| | | | |
ПЫТКА УСЛУГАМИ (Беседа Николая Анисина с коренным москвичом, полковником в отставке Юрием Макуниным)
Николай АНИСИН. Юрий Иванович, вы, отслужив почти тридцать лет в Вооруженных Силах СССР и оказавшись на пенсии, проявили себя в советское время и в альпинизме, и в горнолыжном спорте, и в кругах экологов, и в журналистике. Я знаком с вами с начала девяностых годов, и мне известно, что ваши взрослые сыновья живут отдельно от вас. Сегодня вы — типичный одинокий московский пенсионер, обеспеченный только скромным государственным пособием. Его львиную долю на что вы тратите?
Юрий МАКУНИН. На квартплату. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги постоянно повышаются и буквально опустошают мой тощий кошелек. Уверен: городские службы меня просто грабят. Грабят искусственно взвинченными тарифами и откровенным жульничеством.
Н.А. Примеры жульничества привести можете?
Ю.М. Пожалуйста. Захожу в подъезд своего дома. Открываю почтовый ящик. В нем тьма листков с рекламой товаров, которые мне не по карману. Нагло вторгающиеся в мой ящик торговцы раздражают. Но выкинуть листки на пол и засорить подъезд приличие не позволяет. Забираю их домой, разбираю и обнаруживаю в пачке перед выбросом в помойное ведро извещение: "Ростелеком" предписывает мне оплатить 27 рублей за 6 минут разговора с абонентом в Калужской области. Был такой разговор. Но будильник над моим телефонным аппаратом заставил меня его закончить через три минуты. Растранжирил я 11 рублей. Стало быть, "Ростелеком" надул пенсионера на 16 рублей. Пустяк вроде бы. Но в этом обсчете наглядно проявляется направленность столичного сервиса: обглодать клиента любым способом.
Управление по сбыту тепла выставило мне задолженность в 542 рубля. Пошел я в эту контору и объяснил: не полагается с меня эти рубли взимать по закону как с военного пенсионера. Что в ответ? Несите новую справку о ваших льготах. Мне-то еще, слава Богу, хватает силенок топать по инстанциям, стоять там в очередях и выбивать справки. А если это не может сделать какой-того мой сверстник по причине нездоровья — тогда что? Выделенные ему из бюджета деньги на льготы жилконтора присвоит, а его будет разорять на полную катушку.
Я — добросовестный плательщик. Не подозреваю обмана в квитанциях жилищно-коммунального хозяйства — рассчитываюсь без споров и вовремя. Но в этих квитанциях растет обман, доказать который, выстаивая в очередях жилконтор, все труднее, и растут-растут тарифы гораздо быстрее, чем добавки к пенсии. Скоро, вероятно, Госдума примет закон чубайсенка Крашенинникова о принудительном выселении некредитоспособных владельцев квартир. И, значит, в перспективе у меня не исключено — быть выброшенным за долги перед ЖКХ на улицу и куковать в каком-нибудь подвале.
Н.А. Ну а если пенсионерам льготы по расчетам с жилконторами, которые тяжко выбивать, заменят, как желает правительство, персональными денежными дотациями, то ваша перспектива станет печальней или радужнее?
Ю.М. Заменой шила на мыло никого нельзя накормить. Пока у структур ЖКХ сохранится свобода рук, они и при льготах и при дотациях деньгами будут наживаться, выскребая последние гроши у пенсионеров через бесконтрольное повышение тарифов.
Н.А. Вам больно от неуклонного роста цен на услуги ЖКХ. Ну а вы, при всем том, не замечаете улучшения качества этих услуг?
Ю.М. В моей квартире — изношенная сантехника. Недавно закапал кран на кухонной мойке и потекло "колено" труб под раковиной. Звоню в родную, мною оплачиваемую жилконтору диспетчеру. Его телефон то занят, то не отвечает. Запасаюсь терпением. Кручу и кручу диск своего телефона часа полтора-два. Ура! Дозвонился. Прошу прислать сантехника. Он приходит — в великолепной униформе. Осматривает краны с трубами и заявляет: производить ремонт нет резона, могу все старье выкинуть и поставить новое оборудование. Все будет стоить 7 тысяч рублей. Почему так дорого? Оказывается, нарядный сантехник работает с нашей жилконторой по договору. Он — суперпрофи и мелочами не занимается. Снова начинаю дозваниваться до диспетчера. Мне везет — меня не отфутболивают: раз хотите штатных сантехников, они будут. С диспетчером я разговаривал малость скандально, с посланными им молодцами-славянами в потертых комбинезонах — дружелюбно. Так вот и так, братцы, поймите, что все мои сбережения старшего офицера Советской Армии уплыли за толстую щеку Гайдара и нет у меня денег на замену сантехники.
Молодцы проявили сочувствие и быстренько дыры на мойке законопатили. Не взвинченные тарифы спасли вашего покорного слугу, а задушевные разговоры.
Недавно в нашем подъезде покрасили лестничные площадки — спасибо. Заменили и старые водонагревательные колонки на новые. Хотелось бы и тут поблагодарить деятелей ЖКХ. А не получается. Из муфт новых газовых шлангов потекли "ржавые сопли". При зажигании запала колонки надо стоять с факелом более двух минут — явно что-то там неладно. А вдруг рванет? Необходим мастер для профилактического осмотра. Где его взять? В техническом паспорте колонки записан телефон фирмы-установщицы. Позвонил по нему. Мне ответили: фирма выполнила договор с вашей жилконторой — установила агрегаты. Все. Профилактический осмотр в договоре не предусмотрен. Набираю по телефону номер Горгаза -"О4". Эта городская служба перекидывает меня на районную. Ее сотрудник поинтересовался: есть ли запах газа? Нет, говорю, пока не чую. Почуете, был ответ, приедем. Что мне остается? Ждать взрыва, включая каждый раз колонку.
Выходит, чем больше денег с нас сдирает ЖКХ, тем больше создает нам проблем.
Н.А. Ну а почему так происходит? Почему услуги жилищно-коммунального хозяйства дорожают, а качество их ухудшается?
Ю.М. Это объясняется просто. Власть нынешняя позволила ЖКХ вволю хапать себе пряники и избавила его от кнута.
Раньше, до торжества у нас демократии и рынка, мне при отказе в профилактическом осмотре взрывоопасной колонки в моей квартире стоило лишь сообщить об этом в райком партии, и колонку немедленно бы отрегулировали. Тогда власть обязана была реагировать на жалобы граждан и могла заставлять жилищно-коммунальные службы исполнять их обязанности. Теперь структуры ЖКХ — самодостаточные юридические лица. Они напрямую не подчиняются органам власти и абсолютно независимы от обслуживаемых ими граждан. Я, вы, он, она никак не способны влиять на качество услуг жилищно-коммунальных служб. Нас всех сделали их заложниками.
Н.А. Доказать этот свой постулат можете?
Ю.М.Легко. У истопников, обогревающих дом, в котором я живу, есть склонность оставлять его время от времени без сугрева. Минувшей зимой, не знаю, как на верхних этажах, а на моем, первом, не раз устанавливалась заоконная температура — как на улице. Я подсчитал дни замораживания и решил заплатить за тепло меньше, чем предписано по квитанции. Мне объяснили: дабы сократить плату, нужен протокол ежедневного обследования ледяных батарей. Без сего можешь окочуриться от переохлаждения, но по квитанции плати сполна. Уличающий же истопников протокол составить практически невозможно. Тут одностороннее движение: тебя морозят и тебя же в случае неуплаты за неполученное тепло удушат судебным иском.
Отработал свое мой старый телевизор, а новый не покупаю. И не только потому, что денег в обрез. Опостылело на всех каналах лицезреть рожи вечных жириновских, киркорковых, швыдких. Четыре года я без "ящика" и четыре года ежемесячно плачу за телеантенну. Сейчас — почти 200 рублей в год. Чтоб избавиться от платы за непотребную мне услугу, надо разыскать установившее антенну учреждение, вызвать к себе ревизора и составить акт о неиспользовании мной антенны. Такую волокиту я осилить не могу и вынужден платить. Иначе опять-таки удавят судебным иском.
Заметьте, не ЖКХ существует для нас, а мы — для него. При всем том жилищно-коммунальные конторы могут спокойно обирать всех и превращать малоимущих граждан в бомжей.
Н.А. А как все перевернуть с головы на ноги? Как ЖКХ поставить в зависимость от тех, кто оплачивает его услуги?
Ю.М. Теоретически — это просто.
Первое, что надо бы сделать, — учредить городской штаб по приему обращений жителей Москвы. Я звоню в этот штаб и докладываю: у меня в квартире в лютый мороз ледяные батареи. Моя жалоба немедленно доводится до сведения соответствующей жилконторы. Если она не докажет, что я возвел напраслину, ей начисляется штрафной бал.
Второе. Надо учредить солидный городской премиальный фонд ЖКХ. Перебрала та или иная контора за квартал лимит претензий к ней владельцев квартир — она никаких премий не получает, претензий к ней в меру, ее работникам из премиального фонда отстегивают солидный куш, равный трехмесячной зарплате. Ей, начальники контор, сантехники с плотниками, электрики с газовиками, дворники с бухгалтерами: хотите удвоить ваш квартальный доход — не обжуливайте Юрия Ивановича Макунина и угождайте ему. Он платит вам за услуги и он же за надувательство и скверное обслуживание может лишить вас своими звонками в городской штаб жалоб крупного пополнения ваших кошельков.
Теоретически, повторяю, поставить структуры ЖКХ в зависимость от их клиентов просто. Практически — невозможно.
Н.А. По какой причине?
Ю.М.При проклятом демократической прессой советском тоталитаризме жизнеобеспечением Москвы ведали 32 райкома партии и 32 райисполкома. Сложим две цифры. Получится — 64. Ровно столько субъектов власти отвечали за комфорт москвичей. А сколько властных субъектов ныне мы имеем в столице? 10 префектур и 128 муниципальных управ. При том тоталитаризме я рассчитывался за все услуги с домоуправлением и с ним же решал все проблемы. Теперь наплодили РЭУ — ремонтно-эксплутационные управления, ДЕЗы — дирекции единого заказчика, отдельные телефонные, электрические компании и расчетно-кассовые центры. Голова у меня от обилия служб идет кругом. Число чиновников, управляющих ЖКХ, возросло многократно. Демократизация у нас обернулась бюрократизацией. И фиг бы с тем. Можно было бы закрыть на то глаза, если б не одно обстоятельство.
Официальное жалованье нынешних чиновников — весьма скромное. Но ни в мэрии Москвы, ни в префектурах, ни в муниципальных управах, ни в РЭУ-ДЕЗах нет вакансий. Нет потому, что любому столоначальнику дозволено сегодня употреблять свои должностные полномочия в пользу себе, любимому — через умыкание бюджетных средств и покровительство бизнесу родственников и друзей. Власть имущим выгодно содрать с меня, потребителя услуг ЖКХ, как можно больше денег, наполнить кассы разных контор и потом перекачать их содержимое в свой карман. Самыми разными способами.
Месяц назад у дома моего приятеля заасфальтировали дорожку перед подъездами. Остальные дорожки во дворе — все в ямах. И их не залатали. Не залатали наверняка потому, что предназначенный для них асфальт съели: нанятая чиновниками фирма заново покрыла смесью битума с известняками пятьдесят метров, а заплатили ей за пятьсот. И она должную долю оплаты наличными за непроизведенные работы как пить дать переправила чиновникам
Мы рассчитываемся за услуги ЖКХ по безналичным платежам. Чиновники вольны превращать безнал в нал и присваивать выплаты миллионов москвичей. При таком порядке я, вы он, она будем вынуждены платить жилконторам все больше и ждать взрыва газа в своих квартирах и мерзнуть в них.
По сведениям журнала "Форбс" на русском языке, состояние супруги мэра Москвы Лужкова Елены Батуриной перевалило за миллиард долларов. А каков капитал у жен, братьев, сватов, племянников прочих московских чиновников? Поменьше, вероятно, чем у Батуриной. Но богатеют они не потому ли, что мы нищаем?
1.0x