Авторский блог Редакция Завтра 00:00 28 июля 2004

НА СВЯЗИ — МИНСК

| | | | |
НА СВЯЗИ — МИНСК
Вокруг Беларуси вновь разворачивается информационная война. Поводом для нее стало одобрение парламентом поправок к Закону "Об органах государственной безопасности РБ". Кое-кто поспешил объявить, что этот законопроект призван не просто более четко регламентировать деятельность КГБ, а чуть ли не отбрасывает Беларусь в советские времена, и не в те, когда эта "контора", способствовала развалу СССР, а "в кровавые времена ВЧК-НКВД".
Белорусский комитет госбезопасности, единственный из стран бывшего Союза, сумел сохранить свое название — КГБ. В отличие от той же России, где 1-е Главное управление КГБ СССР (ПГУ) переименовали в Федеральную службу внешней разведки, 2-е Главное управление — в Федеральную службу безопасности и т.д. КГБ Беларуси сохранил свою структуру, хотя от нее и отделились Госкомитет погранвойск и Служба безопасности президента.
Как первые почти десять лет самостоятельности работало белорусское КГБ, ничего примечательного сказать нельзя. Настоящих шпионов, которых было пруд пруди — не трогали, а те, что попадались, были слишком уж какие-то мелкие, которых-то и шпионами трудно назвать. Но к чести белорусских сотрудников и громких предательств в их рядах не было. А те, что "перестраивались" по карьерным, корыстным, или "политическим мотивам", открыто в борьбу со своей Республикой не вступали. Я бы не объяснял это некими высшими этическими соображениями, скорее всего, отступники сознавали, что у Батьки особенно не разгуляешься.
В конце прошлого года, как раз накануне профессионального праздника чекистов, Александр Лукашенко провел совещание "по результатам комплексной проверки деятельности КГБ". И хотя в Беларуси уже привыкли к откровенно резким высказываниям своего президента, в адрес КГБ они звучали особенно уничижительно: "Как глава государства я не получаю от КГБ нужной, объективной, достоверной и, что самое важное, своевременной информации для принятия важных политических, военно-политических и социально-экономических решений и вынужден использовать для этого другие источники!" — гремел Лукашенко. По его словам работа органов госбезопасности свидетельствует "о разобщенности усилий в мероприятиях по защите конституционного строя, обеспечению безопасности в экономической и информационной сферах… Как можно понять ситуацию, когда спецслужба не видит и не знает каналов поступления в страну технических средств ведения информационной войны и финансовых потоков для радикальной оппозиции? Создается впечатление, что КГБ со стороны созерцает так называемый импорт демократии".
И хотя ни одна голова после этого совещания с плеч работников спецслужб не полетела и президент заверил, что никогда перед ними "антизаконных задач не ставил и ставить в будущем не будет", вопросы к деятельности КГБ остались. И главная из них в том, что сотрудники КГБ так и не смогли четко определить свое место в событиях, которые происходят в республике после обретения ею независимости. Некоторые даже посчитали, что Лукашенко обрушился с критикой на "контору", потому что не доверяет ей, по-прежнему, якобы, крепкой пуповиной связанной с Лубянкой. Другие обосновывали эту критику с внутренней борьбой белорусских чиновников от спецслужб, и самих спецслужб, действующих параллельно.
Но главной проблемой белорусских спецслужб, мешающей их полноценной деятельности, оставалось отсутствие в республике соответствующей современной законодательной базы. Это сознавал не только президент, "не получающий достоверной информации", но и белорусская общественность, сознающая что ни одно независимое государство не может существовать без сильных органов безопасности. Именно поэтому в такие штыки был принят этот проект закона об органах госбезопасности, белорусской оппозицией и ее зарубежными хозяевами. Они начали пугать людей "возвращением в страшный 37-й год", политическим сыском, международными осложнениями. Традиционное для всех спецслужб внедрение своих работников на предприятия и в организации под прикрытием обычного трудоустройства или практика их гласной работы там, стала выглядеть чуть ли не как последнее белорусское изобретение, которое "грозит обернуться против инакомыслящих и политических оппонентов". Но особое возмущение государственных оппонентов вызывает пункт законопроекта, разрешающий спецслужбам проникать "в служебные помещения иностранных государств, которые ведут разведывательную деятельность и могут причинить вред безопасности Беларуси".
Оно и понятно, привыкшие в последние годы действовать еще более вольготно, чем у себя дома, чуть ли не открыто вербовать граждан страны пребывания, создавать разного рода "крыши", работники иностранных спецслужб и особенно те, что идут на сотрудничество с ними, теперь вынуждены будут думать и о последствиях этой своей "работы".
В Беларуси видят и хорошо сознают, что ситуация в мире становится все более тревожной. Пресловутая борьба с международным терроризмом, увы, не делает жизнь людей и целых стран безопасной. И чтобы противостоять этой угрозе, нужны новые формы работы спецслужб, которую должны обеспечивать, в том числе и новые законы. В последнее время в Беларуси в силу вступил новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, ратифицирована Конвенция о противодействии терроризму, в новой редакции принят закон о госсекретах, ряд норм, регулирующих вопросы внешней разведки. В этом ряду стоит и закон "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь".
PS: Кстати, буквально на днях Владимир Путин подписал указ о реорганизации ФСБ. Может и в России, наконец, станут адекватно реагировать на реальные угрозы безопасности своей страны.
Евгений Ростиков
1.0x