Авторский блог Редакция Завтра 00:00 26 мая 2004

НА СВЯЗИ МИНСК

| | | | |
№22(549)
25-05-2004
НА СВЯЗИ МИНСК
На недавно прошедшем в Стамбуле конкурсе песни "Евровидение-2004" Россия отметилась очередным провалом. Ее исполнительница заняла всего лишь одиннадцатое место, и это — несмотря на поддержку белорусов, давших ей, долго сидящей на "нулях", сразу максимальное количество баллов. Но еще в полуфинале этого конкурса потерпел фиаско белорусский дуэт, "завоевавший" там фактически последнее место.
Если брать во внимание ту свистопляску, которая была развернута в Беларуси вокруг предстоящего выступления этого дуэта на "Евровидении", то такой провал его для наших сограждан должен был стать если не трагедией, то настоящей драмой. Но ни того, ни другого не случилось. Белорусы — люди уравновешенные, умные, посмотрели этот, один из многих, посредственных концертов-конкурсов, выключили телевизор и забыли и звезд, и звездочек, и свой провальный дуэт. А стремление чиновников таким образом "прославить Беларусь" на весь белый свет снова пришлось отложить.
Это комплекс постсоветских государств, враз забывших свою недавнюю большую историю и принявшихся шарахаться со стороны в сторону в поисках быстрого успеха и признания. Этим и пользуются разного рода проходимцы как местные, так и зарубежные. В начале 90-х, когда каждый, кто пожелает, мог уже ехать, куда душе угодно, некоторые белорусские артисты, побывав на заработках в каком-нибудь европейском захолустье, по возвращении домой принимались щедро раздавать интервью, в которых рассказывали, что они не просто зашибали там лиры и марки, а "пропагандировали белорусское искусство, саму Беларусь. Ведь до нашего приезда о ней там никто ничего не знал", уверяли они. И осаждали Минкульт, требуя денег на новую "пропаганду". И как им тут откажешь. О том, что выступали наши "пропагандисты" в лучшем случае на заштатных площадках или в кабаках перед полупьяными бюргерами, которым и знать ничего не надо о какой-то Беларуси, они предпочитали не уточнять.
Примерно в то ж время многие деятели искусства и, прежде всего художники, как наиболее состоятельная часть "творцов", стали получать поразительные письма. В них сообщалось, что "Кембриджский университет" кого-то из них признал "человеком года", другого — "человеком столетия", а то и "тысячелетия". Для подтверждения столь высокого звания, т.е. получения соответствующей, витиевато оформленной грамоты, надо было выслать всего каких-то 200-500 долларов. И многие белорусские мастера кисти и резца на это "купились". Представляете, Микеланджело, Рафаэль или тот же великий Ван Гог не были даже "человеком дня", а белорусские Пупкины сразу стали "людьми столетия". И об этом с восторгом писали газеты. Почему, вы думаете, белорусский союз писателей так отчаянно воюет с Лукашенко?! А потому, что более 500 его членов, естественно, "сусветна вядомых", т.е. "всемирно известных", требуют, чтобы Батька заставил белорусов читать их "бессмертные" книжки. А для этого и надо-то всего запретить все прочие книжки и языки, кроме белорусского. Но Батька ничего не запрещает. Он демократ, правда, нестандартный. Книжную их макулатуру за госсчет по-прежнему издает, но вот навязывать белорусам это чтиво ни в какую не желает.
Но вернемся от этих замшелых маргиналов к нашей теме быстрого и всеобщего признания и успеха. Несколько лет назад Александр Лукашенко, посещая "Беларусьфильм", к тому времени давно уже дышащий на ладан, высказался в том смысле, что хорошо бы сделать такой фильм, чтобы он получил "Оскара". Мечтать, конечно, никому не возбраняется, даже президенту. Но студийные и идеологические работники поняли это буквально. Каждый выходящий после этого фильм стал объявляться потенциальным оскароносцем, а дешевенькая псевдоисторическая поделка "Анастасия Слуцкая" чуть ли не "фильмом столетия", который едет покорять то ли Канны, то ли в США за "Оскаром". И никто не объяснил этим пропагандистам "национального", что тот же "Оскар" — это прежде всего колоссальные деньги, которыми Запад не привык разбрасываться, а еще политика, и к тому же большая. Вы слышали после "Покаяния", который призван был и сыграл в развале СССР определенную роль, хоть об одном большом грузинском фильме?! А вот теперь, для поддержки демократа Саакашвили, любая грузинская киноподделка может быть объявлена величайшим творением и получить не только какую-то дохлую "Нику", но и "Оскара". Нам надо делать фильмы не в расчете на эти награды, а прежде всего для своего зрителя. Тогда и награды придут. Только разве могут с этим смириться чиновники?
Сейчас белорусы готовятся к летней Олимпиаде в Греции. Во время одного из своих выступлений Лукашенко попросил спортсменов привезти оттуда хотя бы 25 медалей. И опять чиновники, забыв, что Олимпиада давно уже не игра, а большие деньги и политика, приняли это пожелание президента буквально. А им усердия не занимать. Пугает, что белорусские спортсмены "сгорят" раньше, чем Олимпиада начнется, как это случилось с упоминаемыми мной вначале конкурсом песни.
Кстати, об этом "Евровидении". По замыслу наших стратегов, он должен был стать прорывом в "Эўропу". Еще в 2002 году Беларусь приняла "пассивное" участие в этом конкурсе. Для этого надо было заплатить 25 тысяч евро и устроить прямую трансляцию из Таллина. Так и сделали. И неважно, что по другому каналу такую же трансляцию для белорусских зрителей совершенно бесплатно осуществлял один из российских телеканалов. Мы собирались принять "активное" участие в "Евровидении-2003". Но что-то случилось, и нас туда не пустили. Зато к "Евровидению-2004" начали готовиться сразу после окончания конкурса в Риге. Само участие в нем обошлось в 50 тыс.евро. Сколько стоили отборы исполнителей, поездки по дальнему и ближнему зарубежью разного рода делегаций на совещания и согласования, клипы, реклама, репетиторы, хореографы, модельеры, костюмеры, группа клонированных "Песняров" в роли бэк-вокалистов, которая на сцене в Стамбуле только беспомощно размахивала руками, и прочие халявщики, которые должны напомнить всему миру о существовании Беларуси, думаю, президент еще попросит контрольные службы уточнить и разобраться.
Мне же вспоминается недавний разговор с таксистом в Египте. Узнав, что я из Беларуси, он воскликнул: "О, белорусы, это серьезные люди. У вас надежные станки, могучие машины. Мой отец работал на одной из них, когда строили Асуанскую плотину. Вы — великая держава". Подобные разговоры я слышал в странах Европы и Азии, в том же Китае. А что касается сиюминутного успеха, за которым нас заставляют гоняться, то в конце концов весь запал здесь уходит в свист. Пусть даже и "художественный". Только гоже ли на него нам делать всю ставку!
Евгений Ростиков
1.0x