Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 апреля 2004

НА СВЯЗИ МИНСК

| | | | |
№15(542)
06-04-2004
НА СВЯЗИ МИНСК
В детстве, когда родители отправляли меня на лето в деревню, я часто бегал в Дубровенский лес. Здесь вместе с троюродным братом мы добывали "наживку" для рыбной ловли: два-три снаряда или мину. Затащив их за конюшню, свинчивали взрыватели и выплавляли или выковыривали оттуда тол. Остальное, как говорится, было делом техники. За бутылку самогона у подрывников, которые ежегодно углубляли фарватер Западной Двины для прохода барж и пароходов, мы приобретали капсюля, бикфордов шнур. И — ловись, рыбка, большая и маленькая.
После одной из таких "рыбалок" троюродный мой брат лишился глаза, а я, оглушенный и оборванный, первым же пароходом, был отправлен в свой Витебск, с наказом Антону Архиповичу — моему отцу — "больше никогда не присылать сюда этого самоубийцу".
Недавно я узнал, что в том Дубровенском лесу, где мы добывали "оснастку" для своей опасной рыбалки, саперы только в последние годы обнаружили и уничтожили около 140 тысяч взрывоопасных предметов — тех же снарядов, бомб, мин. А за период с 1945 по 2002 годы саперами Беларуси обнаружено и обезврежено 26 миллионов мин и взрывоопасных предметов, оставшихся не только после Второй, но еще и Первой мировой войн. В настоящее время сплошного разминирования в Беларуси требуют еще более 300 кв. км, 191 из которых находится на территории моей Витебщины. Но не это даже главное.
Сегодня на складах Вооруженных сил Республики Беларусь хранится более 4 миллионов противопехотных мин, из которых 3,5 миллиона являются кассетными ПМФ-1 и ПОМ-2, гарантийный срок хранения которых истек еще в 1999 году. В 1996 году парламент республики ратифицировал Протокол II о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств. Но инструменты ратификации его по просьбе Минобороны не были сданы депозитарию в связи с отсутствием финансовых средств на его реализацию. В Беларуси еще хорошо помнят, как на перестроечно-пацифистской волне, и особенно после подписания в ноябре 1990 года Договора об обычных вооруженных силах (ДОВС), республику обязали уничтожить 1773 танка, 130 боевых самолетов, 1341 боевых бронированных машины, т.е. 10% от всех подлежащих ликвидации в Европе вооружений. Но деньги, которые обещал выделить на это Запад, были мизером в сравнении с реальными затратами. Из-за отсутствия необходимых финансовых средств Лукашенко, придя к власти, уже в феврале 1995 года приостановил сокращение ОДВТ. Всеобщий "демократический вой", который поднялся по этому поводу, вынудил республику в октябре того же года возобновить уничтожение этого оружия, но все же на условиях, предложенных белорусским президентом.
Теперь дело дошло до мин. После окончания Второй мировой войны в Беларуси не производились и не производятся ни компоненты, ни сами противопехотные мины. Республика никогда не использовала ППМ для охраны госграницы, важных военных или государственных объектов. С 1 сентября 1995 года, объявив мораторий на экспорт всех типов ППМ, и по сей день Беларусь не поставила за пределы республики ни одной мины. Сегодня Беларусь входит в семерку государств, которые располагают наибольшим количеством ППМ и самостоятельно уничтожить их не в состоянии. Здесь нужна помощь всего мирового сообщества. Ведь уничтожение этих мин, по данным зарубежных экспертов, даже способом подрыва требует около 40 миллионов долларов. К тому же способ ликвидации большого количества ППМ признан экологически небезопасным и неприемлемым для Беларуси, территория которой загрязнена радиацией от аварии на Чернобыльской АЭС. Кстати, в конце 90-х годов на Украине при уничтожении ППМ типа ПМФ-1 методом подрыва все военнослужащие, участвовавшие в той операции, получили стойкие психические расстройства и были уволены из армии по болезни. Не менее опасен и другой способ — сжигание мин. Мины типа ПМФ-1 при этом выделяют окись алюминия, соединения свинца, синильную кислоту, которая приравнивается к боевому отравляющему веществу и запрещена Конвенцией о химическом оружии. Есть и другие способы уничтожения ПМФ-1 — цементацией и плазменной технологией. Но все это требует колоссальных вложений.
Тем не менее, в июле 2003 года Беларусь присоединилась к Оттавской Конвенции о запрещении использования, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. А с 1 марта этого года для Республики Беларусь вступили в силу положения этой Конвенции, в соответствии с которыми за четыре года, т.е. до 1 марта 2008 года, должны быть уничтожены все запасы противопехотных мин (около 4 миллионов), попадающих под ее действие. На днях в Минской области, неподалеку от базы инженерных боеприпасов, в присутствии белорусских и иностранных журналистов была взорвана первая сотня противопехотных мин. Финансовую и технологическую помощь по их уничтожению Беларуси обещает оказать НАТО. 25% этого финансирования берет на себе Канада. Придет ли помощь в действительности, неизвестно. Но от этого во многом будет зависеть выполнение Белоруссией Оттавской конвенции по уничтожению самого антигуманного оружия — противопехотных мин, от которых ежегодно в мире гибнут сотни тысяч в большинстве своем мирных людей.
Евгений Ростиков
1.0x