Авторский блог Редакция Завтра 00:00 30 июня 2004

ЖКХ: ГРАБЁЖ ПО-ПИТЕРСКИ

| | | | |
Виктор Казаков
ЖКХ: ГРАБЁЖ ПО-ПИТЕРСКИ
Политика администрации Санкт-Петербурга по изменению тарифов за жилищно-коммунальные услуги стало первым крупным событием в сфере ЖКХ со времен 1996 года. Платить будем значительно больше, но будем ли жить в наших домах лучше? Такой вопрос задают горожане друг другу. Горожане помнят, что повышение тарифов в 1996 году продемонстрировало тщетность надежд на улучшение жилищно-коммунального обслуживания. Более того, за последние 8 лет жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга по сравнению с доставшимся им от Ленинграда выродилось в совершенно неуправляемую систему нравственно-экономических отношений.
Еще будучи кандидатом в губернаторы, госпожа Матвиенко о своих рыночных планах заставить горожан за некачественные жилищно-коммунальные услуги платить по рыночным ценам благоразумно умалчивала. Вполне возможно, что она сама не знала о такой реформе, так как предвыборной программы не имела, а призывала голосовать за себя, только надеясь на помощь господина Путина, громкий голос и свое комсомольское прошлое. Более того, во время прошедших в марте 2004 года выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы, а также губернатора Санкт-Петербурга горожане получили предвыборный заряд бодрых обещаний и надежд на улучшение жизни. Скептики, правда, утверждали, что рано радоваться, так как свое истинное лицо власть покажет сразу после выборов, что и произошло!
Тревожные новости о будущем изменении цен в сторону их резкого повышения за жилищно-коммунальные услуги сразу отодвинули все другие новости на второй план, в том числе инаугурации госпожи Матвиенко на пост губернатора Санкт-Петербурга и господина Путина на пост Президента РФ. Горожане стали задавать своему близкому окружению один и тот же вопрос: "Когда закончится этот жилищно-коммунальный грабеж?".
На этот вопрос пока никто из руководства города не может дать вразумительный ответ. Я думаю, что не дадут никогда, пока существуют богатые и бедные жители города Санкт-Петербурга!
А сейчас налицо самая видимая часть реформ жилищно-коммунального хозяйства города — это будущее реальное повышение цен на квартплату, горячую и холодную воду, отопление и санитарную уборку как подъездов, так и прилегающей к домам территории, сантехническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт домов.
К слову сказать, тарифы повышались всегда, но не так резко и не так нагло при существующем некачественном жилищно-коммунальном обслуживании. Если бы правительство Санкт-Петербурга вначале бы резко изменило качество работы ЖКХ, а потом заявило бы горожанам, что при настоящем финансовом вливании в качество жилищно-коммунального обслуживания, когда качество воды и отопления, а также технического обслуживания заметно выросли, а тарифы остались на прежнем уровне, то было бы логичным довести эти тарифы до полученного качества жизни.
У нас же наоборот: вначале повысили тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а затем обещают на словах повысить качество услуг!
Население Санкт-Петербурга, наученное прежним горьким опытом жилищно-коммунального обслуживания, не хочет верить этим пустым обещаниям, а знает только одно, что за декларациями об улучшении качества жизни стоит банальное повышение цен за жилье!
Между тем, правительство Санкт-Петербурга не только убеждает красивыми словами о принятии реформ ЖКХ, но и на деле уже проводит эти реформы.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга, состоящее в основном из профессиональных представителей богатых классов общества, приняло в первом чтении пакет документов, который в корне меняет систему жилищно-коммунального обслуживания в сторону повышения тарифов, фарисейски оговаривая, что горожане будут платить за реальные услуги, за которые можно будет потребовать отчета. Какого отчета, если власть народу не подотчетна!
Вот в этом требовании отчета за предоставленные жилищно-коммунальные услуги теми же ДУ, ЖЭС, Жилищными агентствами и Комитетом по содержанию жилищного фонда мы все-таки попытаемся разобраться.
Наш опыт жизни говорит о другой тенденции, а именно — о качественном ухудшении всего, связанного с жилищно-коммунальным обслуживанием на протяжении всех десяти лет правления новой власти.
Правительство Санкт-Петербурга нам говорит, что состояние жилищного фонда города находится в катастрофическом состоянии, проблемы которого не решались в течение десяти лет. Чиновниками приводятся такие цифры: около 5 миллионов квадратного метра жилья требует неотложной реконструкции, общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда достигает величины 646 тысяч квадратных метров.
Интересно спросить у того же Председателя Комитета по содержанию жилищного фонда, кто занимался проблемами сохранения жилищного фонда в течение последних десяти лет? Я отвечу за ответственного чиновника: они сами, а поэтому нет ответственных за столь плачевное его содержание, когда 60 % жилья, возведенного в 70-80 годы прошлого столетия, то есть при Советской власти, имеют степень износа от 30% до 60%, когда 15% всего жилья находится в предаварийном состоянии, а конкретно, сколько аварийного жилья в городе, которое уже развалилось, власти стараются не говорить.
И все эти десять лет жители города оплачивали жилье, причем тарифы постоянно росли. И вдруг оказалось, что через 3-4 года процессы ветшания и разрушения жилья стали необратимыми.
Почему городские власти все десять лет подряд "палец о палец" не ударили, чтобы остановить процесс разрушения жилья, чем же они занимались все это время? Делили между собой недвижимость! После приватизации жилья настало время решить, что нужно в корне изменить работу ЖКХ, сделать так, чтобы люди оплачивали жилищно-коммунальные услуги в соответствии с качеством этих услуг, а главным мерилом качества этих услуг сделали высокие тарифы.
Но ведь никто не строит дом, начиная строить его с крыши!
Не забыт в программе реформ и "общественный контроль", оказывается, его будут осуществлять домовые комитеты, которых пока нет, а также объединения собственников жилья (ОСЖ), которые в настоящее время не объединены и вряд ли объединятся, настолько социально дифференцированны эти собственники, бедные и богатые, живущие в одном доме!
Логика подсказывает, что все эти мерысведутся к одному, что адресные социальные программы будут получать одни и те же люди, причем далеко не бедные, а просто состоящие при общественном контроле. Более эффективней будет, чтобы не было злоупотреблений в каком-нибудь домоуправлении, введение дополнительной структуры — контроль за общественным контролем!
Кроме того, в государственной собственности Санкт-Петербурга находится 607 общежитий общей площадью 2,07 млн.кв.м., из них 41 здание имеет статус аварийного в соответствии с актами экспертно-строительной комиссии. С 1996 года по настоящее время 468 общежитий изменили свой правовой статус и стали жилыми домами. Произведена реконструкция 21 общежития в жилые дома. Гораздо сложнее дело обстоит с реконструкцией аварийных общежитий. За 8 лет было реконструировано всего 23 объекта. Инвесторы не торопятся вкладывать деньги в общежития, в отличие от старого фонда, заселенного коммунальными квартирами. Специалисты считают: перевод общежитий в жилые дома требует предварительного расселения общежитий и реконструкции, так как эти здания коридорного типа.
Получается, что к проблеме расселения коммунальных квартир город добавил себе проблему расселения общежитий. Для справки: за последние годы ордера на жилье в бывших общежитиях получили 18,5 тысяч человек. В этом году речь может идти о вдвое большем количестве — до 35 тысяч семей и более. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, так как люди становятся собственниками жилья и у них теперь развязаны руки для улучшения своего жилищного положения, но с другой стороны, после получения ордеров люди столкнутся с массой проблем, связанных с общим неудовлетворительным состоянием зданий бывших общежитий и, прежде всего с состоянием коммуникаций. Но все эти вопросы будут решаться в рамках общей политики правительства в сфере ЖКХ, тo есть указанные проблемы будут переложены на плечи проживающих там людей. Не ясно также, какой вклад сделает город при расселении аварийных общежитий,
Так, госпожа Матвиенко заявила, что город готов взять на себя расходы по расселению ветхого и аварийного ведомственного жилья. "Мы не вправе увязать в бюрократических разборках с ведомствами при решении этой проблемы". Но одновременно это могут оказаться не больше чем красивые слова, сказанные на публике, так как не создан механизм и не выделены дома для расселения общежитий. Факты подтверждают это положение.
Так, специальная комиссия под руководством вице-губернатора Олега Виролайнена признала остатки здания обвалившегося общежития на Двинской улице, пригодными для проживания. Соответствующие выводы сделали специалисты жилищного и строительного комитетов администрации губернатора. В свою очередь, госпожа Матвиенко сделала другое заявление: обязательно расселят. Теперь комиссии придется, по всей вероятности, принимать новое решение. Не вступать же в спор с самим губернатором!
Еще городские власти вдруг решили, что бюджетных средств на ремонт домов и реконструкцию дворцов не хватает. Они забыли, что в течение длительного времени жилищно-коммунальные службы производили за счет оплаты жильцами неправомерные отчисления в бюджет города за капитальный ремонт и санитарную уборку дворов и территорий, только они забыли, куда девали эти немалые деньги!
По логике властей, капитальный ремонт зданий и реконструкцию дворцов должны оплачивать не из бюджета города, который строится из доходов города и налоговых отчислений, а все жители города Санкт-Петербурга из своих личных средств по числу квадратных метров, приходящихся на каждого проживающего в Санкт-Петербурге.
Содержание домов, уборку лестниц, вывоз мусора, пользование лифта и так далее — все эти услуги также будут оплачивать жильцы, но уже в зависимости от количества занимаемых ими жилых метров в квартирах. Вот и получается, что будут пользоваться лифтами и лестницами не люди в индивидуальном исчислении, а числа по количеству занимаемых квадратных метров! С этой целью были пересмотрены социальные нормы жилой площади на каждого проживающего!
Одинаково много будут платить все петербуржцы, у которых жилье соответствует социальной норме или меньше социальной нормы.
Городские власти считают, что социальная справедливость не в том, чтобы обеспечить всех социальной нормой жилья, а только в оплате социальных норм жилья. Если, например, ты живешь в жилье площадью выше социальной нормы, то ты должен уступить свое жилье тем 15% от всего населения города, которые в состоянии оплатить еще одну дополнительную квартиру.
Вот почему правительство Санкт-Петербурга внесло на рассмотрение Законодательного собрания законопроект о социальной норме площади жилья.
Теперь ставки платы за жилье будутдифференцированы в зависимости от того, есть ли у граждан социальные "излишки" площади, превышающие социальную норму. Считать социальную норму будут также по-новому. Она составит 33 квадратных метра для одиноких граждан, 21 квадратный метр на каждого члена семьи из двух человек и 18 квадратных метров на семью из трех и более человек. При этом речь идет не о жилой площади. В нее включаются все нежилые, а также подсобные помещения с понижающими коэффициентами: лоджии (0,15), балконы и террасы (0,3), веранды и холодные кладовые (1,0). Существеннее всего подорожает так называемое техническое обслуживание — с 0,51 рубля до 2,68 рубля за квадратный метр общей площади ( и 4,89 за квадратный метр площади сверхсоциальной нормы). Уборка лестниц будет стоить в 4 раза больше — 1,02 рубля /кв.м., очистка мусоропровода — 6,53 руб./кв.м. Остальные услуги подорожают в среднем в 2-3 раза.
Итак, насколько же поднимется общая квартплата?
Однозначно ответить невозможно. Тут все будет зависеть от той самой социальной нормы. Подсчитав ее у себя, я обнаружил около 40% "излишков" в виде двух небольших коридоров, четырех кладовок и одного балкона, что составляет 19 квадратных метров в общей сложности. При таком раскладе придется платить в 1,5 раза больше, чем до сих пор, но при прежнем плохом качестве обслуживания. Вызывает тревогу социальный аспект реформы ЖКХ, так как не ясно, какие слои населения будут платить эти огромные суммы?
Думали ли инициаторы реформ об этом?
Им хорошо известно, что должников по квартплате в городе Санкт-Петербурге очень много и взыскать с них эти деньги крайне сложно, разве что с жителей роскошных по планировке коммунальных квартир, для которых власти найдут 6 квадратных метров в общежитиях после их выселения.
Ну а другие сотни тысяч неплательщиков что ожидает? Не приведет ли повышение квартирной платы к обратному результату, что неплательщиков станет во много раз больше? Вот и получится: "Думали как лучше, а получилось, как всегда!"
Администрация города в проекте закона для утверждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, четко и однозначно заявила, что тот, кто не будет платить квартплату, к тому примут жесткие меры. Правительство Санкт-Петербурга, через свои муниципальные суды принимающие решения в интересах администрации, будет добиваться переселения неплательщиков из больших по площади квартир в меньшие по площади квартиры социального маневренного фонда или общежития, а из суммы, полученной от продажи их жилья, будут вычитать размер долга.
Таким образом, за счет увеличения тарифов ЖКХ правительство Петербурга планирует увеличить доходы городского бюджета на 3,2-3,5 миллиарда рублей и направить их исключительно на развитие жилищной отрасли — ремонт домов и благоустройство территории.
Что здесь правда, а что ложь? Верна только первая часть предложения, а остальное — декларация!
Декларация о том, что аварийные ситуации при своем возникновении будут сразу же ликвидированы, а ремонтные работы будут разбиты на три очереди: крупный ремонт кровли, более мелкий ремонт протечки, третий ремонт кровли — профилактический. Не ясно, кто будет решать за нас с определением очереди ремонта. Мы можем только сказать, исходя из опыта прошлых лет, что мы жаловались на проблемы кровли годами, и положение не менялось, никто ничего не ремонтировал. Теперь, после принятия этого пакета документов, положение вдруг изменится к лучшему. С какой стати? Разве мало было принято хороших законов, но власти всегда находят причину не выполнять закон, в котором не заинтересованы. Они даже придумали незаконную формулу "о приостановлении действия закона в связи с отсутствием финансирования". Вот так и начинается сначала "сказка про белого бычка"!
И еще. Если к неплательщикам администрация Санкт-Петербурга думает принимать жесткие меры, вплоть до выселения жильцов из занимаемых квартир с целью продажи этих квартир богатым людям для погашения долга, то почему не применить такие же строгие меры к жилищно-коммунальным службам города, замеченных в некачественных услугах, вплоть до их закрытия и передачи обслуживания населения компаниям, готовым за деньги ЖКХ обслуживать качественно и надежно.
Об этой альтернативе коммунального обслуживания населения города в будущем законе Законодательного собрания Санкт-Петербурга прописано весьма туманно, так как открытие рынка ЖКХ для частных организаций означает крах всей чиновничьей системы жилищно-коммунального хозяйства, а также финансовой кормушки для вице-губернаторов и другого ранга узаконенных почетных бездельников.
Но об участии частных фирм в жилищно-коммунальной сфере законодатели города не хотят рассуждать, так как основная задача, под видом реформ ЖКХ, повышении, без того высоких тарифов для населения, чтобы наполнить бюджет города для еще более роскошной жизни верхов города Санкт-Петербурга и освобождение от коммунальных жильцов не всех, а только роскошных квартир в центре города, от неимущих жильцов, в пользу нового богатого эксплуататорского класса! Элита города Санкт-Петербурга желает не только приобрести квартиры в центре города, но и реконструировать эти квартиры в соответствии со своими благоприобретенными вкусами и потребностями, замешанными на роскоши. Но нужно произвести этот передел и капитальный перестрой за счет всех жителей города желательно в законном порядке! Известно, что небогатому жителю города даже обычного ремонта своей квартиры никогда не дождаться!
Когда говоришь о жилищно-коммунальных услугах, то сразу приходят в голову пенсионеры — потребители этих высокотарифных услуг.
Заявления ответственных лиц правительства Санкт-Петербурга о том, что к малоимущим слоям населения будет применяться схема реструктуризации задолженности, чтобы можно было расплатиться за квартирный долг в рассрочку в течение длительного срока, не больше чем успокаивающие население рассуждения.
Позвольте, этим гуманным рассуждениям "волка в овечьей шкуре" не поверить! Если нет денег на оплату квартиры, а жить в этой квартире хочется, потому что вырос в этой квартире, вырастил детей и похоронил родителей, а все доходы пенсионера состоят только из нищенской пенсии, которой катастрофически не хватает, даже на хлеб и молоко, то откуда появятся эти деньги! Вспомните, что именно на эти продукты питания пенсионеров было последнее повышение цен в марте-апреле 2004 года. Так откуда же появятся деньги у пенсионера на реструктуризированную оплату квартирного долга? Обратили внимание, что о прощении квартирных долгов пенсионеров нет даже намека! Есть лишь якобы гуманное вытряхивание долга! К тому же повышение тарифов вызовет новые долги пенсионеров!
Вот только в этом случае сердобольные городские власти продадут квартиру задолжавшего пенсионера, да продадут так, что на деньги, вырученные за квартиру, пенсионер не сможет даже покрыть квартирные долги, чтобы в дальнейшем не вякал!
В Санкт-Петербурге 254000 инвалидов, которые оплачивают половину стоимости жилищных услуг, а при повышении платы даже за социальную норму жилья многим инвалидам указанные тарифы просто будут не по карману. Социальная помощь малоэффективна, так как она носит разовый характер, а платить за коммунальные тарифы нужно ежемесячно, вот и пострадают от повышения квартплаты самые нищие жители города — инвалиды и матери-одиночки!
Было бы социально правильным, если бы тарифы для малоимущих жителей города оставили хотя бы на прежнем уровне, а повысили бы тарифы всем богатым жителям города, которых, как утверждает правительство Санкт-Петербурга вместе с господами-законодателями, всего-то 15%, от 750 тысяч городского населения! Вот тогда можно было бы говорить о социальной направленности реформирования ЖКХ!
Вот мы и узнали, как и когда будет реформировано жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга, какими окажутся ставки-тарифы на жилищные услуги. Узнали также о будущем качестве обслуживания жилых домов и о том, кто будет наводить порядок в наших домах и какова будет роль общественности! Наш читатель сам сможет оценить честность заверений начальства при проведении реформы ЖКХ в соответствии с опытом жилищно-коммунального обслуживания в предыдущие годы. И на это можно только сказать крылатым выражением: вашими устами да мед пить!
А пока горожане будут платить больше за жилищно-коммунальные услуги при низком качестве этих услуг— такова социальная политика властей города-мегаполиса Санкт-Петербург, а при дальнейшем укреплении власти, когда не нужно будет разыгрывать фарс со своими выборами, народ будет окончательно задавлен и никогда не дождется улучшения своего политического и экономического положения!
Вывод напрашивается сам по себе: следующий раз будем участвовать в любых выборах власти с умом! Пора их менять, явно засиделись, откормленные!
1.0x