| | | | |
ЛИБЕРАЛИЗМ С ПЕТЛЁЙ НА ШЕЕ
Проект галереи "Велта" в рамках программы "Политарт" характерен шокирующей актуальностью, равно как и апелляцией к глубинной библейской традиции. Пульсируя между едким модернизмом и степенной архаикой, проект дышит вневременной онтологической лазурью. Дискуссия о судьбах либерализма в современной России является едва ли ни единственной идеологической дискуссией, где аргументами служат личная жизнь и свобода, изгнание и заточение, судьба политической партии или целой страны.
Борис Березовский отважно декларирует экспансивный "либерализм без берегов", что в конце концов вынудило его покинуть Родину и, подобно Рудольфу Гессу, перелететь через Ла Манш. Михаил Ходорковский изящным и горестным слогом Даниила Заточника разочарованно исследует путь либеральной идеи, развивающейся по спирали — от банка "Менатеп" и компании "ЮКОС", к "узилищу горькому" — "Матросской тишине". Александр Проханов, социальный мизантроп и мистический коммунист, направляет энциклику Ходорковскому, полагая, что лишь "либерализм с петлей на шее" отвечает национальным интересам России.
Все три текста, собранные воедино, создают объемное, галлографическое представление о категориях "свободы" и "осознанной необходимости". Культовый художник Владимир Сальников с нескрываемой симпатией к либералам в двадцати пяти изображениях представляет хронику либеральной эпохи, тонко воспроизводя Гойю, наскальные изображения, орнаменты на подолах африканских танцовщиц.
Лингвистическая составляющая проекта представлена переводами упомянутых манифестов на английский, старославянский, иврит. Отнюдь не одно лишь прагматическое стремление увлечь проектом как можно большее количество рас, племен и народов двигало проектантами. Метафизика языков позволяет избавиться от плоскостного, ущербного рассмотрения изложенных проблем. Переводит проблему "свободы" в объем, в многомерный кристалл, что обеспечивает целостное, религиозно-метафизическое постижение.
Либерализм сопутствует человечеству с первых мгновений творения, когда Господь вдохнул в глиняного Адама "либеральную идею", — "свободу воли", что и одухотворило гончарную, "дымковскую" статуэтку Адама. "Довавилонское человечество", используя в полной мере свободу творчества, равно как и "экономическую свободу" Константина Борового, достигло гигантского прогресса в знаниях и в мироустройстве. Вершиной этого прогресса явилось сотворение людьми Вавилонского столпа, который, по утверждению шумерских хронистов, являлся первой статуей Свободы. Вторая, как известно, стоит на Манхэттене. Третью, именуемую "вертикалью власти", строит Путин в России.
Вавилонский столп, как свидетельствуют глиняные таблички Хаммурапи, являлся одновременно энергетической установкой, извлекающей энергию молний. Катастрофа и разрушение Вавилонской башни знаменовали собой первый серьезный кризис либеральной идеи, повлекшей за собой повсеместную деградацию. Там, где цвели цивилизации, разверзлась Сахара, — кварцевый ожег на севере Африки. Аристократические, белокожие, высокого роста, носители "либеральных ценностей" превратились в низкорослое чернокожее племя пигмеев — от слова "пигмент". Та же участь постигла эфиопов. Среди вечных засух и голодных моров, в тайных катакомбах Лалибеллы они хранят "скрижали либерализма", которые могли бы существенно скорректировать некоторые постулаты Березовского. Великий праязык, на котором Господь произнес Адаму первородную "заповедь свободы", подвергся деструктивному расщеплению. Распался на языки-осколки, в каждом из которых осталась частичка замутненного, ущербного либерализма.
Именно желание приблизиться к первозданному, изреченному Творцом смыслу побудило авторов проекта перевести русские тексты на сопутствующие языки. В настоящее время переводчики в разных районах мира готовят переводы на кельтский, тунгусский, суахили, майя, а также на язык малоизвестных племен "немц", "явлин" и "хакам", воспроизводящий язык птиц.
Проект, несмотря на свою целостность, обладает пленительной незавершенностью, ожиданием новых текстов, один из которых, судя по тревожному выражению лица генпрокурора, уже пишется в "тишине" Ходорковским. Не случайно также графическая галерея Сальникова венчается великолепным Пушкиным, "главным либералом России", обратившим к узникам либерализма свои пророческие слова: "Темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа...". У входа освобожденных либералов станет поджидать экстравагантный художник и таинственный музыкант Герман Виноградов, облаченный в пурпур, — исполнитель оды "Вольность" на деревянных и струнных инструментах, изготовленных фирмой "Дженерал моторс" из остатков Ноева ковчега.
Следует заметить, что корни изложенного проекта переплетаются с эфиопскими корнями Пушкина, чей русский язык, как никакой иной, приближает нас к священному праязыку, на котором Бог говорил с человеком.
Словеса свобода и сила належатъ "кw въ основанiяхъ двухъ немиримыхъ стоянiй, "же суть вольнолюбiе и самоправствw, сегw ради нужду велiю имамъ изъясненiе придать словесамъ сiимъ.
Словw свобода наречiе русское вкоупе с дроугими словесе зритъ, "кw воля, самость, независтность. Посему изъяснимъ, чесw есть вw главу оугла для словесе сегw.
Якw две тысящи летъ заповеди Божiи возвещаху людемъ первее Моiсей, последи же Iисусъ Христосъ, а позде бывшу оу агарянъ ихъ пророкъ Магометъ. И въ другихъ религiяхъ нечтw подобное зримъ.
Прещенiя еже зримъ в заповедяхъ целокоупнw составиша нравность суть.
Русь есть самая, Весны 2002 года, Борисъ Березовскiй
Премудра жена Ирина Хакамада безъ брани сw слоуги правитель, еже не заметиша ея, досягла есть свои безъ малости четыре сотыя, а толикw ради тщанiй оныхъ имети соборъ полонъ изборщиковъ.
Велiе откупничествw и видное купечествw, рекомое въ людехъ, "кw толстосумы, ныне оутекоша изъ виду не мздоимства ради на Руси, а за ради оутраты роуки своей вw властехъ. Съ новымъ архиправителемъ и слоуги егw исчезохомъ блатw лепое, местw злачное идеже отбеже печаль и воздыханiе. А блата нетъ нетъ и прежнихъ начала въ работе. И боле ничесоже инагw.
Мы не хладные оумомъ и душею вольнодумцы, на людехъ бехомъ и имехомъ всякъ ответъ за стези вольности для Руси, мы делw наше окалили, проще просерили, "кw вw время онw в летw 1941 от воплоmенiя Бога Слова рече Iосифъ Сталинъ. Днесь мы должнiи суть покаятися, прояснити роковые прорухи наши и приняти свою вину предъ совестию, предъ историею державы нашея. Такw и не иначе искати, куда правити стези наши ради будущiя державы нашея...
ОУскуденiе Вольности на Руси, Весны 2004 года, Михайлw Ходорковскiй
Самолюбленiе вольнодумства, еже глашаху, "кw вся ми леть суть, забыхъ, "кw не вся на пользу суть. Заповеди Божiи попраху гордыни ради. Человеколюбствw не зримъ днесь. Людiе "кw оупыри, любве не имутъ къ кому разве себе, къ ближнимъ же хищницы суть. Въ людехъ нравы падоша. Содомскiе греси и нравы гоморстiи днесь "кw обычне суть.
Погубиша вольнодумствw державу Русскую. Земли бw растеряша, людiе изомроша или оутекоша, а техъ, еже осташася кончина стьреже искiй "кw поглотити.
Злое сотворихъ вольнодумцы. Предъ лицемъ Божiимъ и державою Русскою, сегw ради татiе и разбойницы суть. Грехъ погибельный вопияху дw самагw неба, дw слуха Господа. Блаженъ иже воздастъ вамъ, еже воздадеся нам от вы.
Иде вы днесь сударь Ходорковскiй есте, ведомw есть "кw въ оузилище. Одначе не вамъ днесь обретатися въ оузилище належитъ, а Ельцину. Онъ и есть вw главу всехъ бедъ нашихъ, "кw началовождь вольнодумства на Руси, еже вw злw Руси, Америке же съ клевреты въ оусладу велiю.
Благое Вольнодумствw - ОУмертвленное Вольнодумствw, Весны 2004 года, Ответъ Александра Проханова Михайлw Ходорковскому
1.0x