его защиту.
На практике же, кроме всего прочего, закон ликвидирует понятие "минимальный размер оплаты труда", детские пособия, пособия страдающим всевозможными психическими расстройствами, различными онкологическими заболеваниями и многими другими, льготы для доноров, право на бесплатные авиаперевозки. Не предусмотрена система регулирования оплаты труда бюджетников, отменяется мораторий на приватизацию государственных учебных заведений. Отменяются бесплатный проезд иногородних студентов дневной формы обучения и аспирантов к месту учебы и обратно, налоговые льготы для спонсоров образовательных учреждений, закон о поддержке малого предпринимательства (о необходимости которого недавно так много говорил президент), права на первоочередное получение жилья и установку телефона для работников здравоохранения и образования.
Льгота на установку телефона! Каково? В XXI веке, постоянный член Совета Безопасности ООН, ядерная держава, Большая восьмерка, НАТО плюс 1… Какая может быть компьютеризация, банковская система, кредитные карты, безналичные расчеты, ипотека и прочая дребедень, когда мы вынуждены сражаться за льготную установку телефона?! По статистике половина населения РФ не имеет домашнего телефона! Кстати, на этом основании отменяется льгота по оплате за телефон, которой многие не пользуются. Эти люди получат денежную компенсацию, которая вряд ли в дальнейшем поможет им покрыть свои расходы при возможной установке телефона. Правда, сама возможность установки для многих пока довольно фантастична.
Вместо понятия "группа инвалидности" вводится "потеря трудоспособности", а инвалиды 3-ей группы являются трудоспособными и поэтому будут лишены многих льгот. Будут отменены льготы для сельских врачей и учителей, соответственно, желающих там работать станет еще меньше, а для взрослых людей и детей, живущих на селе, врач и учитель — это жизнь и перспектива. Северные надбавки, которые распространяются на Урал, Сибирь, Дальний Восток, Север России (кроме Юга, Черноземья и Нечерноземья), остаются только у федеральных работников прокуратуры, судов, ФСБ.
И еще нас ожидает множество сюрпризов, в том числе и тех, которые сегодня никто не может предусмотреть.
КАЖДОМУ СВОЕ
Вокруг законопроекта развернулась широчайшая дискуссия. И в первую очередь, как и положено, ареной обсуждения стала Государственная дума.
Позицию Госдумы характеризует имитация активной деятельности по данному проекту, рассуждения депутатов об эффективности такой реформы, постановка ими вопросов по отдельным категориям льготников, предложения Правительству уточнить, учесть, гарантировать и т.д., призывы к всеобщему обсуждению и взвешенному подходу. Из 28 думских комитетов претензии к проекту высказали 13. Вся эта деятельность говорит о том, данный законопроект, несомненно, будет принят. Единственным органом, способным на это повлиять, как всегда остается Администрация президента РФ.
Такая позиция Государственной думы определяется "Единой Россией" — единственным политическим движением, в целом поддержавшим законопроект. Заместитель председателя Государственной думы Олег Морозов заявил: "Правительство показало, что умеет неплохо считать, но абсолютно не умеет разговаривать со страной и с народом". "…Бухгалтерский подход чуть было не погубил совершенно правильную идею: если человек имеет право на льготы, он должен иметь право их получить, в том числе в денежной форме". Однако законопроект внесен в Думу в таком виде, что без кардинальных изменений, на которых настаивает "Единая Россия", не имеет шансов на прохождение, считает Морозов. Фракция, по его мнению, согласна с концепцией закона, но есть то, с чем она не согласна категорически.
Система льгот социально несправедлива для огромного числа граждан: равные в правах льготники неравноправны в их получении. Она коррупционна: везде, где существует распределительная система, обязательно находятся желающие создать искусственный дефицит и нагреть на этом руки. Из средства поощрения система превратилась в механизм наказания: льготнику не доплачивают. Она не просто неэффективна, она — порочна и убийственна для экономики и для самых обездоленных слоев населения, потому что именно они, как заявил депутат, из своего скудного кармана оплачивают повышающиеся тарифы на ЖКХ, на транспорт, на лекарства. Экономика сегодня развивается за счет этих людей. Нужно набраться решимости и сделать ее социально справедливой.
При всей своей жесткой риторике Морозов сразу дал понять, что правительство "умеет неплохо считать", т.е. посчитало всё правильно, только толком разъяснить не может. И непримиримая позиция "Единой России" сменится только после кардинальных изменений в проекте закона, которые, очевидно, по мнению фракции, можно внести за один месяц между первым и вторым чтением, справедливо решив весь объем вопросов, затрагиваемых другими 196-ю законодательными актами в интересах 110 миллионов человек.
Против принятия законопроекта высказались представители КПРФ, ЛДПР и блока "Родина".
В ходе обсуждения на заседании Госдумы Геннадий Зюганов заявил: "государство опять бесцеремонно залезает в карман россиян". По его мнению, представленные в Думу законопроекты антисоциальны. Отменяются все трудовые вклады: ведь то, что пытаются отобрать сегодня, объяснил Зюганов, граждане в свое время дали государству в долг. Впервые за всю историю отменены льготы вузам — такого не было даже во времена Гражданской войны, напомнил Зюганов. "Бедный солдат лишается права выйти из гарнизона и бесплатно проехать на трамвае или троллейбусе, а на питание ему положено только 55 рублей".
Представленные правительством законы, по словам Зюганова, — антигосударственны. В любой европейской стране академик, ученый, специалист, талантливый человек получают колоссальные льготы. Женщина, родившая двоих детей, даже если она гражданка России, получает от правительства столько, что семье хватает на несколько лет. В Норвегии — бесплатное образование, медобслуживание, спорт и так далее. Государство гарантирует детям даже поездки во многие страны, чтобы знали, что в мире происходит. Наше правительство от всего отказалось, заявил лидер коммунистов.
Оценка Владимира Жириновского несет стратегический смысл: "Мы окончательно прощаемся с социализмом". Он сообщил, что абсолютное большинство депутатов фракции не поддерживает законопроект. "2 июля мы окончательно прощаемся с советской системой социального обеспечения". Правительство, по мнению В.Жириновского, могло бы предложить поэтапный отказ от льгот: в 2005 году отказаться, например, от бесплатного проезда на транспорте, на следующий год — от бесплатного лекарственного обеспечения, затем — от санаторно-курортного лечения и т.д. Но оно торопится. И понятно: "если по населению ударить сейчас, часть людей умрет, часть об этом забудет. Тогда выборы 2007 и 2008 годов — в Госдуму и президентские — можно будет провести спокойнее". Это — стратегия, уверен В.Жириновский. Но, обратился он к представителям правительства: "У вас ничего не получится… не надо принимать избирателей за идиотов".
"На 1 июня, у вас, уважаемый министр финансов, четыре миллиона человек не получили зарплату — каждый восьмой работающий! Откуда же возьмутся деньги платить старикам, инвалидам, убогим, если вы даже тем, кто работает, платить не хотите?! Такого правительства нет нигде! Конечно, в первую очередь вы должны платить тем, кто работает, иначе вообще не сможете ничего делать".
"Саддама Хусейна судят, чтобы нефти побольше выкачать. С нами поступить аналогичным образом тяжелее — у нас есть ракетное оружие. Значит, надо сокращать население — чтобы ракеты остались без охраны российской армии", заключил В.Жириновский.
Олег Шеин, выступавший от имени фракции "Родина", заявил, что большая часть депутатов Госдумы не только не читает законы, которые собирается принимать, но и не слышит критику оппонентов и мнение народа. По его мнению, заявления о том, что Дума "принимает концепцию закона о замене льгот на деньги" не соответствует действительности. Кроме того, уверен депутат, стабильная замена будет действовать лишь для небольшого числа льготников — участников войны, их вдов и приравненных к ним лиц. Это порядка двух миллионов человек. Но и тут компенсации будут съедены ростом цен. О.Шеин сослался на расчеты Всероссийского общества инвалидов: из десяти миллионов обездоленных денежные компенсации достанутся только трем. Остальные не пройдут через сито Министерства здравоохранения и социального развития, "которое, как бульдозер, сметает социальные права людей".
Шеин перечислил список категорий, которые теряют всё. Это ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, сельские врачи и учителя — для них даже льготы по ЖКХ останутся без денежной компенсации. Статьи законов о ветеранах, об образовании, об охране здоровья граждан фактически ликвидируются. Федеральных льгот у них не будет, если только регионы не введут их местными законами. Но это маловероятно, и всем придется платить в два раза больше денег за коммунальные услуги, да еще и компенсировать инфляцию. Жизненный уровень россиян резко пойдет вниз, причем в первую очередь это ударит по селянам, потому что там все услуги гораздо дороже, чем в городе. Есть опасность, сказал О.Шеин, что коммуналка рухнет: сегодня ей хоть льготные деньги, но приходят, а завтра не будет и их. И многие люди рискуют оказаться на улице.
Но правительство ликвидирует еще и Единую тарифную сетку. Поэтому сегодня учитель самого высокого, четырнадцатого, разряда гарантированно получает примерно 1850 рублей, а завтра, когда зарплату будут утверждать органы местного самоуправления, денег может стать значительно меньше. Параллельно диабетики, больные туберкулезом, детским церебральным параличом лишаются права на получение бесплатных лекарств.
"Авторы законопроекта не говорят о том, что отменяемые льготы стоят почти 3 трлн. рублей, в то время как компенсация, предлагаемая правительством, всего 170 млрд., то есть в 18 раз меньше! И поэтому не мудрено, что всего в пяти субъектах РФ из 89 законодательные собрания и губернаторы согласились с концепцией, предложенной правительством, — привел статистические данные Шеин. Только двадцать четыре губернатора дали положительные заключения. Остальные — против. Уже сегодня, по оценке Счетной палаты, регионы имеют 15 млрд. рублей долга по заработной плате, детским пособиям, льготам репрессированным. А правительство забирает у них долю налога на прибыль — 7,4 млрд. и говорит: у вас будет куча денег! Но откуда и как компенсировать ликвидируемые федеральные нормы, если 71 регион из 89 дотационный и не может свести концы с концами?!" Вывод О.Шеина о законе: "По сути, он представляет собой попытку антигосударственного переворота, потому что пересматривает основы Конституции Российской Федерации". От имени фракции "Родина" было заявлено, что будет предпринято всё, чтобы законопроект бы провален в Совете Федерации либо на него было наложено вето президента РФ.
Независимый депутат Госдумы Оксана Дмитриева так прокомментировала рассмотрение законопроекта о замене льгот: "…Федерация отказывается от единой федеральной политики в области образования, однако и субъект не обязан ее осуществлять. Это может привести к дезинтеграции страны и подрыву основополагающей нормы Конституции — равных прав и равных свобод. …Впервые за 10 лет закон принимается в условиях милицейского кордона. Это значит, что впервые парламент так боится избравшего его народа".
Независимых депутатов очень беспокоит разрыв в региональных бюджетах в 2005 году, уже видимый по проекту бюджета-2005. По их мнению, на субъекты Федерации возлагается ряд принципиально новых обязательств, при этом часть налогов вновь консолидируется в федеральном бюджете, а федеральная помощь территориям планируется в следующем году практически на том же уровне, что и в этом. Не случайно большинство территорий против законопроекта.
Независимые депутаты предложили обеспечить льготникам право выбора. Ответственность за репрессированных, тружеников тыла и ветеранов труда поднять на федеральный уровень — чтобы не делить ветеранов по разным категориям и не устанавливать им разные компенсации. Они также предложили индексировать компенсацию по индексу платных услуг, который отражает их реальную стоимость. Еще одно предложение — прописать все механизмы компенсации в законе, а не отсылать, как это делается сегодня, к постановлениям правительства. И еще было требование — убрать из закона акты, не относящиеся к разграничению полномочий.
Члены Совета Федераций обычно стараются не втягиваться в "боевые действия" раньше времени, но в этот раз не тот случай. Очевидно, что большая часть субъектов федерации против принятия данного проекта федерального закона. Свое несогласие уже выразили представители исполнительной власти Сахалина, Якутии, Татарии, Алтая, Челябинской, Курской области и еще многих регионов.
К основным непроработанным вопросам и отрицательным идеям концепции данного законопроекта, по мнению представителей регионов можно отнести следующие направления:
Во-первых, законопроект имеет внутренние противоречия и его содержание не соответствует наименованию и тем целям, ради которых он вносится.
Во-вторых, законопроект нарушает положения Конституции Российской Федерации и самих федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б"); владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими ресурсами (пункт "в"); природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт "д").
Например, из законодательства, регламентирующего отношения в области недропользования, из Водного кодекса Российской Федерации, из федеральных законов "Об экологической экспертизе" и "Об охране окружающей среды" изымаются основные нормы, регулирующие полномочия субъектов Российской Федерации, исключаются отдельные права субъектов Российской Федерации. Кроме того, указанным законопроектом устанавливаются необоснованные запреты.
В-третьих, принятие законопроекта приведет к существенному ущемлению прав граждан Российской Федерации, к большому количеству нарушений прав граждан, предусмотренных трудовым, жилищным законодательством, к нарушению прав граждан на социальное обеспечение.
Предполагаемые изменения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" снимают все государственные гарантии по минимальному размеру заработной платы, выплате районных коэффициентов, оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также по возмещению затрат, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Социальное обеспечение самых незащищенных слоев населения (пенсионеров, ветеранов труда и тыла, детей) будет поставлено в зависимость от финансово-экономической возможности субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В едином государстве объем прав отдельных категорий граждан и предоставляемых им гарантий будет зависеть не только от места проживания граждан, но и от места их работы.
Кроме того, финансово-экономическое обоснование законопроекта учитывает лишь "положительный аспект" для федерального бюджета и не принимает во внимание негативные последствия для регионов.
Проект федерального закона направлен на отказ федерального центра от финансирования социально значимых вопросов, затрагивающих льготное обеспечение десятков миллионов россиян, и возлагает расходные обязательства по абсолютному большинству проблемных предметов (здравоохранение, образование, культура, семья, материнство, детство, социальная защита, прежде всего — малоимущих граждан, и др.) на субъекты Российской Федерации.
Такой подход правительства к вопросам социальной сферы объективно противоречит ст.19 Конституции РФ о равноправии граждан и лишает их равного доступа к основным социальным гарантиям вне зависимости от места проживания и места работы.
В условиях отсутствия единых федеральных минимальных гарантий в части установления окладов, компенсационных выплат, механизмов их индексации, с одной стороны, а также реально сложившегося принципиально различного уровня финансовых возможностей субъектов Федерации, с другой стороны, предлагаемый Правительством Российской Федерации механизм реализации реформы системы социальных льгот означает фактическую дискриминацию в правах значительной части граждан Российской Федерации.
В-пятых, к самым серьезным социальным последствиям приведет замена предоставляемых отдельным категориям граждан льгот денежными компенсациями. При этом их размеры для большинства категорий льготников не адекватны стоимости предоставляемых сегодня социальных услуг. Особенно это касается инвалидов, в том числе инвалидов войны, имеющих право на льготное обеспечение специальным автотранспортом, санаторно-курортным лечением, лекарствами и медицинскими услугами, на бесплатный проезд на междугородном транспорте и другие льготы.
Законопроект исключает из законодательства нормы о взаимодействии молодежных и детских общественных объединений с федеральными органами исполнительной власти, об обязательном характере оказания этим объединениям государственной поддержки, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством.
Отмена многих льгот или замена их денежными компенсациями затрагивает и иные категории граждан, вопросы социальной защиты которых представленным проектом федерального закона выведены из правового поля.
Представители регионов считают, что Правительством Российской Федерации не проведена финансово-экономическая оценка последствий принятия данного законопроекта. Отмена со стороны федерального бюджета обязательств по обеспечению такой массы социальных гарантий и обязательств не приведет к однозначному проецированию этой ситуации на региональном и местном уровнях.
Не только социально-политическая ситуация в отдельных регионах, но и реально сложившийся низкий уровень жизни (доходов) отдельных слоев населения не позволит ни региональным, ни местным властям принять самостоятельные решения об отмене тех или иных льгот и компенсаций, действующих в настоящее время, вне зависимости от возможностей региональных бюджетов.
Мы думаем, что они просто не слышали выступления О.Морозова, когда он сообщил, что Правительство "умеет неплохо считать". И скорее мы согласимся с тем, что всё довольно хорошо подсчитано…
Категорически против законопроекта выступили практически все общественные организации ветеранов, инвалидов, "чернобыльцев", "афганцев", различные профессиональные союзы. С письменными протестами выступают также жители отдельных населенных пунктов, например, г.Ярцев Смоленской области, Челябинска и др.
Это происходит не потому, что, как думает О.Морозов, Правительство плохо всё растолковывает населению. Это само собой, если оно растолкует как следует, люди могут сорваться сразу. Просто за последние 15 лет наш народ научился за различными научными терминами высматривать суть события. Даже если он ничего глазами и умом не "высмотрит", то шкурой чувствует, когда ее опять снимать будут. Какие учителя были, какие имена: Павлов, Чубайс, Гайдар, Собчак, Попов, Ясин, Кох, Кириенко и еще бесконечное множество радетелей Отечества разного калибра. Что не имя, то событие. Иных уж нет, а те далече… Но навыки сохранились по обе стороны баррикад.
Например, ряд экспертов убежден, что компенсации сильно занижены. Скажем, по оценке Ассоциации Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, льготы каждого из них стоят примерно 30 тысяч рублей в месяц. А правительство обещает только по 3,5 тысячи. Теряют и "чернобыльцы". Сегодня в Москве стоимость предоставляемых им услуг составляет 2630 рублей. Правительство же предлагает не более 1700 рублей.
И так по всем категориям. Инвалидам войны 1-й и 2-й групп деньги компенсируют только 52,4% от размера льгот, 3-й группы — 57,5%, ветеранам боевых действий — 74,2%, блокадникам — половину, членам семей погибших (умерших) ветеранов — 43%.
Правозащитники из общества "Российский Мемориал", после проведенного ими анализа предлагаемого законопроекта, утверждают, что за жертвами политических репрессий остается только право быть реабилитированными. Председатель Правления Воронежского Мемориала В.И.Битюцкий считает, что Государство оставляет за собой только обязательства по реабилитации жертв политических репрессий. Право (не обязанность) предоставлять жертвам политических репрессий социальную поддержку будет предоставлено субъектам Федерации в соответствии с их финансовыми и иными возможностями.
Научная интеллигенция тоже не в восторге от будущего закона, который являет собой принципиально новый подход государства и к российской науке и к образованию.
Например, действие Федерального закона "О библиотечном деле" отныне предлагается распространять лишь на государственные или муниципальные библиотеки, существующие как юридические лица. Всем прочим книгохранилищам страны (включая вузовские), таким образом, ни на какое содействие государства рассчитывать больше не придется. А среди законов, которые проект предлагает считать утратившими силу, значится, в частности, Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
Один из упраздняемых пунктов Федерального закона "Об образовании": "Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения".
Отныне чиновники намерены выделять деньги на поддержку и развитие учебных заведений в зависимости от их принадлежности. Федеральная казна будет заботиться лишь о тех, кто имеет статус общероссийских, а региональная и муниципальная, соответственно, о местных. Размер и характер социальной поддержки студентов и школьников (стипендии и прочее) впредь должны устанавливаться по-разному — в зависимости от подчиненности обучающего учреждения.
Из Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" исключается положение о расходах на таковое твердой доли федерального бюджета. В Законе "Об образовании" аннулируется предписание об установлении доли расходов от ВВП страны, направляемой на нужды образования. Требование соотносить вознаграждение за труд педагогов с заработной платой лиц, занятых в промышленном производстве, из этого документа тоже исчезнет.
Из российских нормативных актов уберут все упоминания о Федеральной программе развития образования страны. Отменяются и государственные гарантии приоритетности образования. Отсюда вполне выстраивается и логика прочих поправок, и тенденции дальнейшей политики государства. Из Закона "Об образовании" исключается положение о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам учреждений, не подведомственных федеральным органам власти. Не будет больше в стране и единых нормативов финансирования учебных заведений, равно как и единого порядка создания, реорганизации, а также ликвидации образовательных учреждений, находящихся в ведении разных уровней власти. Общие нормы, регламентирующие их деятельность, также утрачивают силу.
Благодаря всё тем же поправкам отменяется и возможность установления местных налогов и сборов на цели образования. Это притом, что одновременно госорганы лишаются права финансировать учебные заведения, если соответствующие расходы не предусмотрены бюджетными назначениями.
В свою очередь, сами образовательные учреждения лишаются права собственности на находящееся в их ведении имущество. Отныне они не смогут выступать его арендодателем и при этом теряют возможность использовать закрепленное за ними имущество в целях извлечения дохода. С другой стороны, им запретят выступать и в качестве арендаторов.
Деятельность негосударственных учебных заведений отныне не будет регламентироваться. Однако они теряют право на государственное или муниципальное финансирование. Соответственно, обучающимся в них гражданам больше не полагается каких-либо официальных льгот. Да и сами образовательные учреждения России впредь не получат, например, налоговых поблажек. Положения, посвященные их самостоятельному развитию и обеспечению, из законодательных актов тоже устраняются.
Кроме того, сотрудники федеральных госучреждений образования потеряют право на увеличение своей зарплаты, связанное с введением в субъекте Российской Федерации (например, в Москве) более высокого по сравнению с установленным федеральным законом минимального заработка.
Гораздо сильнее обостряет эту ситуацию отсутствие в стране утвержденных законом минимальных государственных стандартов по дополнительным расходам на образование. При этом вопрос о необходимости подготовки таковых даже не поднимается федеральным правительством. Поэтому полномочия, с которых начались все эти "внесения изменений", на деле зачастую не перераспределяются между уровнями власти, а попросту сокращаются. А если какие-то гособязательства по поддержке системы образования и передаются с общероссийского уровня на последующие, нет никаких реальных гарантий, что они будут выполнены.
Ближайшим последствием происходящих изменений станет сокращение числа учебных заведений, финансируемых за счет казны. Это означает, что возможность для россиян получить в собственной стране бесплатное образование заметно уменьшится. Одновременно вырастет стоимость обучения, предлагаемого за деньги. И одна только отмена налоговых льгот уже будет способствовать этому.
Пенсионеров тоже не радует надвигающаяся "монетизация". Лидер российской Партии пенсионеров Валерий Гартунг заявил, что принятием этого законопроекта государство хочет снять с себя социальную ответственность и выступил с категорическим протестом от лица всех пенсионеров.
Во всех странах мира и пенсионеры и молодежь являются практически основными категориями "гражданских" льготников.
Французы, получающие минимальную зарплату или минимальную пенсию, освобождаются от налогов. Во Франции льготы на лекарства зависят не от возраста и социального положения, а от характера и тяжести заболевания. Так что можно и в 20 лет пользоваться бесплатными лекарствами, а в 80 платить за них полную цену. Молодежь до 25 лет, безработные и пенсионеры могут посещать музеи и кинотеатры бесплатно либо по сниженным тарифам. До 25 лет и после 65 можно приобретать со скидкой железнодорожные и авиабилеты.
В Италии две категории льготников — парламентарии и инвалиды войны. Им предоставляются скидки при оплате жилья и проезде в транспорте. Раньше были и другие. Например, железнодорожники и их семьи могли бесплатно ездить по железной дороге. После операции "Чистые руки" в начале 90-х гг. льготы были отменены без каких-либо компенсаций. В последние несколько лет государство помогает и малоимущим родителям, желающим отдать своих детей в частные школы. "Но это не право "не платить", а право на получение финансовой поддержки" — подчеркивают чиновники.
Британские пенсионеры пользуются льготами на проезд в городском транспорте, покупку билетов в кино, на концерты, спортивные состязания. Они получают от государства и деньги на зимнее топливо (семья, где есть пенсионеры, может претендовать ежегодно на сумму от 400 до 800 долл.). Для пожилых людей существуют специальные льготные тарифы на проезд и на междугородные рейсы автобусов (скидка до 50%).
В Австрии пенсионеры имеют право на бесплатный проезд везде — от автобуса до самолета местной авиалинии. Они не платят за вход в музеи, театры, цирк, библиотеки. Раз в году пенсионерам оплачивается их пребывание в санаториях или пансионатах. Пенсионеры могут пользоваться бесплатными или частично оплачиваемыми услугами врачей (кроме зубных протезистов) и бесплатными лекарствами.
Основной привилегией для пенсионеров в Нидерландах является возможность со скидкой до 40% приобретать билеты на транспорт, в музеи, подписываться на газеты и журналы, нередко пенсионеры могут дешевле заказывать еду в ресторанах, номера в гостиницах, совершить турпоездку и т.д. Причем скидки предоставляет не государство, а сами фирмы, музеи и пр.
Окончание следует
Полная версия — namakon.ru; e-mail: NAMAKON @ tvinform.ru Контактный телефон (факс): (095) 238-30-42
1.0x