Авторский блог Редакция Завтра 00:00 23 июня 2004

ВЫСОТНЫЙ ВЗРЫВ

| | | | |
ВЫСОТНЫЙ ВЗРЫВ
Роман Проханова "Крейсерова соната", опубликованный издательством Ad Marginem в 2003 году в серии "Треш-литература", был не замечен ни критикой, ни большинством читающей публики в России. Он, как запечатанное, адресованное совсем другим людям письмо, не был прочитан нами. Почему?
Выпущенная стрела со свистом ушла в закатное пространство и пропала. Она исчезла, спугнув пару-тройку ворон, встревожив слепого путника, бредущего по разбитому шоссе.
Неужели промах? Неужто знающий свое дело знатный стрелок на этот раз промазал, оставив следопытам будущего безымянный ржавый наконечник, закопанный в иле на дне лесного болота? О нет! Слишком туго была натянута тетива и непомерно мощным оказался выстрел. Цель высока и далека — не разглядишь с наших огородов. И если стрела действительно не достигла цели и не поразила ее, так это только потому, что она еще летит, рассекая волны неба…
Нам, сегодняшним, придавленным, загнанным, униженным, желающим забраться в собственную мировоззренческую норку, стремящимся спрятаться в перламутровой раковине своих маленьких надежд, нам, боящимся дыхания безжалостного космического ветра, — этот роман страшен.
Страх — глубинная причина глухоты и слепоты сегодняшнего русского читателя. Читатель словно вопиет: "Я не желаю это знать. Даже если все написанное есть откровение, пусть это откровение останется при авторе, а мне оно не нужно … "
Пророков не принимали, изгоняли и побивали камнями, очевидно, потому, что они вели речь о серьезных и опасных вещах, нарушали устоявшийся порядок мыслей, создавали величайший дискомфорт, вызывали смятение остывших душ…
Роман Проханова вовсе не злобная и едкая, в духе Салтыкова-Щедрина пародия на социально-политическую реальность, как может показаться кому-то на первый взгляд. Но это пример современной религиозной прозы в чистом виде.
Канонический библейский сюжет, притча о праведнике, спасшем падший город, лежит в основе романа. Подвиг жертвенной любви удерживает на краю готовый ввергнуться в преисподнюю мир.
Герой романа, гидроакустик подводного крейсера "Москва" капитан-лейтенант Сергей Плужников, вынесенный Божьим ангелом из чада подводной катастрофы, оставленный на перекрестке фантасмагорической, безумной, страшной современной Москвы, прибыл ради спасения падшего города.
Роман — не политический памфлет, не социальная антиутопия, но эсхатологический апокриф.
Критики уже заметили, что в прохановском романе все, что от "князя мира сего", подвергается в конечном счете уничтожению. Роман проникнут верой в неизбежность победы над тьмой, в неизбежность спасения… Это роман о жертве и воскресении, об исповедании любви в свершившемся аду. В нем упование на чудо, которое только и может спасти Россию и нас с вами.
Если это не православная проза Последних времен, то что? Или в этот страшный век надобно писать так, чтобы вышло "церкви и Отечеству на пользу, родителям же нашим на утешение"?.. Так, чтобы все были довольны и благостны. В результате — здоровый сон, хороший аппетит, мысли о высоком и нравственном…
В нашем случае художник прошел "по ту сторону Севера, льда, смерти", погрузился в купель огненную, поднялся в солнечный, морозный, березовый русский рай.
Кажущаяся сверхактуальность, привязанность романа к конкретному месту и времени суть только видимость. Проханов здесь вышел за пределы "идеологий". Испещренную сюжетами и типажами, набитую разнообразными формами и смыслами реальность он переплавил в былину, в сказание, в миф... Таким образом, он сделал то, что посильно лишь большому художнику — преодолел мир, частью которого является и он сам. В этом смысле попытка причислить Проханова к когорте постмодернистов смехотворна. Методологически писатель прямо противоположен авторам, паразитирующим на разложении мифов прошлого. Роман — не уход от реальности, но ее суть, символ, знак.
Писатель Проханов — не маг, не волхв и не прорицатель. Он не видит вещих снов, он пребывает в состоянии вещего бодрствования.
В романе показан прогнивший насквозь мир. Министры и президент, патриарх и мэр, оппозиция и журналисты, генералы и политологи, звезды эстрады и депутаты — все купаются в дьявольском соусе, все греховодники и лжецы.
Отказ от социального идеала не есть нигилизм или идеологическая субверсия, но способ сожжения трухлявых идолов. Отсюда горькая самоирония Проханова, поместившего себя самого в ткань романа.
Такой подход закономерен. Ведь в овеществленном аду проповедь идей патриотизма, гражданского долга, государственности, народности бессмысленна. Попробуйте пожаловать в ад и толкнуть там патриотическую речь… Черти засмеют.
Адское пламя погасят только слезы любви и сострадания.
Современный ад Проханов пишет ярко и сочно. Не жалеет чернил и фосфора. Перевернутый в преисподнюю город — символ упадка и извращения. Читаешь роман и вспоминаются картины Иеронима Босха, гравюры Питера Брейгеля-младшего.
Приходит на ум творчество современного живописца, священника Владислава Провоторова, чьи картины наполнены апокалиптическими видениями.
Но в отличие от перечисленных живописцев, у писателя в дело идет гротеск и едкий, безжалостный, знакомый по газете "Завтра" характерный прохановский юмор. Так "раскатать" всю эту нечисть способен сегодня только один Проханов.
Роман написан жарким, насыщенным, живым и метафоричным языком. Ряд эпизодов можно отнести к лучшим страницам русской прозы.
Тем, кто в романе увидел только тьму, ужас и муку, не вредно перечитать описание движения подлодки в толщах живого океана… Блестящий, несравненный кусок текста, несущий чувство гармонии и восхищения перед миром Божьим и творением рук человеческих.
Победа силы света в романе закономерна. Ведь за нами здесь такая сила: великая природа, матросы-мученики крейсера "Москва", святые герои и сама Богородица. Отдельным незримым, но живущим в тексте положительным персонажем романа является страждущий русский народ, добрее и лучше которого нет на Земле.
Безусловно, эту вещь Александра Проханова можно трактовать как ответ на политическое насилие власти, воспринимать как действенное идеокультурное оружие. Однако, на мой взгляд, подлинное значение этого произведения мы обретём в завтрашнем дне.
Я, как и Проханов, верю в неизбежность победы, в продолжение России и ее духовной истории.
Когда-нибудь наши потомки станут смотреть на сегодняшнюю эпоху через строчки "Крейсеровой сонаты". В этом, возможно, главный смысл, значение и цель произведения.
Если это так, то победа уже состоялась. Сила русского Слова повергла противника в пространстве будущего.
Проханов своим романом произвел в высоких слоях атмосферы "высотный врыв", породив эффект суперэлектромагнитного импульса.
Слышите отдаленный гул? Видите, как начинают зашкаливать приборы, чувствуйте, как начинает меняться радиационный и электромагнитный фон?
Роман Широков
1.0x