Авторский блог Редакция Завтра 00:00 16 июня 2004

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Любое революционное политическое или религиозное движение нуждается не только в лидерах, но и в своих героях и мучениках, без которых невозможно "зажечь и повести за собой массы". У современного исламизма духовным отцом и одновременно святым мучеником стал египтянин Сейид Кутб, казненный Насером в 1966 году. Как верно отмечает арабский историк, политический деятель и публицист Рифаат Саид, Кутб "пошел по пути отвержения всего существующего, следовательно, неверного, по пути противодействия колониализму, социализму, демократии или диктатуре, которые независимо от характера то ли дружественного, то ли враждебного отношения к ним со стороны египетского режима, суть неверные. Существовавший в стране режим он отверг полностью со всеми его проявлениями, заверениями и результатами деятельности". По его мнению, Насер был откровенным "безбожником", ибо он правил не в соответствии с шариатом — законом, ниспосланным Богом, имеющим абсолютную власть над всем сущим и над людьми.
Свои радикальные и бескомпромиссные взгляды Кутб выразил в книге "Вехи на пути", публикация которой и стала причиной его смерти. Сегодня эта книга переведена на многие языки, в том числе и на русский, и у нас есть возможность узнать, к чему стремился этот мужественный человек и за что он отдал свою жизнь.
В соответствии с присущим ему жестким подходом к критериям истинности веры в Бога Сейид Кутб обвиняет в неверии общества современных мусульман. Он заявляет: "Мы видим группу людей в мусульманском обществе в исламских странах, полагающих, что они уверовали в то, что было ниспослано Пророку и то, что было ниспослано через него. Они говорят: мы свидетельствуем, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — его Пророк, и все его ниспослания — истинны, и все вытекающие из этих ниспосланий законоположения — истинны, и что ангелы — истинны, и загробная жизнь — истинна, и предопределенность добра и зла — истинна, и все это — вера в то, что было ниспослано Пророку и через него. Они заявляют, что они верят во все это. Но Аллах — хвала ему! — не принимает от них этих заявлений и не считает их слова верой, но удивляется и поражается таким их поступкам и заявлениям". По мнению Кутба, Бог не может принять за истинную веру заверения, которые не подтверждаются действиями и конкретными делами.
Цели и задачи "истинно верующих", сформулированные главным отцом-основателем исламского фундаментализма, остаются неизменными и поныне: "установление власти Господа на земле, организация человеческих дел в соответствии с истинным руководством, которое предоставляет Господь, уничтожение всех сил Сатаны и сатанинских систем жизни; прекращение такого положения дел, при котором один человек управляет другими, ибо все люди являются созданиями Бога и ни у одного нет власти на то, чтобы делать остальных своими слугами или создавать для них собственные законы".
Говоря о джихаде, Кутб подчеркивает: "Прежде, чем мусульманин выйдет на поле битвы, он уже должен выиграть великое сражение против шайтана в своей душе — против своих личных желаний и амбиций, частных интересов и намерений, интересов его семьи и его нации, против всего, что не является истинным в свете ислама: против любого препятствия, которое встает на пути почитания Аллаха и Его Божественной власти на земле, возвращения этой власти Аллаху и изъятия ее у узурпаторов".
Подобные взгляды, понятно, неприемлемы для Насера, увидевшего в них угрозу собственному правлению. Но самое неожиданное и нелепое произошло во время суда над Кутбом, когда его обвинили в заговоре с целью подготовки… марксистского переворота в стране. И такое обвинение исходило от правителя, бывшего близким союзником и клиентом СССР! Настоящей же причиной преследований Кутба, конечно же, явилось то, что он отвергал египетский режим как джахилийю (невежество) — состояние, в котором находилась Аравия в доисламские времена.
Незадолго до казни к осужденному пришел посланник от Насера, попросивший его подписать петицию президенту о помиловании. Ответ Сейида Кутба был прям и преисполнен чувства собственного достоинства: "Если я сделал что-нибудь не так в глазах Аллаха, я не заслуживаю помилования, но если я не сделал ничего дурного, я должен быть освобожден без того, чтобы мне пришлось просить о помиловании у кого-либо из смертных".
Память о Сейиде Кутбе живет в сердцах миллионов мусульман во всем мире, а его "Вехи на пути" стали для многих из них настольной книгой.
Валентин Пруссаков
1.0x