Авторский блог Редакция Завтра 00:00 19 мая 2004

МЕГАМАШИНА

| | | | |
№21(548)
19-05-2004
МЕГАМАШИНА
Утверждение о том, что гуманитарная среда полностью подчинена воздействию технологий, так же нелепо, как и полное игнорирование такого воздействия. Ведь не только инфернальными причинами объяснялось вдалбливание России в каменный век, так называемое "демреформаторство". На сознание "советских людей" неоспоримо воздействовали и продолжают воздействовать заемные западные технологии. Это в проклятый брежневский "застой" какие-то эмоции мог вызвать проигрыш хоккейной серии канадским "профи" или второе место сборной на мировом чемпионате по хоккею. А при нынешних порядках: сливай хоть в 1-м круге, никто не заметит. И ни грамма сожаления по этому поводу! Если спорт стал бизнесом, то желательно и госдотации на него отменить. Пусть вор нефти с вором электричества на щелбаны играют — хоть в футбол, хоть в хоккей, хоть в преферанс.
И всё бы оно так, если б не рудиментарное поведение некоторой части интеллигентных болельщиков. После очередной потасовки красно-белых фанатов милый юморист Швондерович не смог удержаться от возгласа о том, что ему "стыдно быть спартаковцем". Он был "спартаковцем", оказывается! И "советским человеком" он тоже был, наверное! А теперь ему "стыдно". И это славненько, поскольку опосля памятного футбольного проигрыша Японии на чемпионате мира тот же субъект о "стыдности быть россиянином" не возопил. А возгласить "стыдно быть русским" применительно к себе — Швондеровичу не под силу. И ничего здесь уже не изменишь. Следовательно, единственно интересными элементами спортивных состязаний является то, как при этом реализуются национальные качества.
Начнем с простенького. При одинаковом росте руки негров длиннее белых аналогов. Естественно, что в бокс и в баскетбол им будет играть гораздо проще, чем белым. Следовательно, африканский тренд будет в этой игре присутствовать всегда. Это не значит, что бокс или баскетбол в северных странах надо запретить, но изменить приоритеты, наверное, необходимо. Бездумные редукции приводят к "французским" вариантам, когда в "национальной" сборной по бросанию мячей в высоко подвешенную корзину без донышка гордые "потомки галлов" отсутствуют даже в качестве запасных. Ну, хотя бы для "политкорректности" оставили! Нет, желание получить медальку важнее. Зато Ле Пен — "фашист".
Теперь посложнее. Откуда идет поговорка о том, что футбол — "это игра, в которую играют 22 человека, а выигрывают всегда немцы"? Не от Гарри Линекера, увольте. Еще в 1936 году игроки английской сборной на Олимпиаде приветствовали немецких вытянутой рукой и криком "Зиг Хайль!" (впоследствии уверяя, что их "так заставили"). И все решения УЕФЫ имеют немецко-центричную направленность. Объединение чемпионатов Австрии и Швейцарии прошло на ура, а вот Англии и Шотландии — никак. Плуг сильнее меча. Технологически футбол привязан к потреблению пива, а ментально — к союзу Ганзейских городов. Пусть его трижды придумали гордые британцы, "встроенная технология" именно такова. И не протестуют "свободные" граждане Евросоюза против покупки-продажи игроков на вполне феодальных принципах. Поэтому всегда центральными (главными, основными) в английской игре будут немцы. И эта характеристика не зависит от зажиточности или бедности немецких клубов. Успехи или неудачи германской сборной технологически — величина менее несущественная. Это другие, внешние характеристики игры. Изобретательство мяченожия или чемпионство в нем будут оспариваться постоянно. Перед проведением "мундиаля" в Мексике постановят, что оное изобрели ацтеки, а подготовка к чемпионату в Азии совпадет с аналогичными открытиями в районе Фудзи. Всегда можно подкупить игроков соперников или судей. Паспорта можно поменять чемпионам. Таким вот занятным образом пересекаются вопросы "национализма" и "патриотизма". Безотносительно к национальности или гражданству, владелец завода по производству ячменного напитка из немецкого концентрата всегда будет нести прогерманские и антирусские устремления. К поточным линиям разных "кол" и поп-корна это соображение применимо в еще большей степени.
В климатических условиях России инерция гораздо сильнее, поэтому воздействие встроенных технологий на поведение лучше проследить в более жарком климате Грузии. Развитие в качестве субъекта экономического пространства началось с коньячных заводов Шустова и Боржоми "имперскозависимых" товаров. Закончилась империя — запретили ребятам свое бренди называть по имени французской провинции. А мест, где из-под земли идет минеральная вода, — на холмах и горах Грузии больше, чем достаточно. Только общесоветский рынок мог обеспечить достаточную ликвидность (в ущерб Ессентукам или Поллюстровской). Почетный немец Шеварднадзе привнес то, что и должен был — пивную волну, русофобию и "борьбу за независимость". И, наконец, "горбатый" пепси-Миша. "Новое поколение выбирает" уничтожение и деиндустриализацию как экстремальные виды спорта. Но очень бодренько. Тем яснее задачи "ленивых и пьяных" русских. Самодостаточным и уверенным в себе людям надо заниматься развитием менее конвертируемых, но незаменимых внутри государства производств полного цикла. И даже спортивные их производные могут привести к очень ощутимым гуманитарным изменениям. В крайне болезненном для Швондеровичей виде. С кем он себя тогда будет идентифицировать, каким "спартаковцем" или "россиянином" прикидываться?
Вы не помните, как называлось физкультурно-просветительское общество времен Ивана Васильевича Грозного?
Сергей Угольников
1.0x