Авторский блог Редакция Завтра 00:00 17 марта 2004

НА СВЯЗИ — МИНСК

| | | | |
№12(539)
16-03-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
Это в России президент может ничего не делать для простых людей — наоборот, по просочившимся с Запада сведеньям, теперь, после переизбрания, намерен еще "более решительно" проводить непопулярные в народе реформы — а его, тем не менее, тот же народ с радостью переизбирает на второй срок. В Беларуси люди более критичны и последовательны — как ты к ним относишься, так и они к тебе. И хотя решение, которое недавно принял Лукашенко, некоторые, как всегда, поспешили объявить популистским ходом, только дело-то в том, что белорусский президент на своем посту еще и полсрока не проработал. Так что его Указ о введении права "золотой акции" отнюдь не попадает в разряд "заигрывания с электоратом", а подтверждает его решимость и дальше жестоко отстаивать интересы народа и созданную его нелегким трудом собственность.
Известно, что условная "золотая акция" дает государственному органу решающий голос на собрании акционеров приватизированного предприятия. Это необходимо для сохранения влияния государства на акционерные предприятия, деятельность которых глубоко затрагивает государственные и общественные интересы. Право "золотой акции" применяется в странах ЕС, в России. В Беларуси для регулирования процесса приватизации этот институт был введен еще в 1997 году и применялся 22 раза. Но практика показала недостаточность полномочий "золотой акции". Кое-где на приватизированных предприятиях Беларуси, как и в других "странах" СНГ, в практику стали входить задержка или невыплата в полном объеме зарплаты работникам, что, естественно, создавало социальную напряженность в обществе.
Лукашенко потребовал ужесточить механизм введения "золотой акции", отмечая при этом, что государство привлекает инвестора, чтоб он успешно работал. А если нет результата или явно просматривается намерение привести предприятие к банкротству, то здесь и необходимо государственное вмешательство, т.е. введение "акции". Но предложение президента встретило жесткое сопротивлением. Ряд членов правительства, в том числе и председатель Нацбанка, говорили о необходимости ограничить право "золотой акции" и даже объявить мораторий на ее применение, дескать, она препятствует привлечению зарубежных инвестиций…
"Неужели вы думаете, что если завтра мы отменим право "золотой акции", то к нам рекой потекут инвестиции? Вы можете гарантировать, что на приватизированных предприятиях не последует негативных моментов в плане выплаты зарплаты и других издевательств над рабочими?!” — жестко спрашивал Лукашенко членов правительства. Те, естественно, ничего гарантировать не могли. И в конце концов вынуждены были отступить. Если раньше представители государства имели лишь право вето на решения, которые выносятся на собрание акционеров, то теперь их предложения обязательны для исполнения руководством предприятия. Со своей стороны, руководители органов власти несут персональную ответственность за обоснованность введения "золотой акции". Теперь согласно указу Лукашенко, если работнику предприятия в течение трех месяцев подряд не выплачивается в полном объеме зарплата, неудовлетворительна структура бухгалтерского баланса, т.е. акционеры желают делить прибыль, но не отвечать за развитие и эффективность работы, а также если "возникла необходимость защиты прав и свобод граждан, обеспечение обороны и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов", тогда и вводится "золотая акция". Это касается только тех хозяйственных обществ, что созданы в процессе разгосударствления и приватизации госпредприятий и образованных на их базе унитарных, коллективных и арендных предприятий, разных ОАО, ЗАО, ООО, ОДО… Но мастера по хапанью госсобственности и их идеологическое прикрытие завопили, что "золотая акция" превращается в еще один рычаг командной экономики, что она "лишает всякого смысла институт частной собственности как таковой". Более того — "является формой дискриминации прав собственника". О том, что рабочие тоже имеют права, хотя бы получить то, что заработали своим тяжким трудом, об этом наши либерал-демократы давно уже не говорят: "У нас же собственность порой доставалась людям за бесценок или за гроши. Кроме того, новые хозяева частенько уже не выплачивают зарплату, выбрасывают людей на улицу. Ряд приватизированных предприятий стали работать хуже, чем они работали при государственной форме собственности, — терпеливо объяснял Лукашенко. — К тому же эти нововведения не касаются предприятий и фирм, созданных на базе частного капитала — мы туда не лезем. Мы даем право частной собственности сегодня быть, жить, работать и не бояться никаких акций. "Золотая акция" вводится только на тех предприятиях, которые частник забрал у государства и обещал там работать по совести".
Но с совестью, как показывает практика, на постсоветском пространстве большая напряженка. Поможет ли в современных условиях здесь "золотая акция", большой вопрос. Кое-кто даже склонен утверждать, что белорусская модель "золотой акции" позволяет не только управлять частными предприятиями, но и застраховаться от претендентов на белорусскую собственность. Мол, даже проиграв схватку века за "Белтрансгаз" с помощью "золотой акции", Лукашенко будет контролировать это предприятие.
Евгений Ростиков
1.0x