Авторский блог Редакция Завтра 00:00 17 марта 2004

САМИ ВЫБРАЛИ

| | | | |
№12(539)
16-03-2004
САМИ ВЫБРАЛИ
ПЕПЕЛИЩЕ ДЕМОКРАТИИ Прошедшие выборы — они, конечно, прошли, но проходили так, что о них не хочется вспоминать. Центризбирком окончательно превратился в бюро ритуальных услуг для населения. А участники предвыборной гонки как будто козыряли своей фиктивностью и шутейностью. Набор претендентов на высший пост в государстве был таков, что сама идея выборной демократии представлялась непроходимой тупостью.
На фоне "непредставительных" и попросту подставных кандидатов сам фаворит начинал выглядеть не менее странно, всё более напоминая одну большую подставу.
"Демократия", которая всем осточертела еще при Ельцине, нашла свой конец совсем не так, как хотелось бы многим. Всё произошло вовсе не в духе бравых корниловцев, которые когда-то бодро провозглашали: "Зазвенит колоколами древняя Москва, и войдут в нее рядами русские войска…." Вместо колокольного звона — звон разбитого стекла, скрежет и треск рухнувших стен. Вместо триумфальных колесниц — вереницы карет "скорой помощи" и многочисленные пожарные расчеты.
Уже когда Иван Петрович Рыбкин стал явно заговариваться, комментируя свое временное исчезновение из публичной жизни, все почувствовали недоброе, какое-то дуновение из преисподней. Теперь можно считать, что самые худшие прогнозы по части хода этих выборов оправдались. Как в дурном романе, обещанный ЦИКом праздник выборов не обошелся без иллюминации — в ту минуту, когда голосование в Москве было закончено, полыхнул Манеж. Говорят, благородный памятник русского классицизма сгорел от стыда, в конце концов не выдержав унизительного соседства со скульптурными группами, изготовленными Церетели. Это было страшное и величественное зрелище. Снопы искр и яростные вихри пламени кружились в ночи над Кремлем. Толпа не то выла, не то ликовала. Оранжевые отблески и огромные тени гуляли по особнякам и дворцам столичного центра.
Этот грандиозный пожар, который был виден из космоса, по всей видимости, стоит в ряду грозных мистических символов-предупреждений. Рейхстаг в 33-м, Дом Советов в 93-м, нынче Манеж…
В дрожащем воздухе, среди искр, в малиновых и сизых клубах дыма, колыхался призрак наступающей эпохи.
В свете этого страшного костра еще явственнее стали видны бессилие и пустота нашей политической элиты.
Выморочные дебаты на телевидении в и "язык жестов" господина Путина, по сути, стали приговором не только демократии, но политике как таковой. Наша просторная, ветреная, огромная страна непостижимым образом превращается в маленькую керосинную лавку, вокруг которой наспех выстроены ветхие декорации, призванные изображать социальные и государственные институты. Унизительная участь — быть участником и зрителем этого гнусного спектакля, задача которого имитировать бурную общественную и политическую жизнь вокруг нефтяной трубы. В ночь подсчета голосов сгорел не только Манеж, но также репутации и карьеры весьма многих фигур, всё еще именующих себя политиками.
После этих выборов те, кто захочет изменить положение дел в стране, уже не пойдут избирать и избираться…
Андрей Фефелов
СУММА ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ То, как была достигнута победа Путина, подтверждает, что второй по счету российский президент как был, так и остался не более чем "суммой технологий", голографическим фантомом, изображающим лидера нашей страны. Однако в радужную оболочку этого фантома его создателями было добавлено несколько новых красок — с тем, чтобы "впиарить" аборигенам именно тот идейно-политический продукт, который соответствует их представлениям о государственном лидере.
"Строгий, но справедливый". Путин никогда открыто не заявлял о "борьбе с олигархами", однако "дело ЮКОСа" с экскурсией нескольких долларовых миллиардеров в тюрьму было подано населению и воспринято именно в таком ключе. Ходорковский, которого перед этим журнал Forbes признал богатейшим жителем России, стал тем самым публичным символом российской олигархии, сменив на этом видном и незавидном месте Березовского. Разрушение этой "бизнес-империи" государственной "вертикалью власти" должно было выглядеть "восстановлением справедливости" по формуле известного киноперсонажа Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого: "Вор должен сидеть!" Путин с его "диктатурой закона" и с комментарием по данной теме: "Закон нужно исполнять всегда. А не только когда за… одно место схватили",— идеально вписался в образ. Но даже по данным Госкомстата, социальное расслоение в России за все годы правления Путина лишь усиливалось, в том числе и в 2003 году, когда доходы 10% самых богатых превзошли доходы 10% самых бедных в 14,5 раз (в 2002 году этот "децильный коэффициент" был 14,1). О том же свидетельствуют и списки журнала Forbes: за 2003 год число долларовых миллиардеров из России увеличилось с 19 человек до 25, а "начальник Чукотки" Роман Абрамович стал богатейшим человеком Великобритании. Принятые при Путине законы также полностью соответствуют интересам богачей: земли, леса, внутренние воды нашей страны объявлены предметом купли-продажи, налоговое бремя распределено таким образом, что иностранцы имеют преимущества перед гражданами России, а богатые — перед бедными. Во многом это может быть объяснено личными коммерческими интересами Путина — по крайней мере, "предвыборные" перестановки в правительстве достаточно четко обозначили круг таких интересов. С этих позиций даже "дело ЮКОСа" может рассматриваться как банальная "разборка" с Ходорковским и Ко за 1998 год. Стоит напомнить, что перед дефолтом все активы группы "Менатеп" были предусмотрительно переведены в формально самостоятельную структуру "Менатеп СПб". Именно тогда "северная столица" стала своеобразным убежищем для многих олигархических группировок, до того базировавшихся в Москве. Вряд ли этот массовый "исход из первопрестольной" мог состояться без участия занимавшего ключевые позиции в СПб. Владимира Владимировича Путина. И вовсе не исключено, что когда гроза дефолта миновала, Ходорковский оказался, скажем так, недостаточно признателен Путину.
"Отец родной". Помимо немеряной крутизны президента по отношению к олигархам и высшим чиновникам ("Слушать сюда!"), к простым россиянам он, как и положено настоящему отцу народа, "милеет людской лаской" — "борьба с бедностью" не раз провозглашалась Путиным в качестве одного из главных приоритетов своего правления. Правда, особых успехов в этой борьбе ему достичь не удалось, но "процесс пошел": в отличие от количества миллиардеров, количество бедных якобы сократилось на несколько миллионов. Сколько здесь лжи, а сколько статистики, сказать сложно, однако незадолго до выборов тема "борьбы с бедностью" почему-то оказалась начисто выброшенной из президентского лексикона и сменилась темой "повышения качества жизни". Мол, и так всё хорошо, но будет еще лучше. То, что "борьба с бедностью" носила столь же голографический характер, что и "борьба с олигархами", подтверждается непрерывными сообщениями о повышении пенсий, зарплат, реальных доходов населения и т.д. При этом, повторюсь, налоговая нагрузка на население непрерывно возрастает, а с реформой ЖКХ, образования и здравоохранения она уже в самое ближайшее время может достигнуть запредельных высот. В списке самых дорогих городов мира Москва прочно занимает третье место, а высокий уровень доходов населения (почти 800 долл. в месяц) держится здесь в основном за счет тех самых миллиардеров, местом жительства которых указана российская столица. В других градах и весях вверенной Путину страны соотношение уровня цен с уровнем доходов выглядит еще более катастрофично. Отдельного упоминания заслуживает введенное в прошлом году обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), стоимость полиса которого колеблется от половины до полного месячного заработка среднестатистического гражданина РФ. Путин несколько раз высказывался о необходимости пересмотреть ставки ОСАГО в сторону уменьшения, однако ничего реального для этого не сделал — кто ж откажется от 6 млрд. долл. ежегодно, взятых буквально "из воздуха"? Похоже, "прорыв" ОСАГО будет развит аналогичными программами обязательного "страхования" недвижимости, жизни и т.д.
"До царя далеко". Отказ Путина от участия в президентских дебатах, ранее с успехом опробованный "Единой Россией" во время выборов парламентских, "знаковая" смена правительства накануне выборов и прочие "сильные ходы", невозможные для политика в демократическом обществе, призваны продемонстрировать "иномерность" нынешнего главы государства, выступающего по отношению ко всем прочим в качестве едва ли не "помазанника Божиего", действия которого не подлежат сопротивлению, критике и — в перспективе — даже обсуждению. Этот фактический "фюрер-принцип", ставший знаменем тех же "единороссов" ("Мы сделаем всё, что скажет Президент!") имеет лишь видимые основания в отечественной культурно-исторической традиции, поскольку никакой сакральной санкции на власть со стороны Церкви Путин не получал и вряд ли получит — с учетом светского и многоконфессионального характера нынешней российской государственности. Иными словами, наш голографически-"тефлоновый" президент и здесь в рамках "суммы политтехнологий" активно сымитировал реализацию очередной мифологемы. Обратной стороной медали становится новая роль так называемого "федерального Центра", который олицетворяется фигурой Путина: здесь концентрируются "сокровища", в то время как основные расходы перекладываются на местные бюджеты, откуда изымаются всё новые источники доходов, причем этот отток практически ничем не компенсируется. В результате единство государства и общества из пусть плохонькой, но реальности, переводится в сферу деклараций, лишается своего фундамента. Единственной более-менее осязаемой платой за это стало сохранение нынешних "региональных элит", третьи сроки губернаторам-президентам и т.д. плюс "стихийный" переток нефтедолларов в смежные отрасли и регионы. Однако в отношениях Центра и регионов "запас прочности" исчерпан почти до нуля, и после выборов счет Путину со стороны местных "бояр" в той или иной форме будет предъявлен. Перипетии, связанные с оплатой этого счета, можно заранее назвать одной из главных конфликтных точек будущего четырехлетия. При этом политического повода кому-то из "регионалов" отказать у президента не будет: его переизбрание поддержали все как один — никакого "красного пояса", никаких "анклавов демократии". Назвался груздем — полезай в кузов!
Разумеется, пиррова победа Путина если не во время, то явно накануне чумы была бы сильно затруднена без относительно благоприятного экономического (высокие мировые цены на нефть), информационного (полный контроль Кремля за электронными СМИ) и внешнеполитического (борьба с международным терроризмом плюс сдача геополитических позиций России) фона. Но всё это, включая подкупы, шантаж, дезинформацию, — уже техника, а не технология процесса.
Олег Щукин
ЛИКВИДАТОРЫ Новое правительство Путина, переизбранного, как и ожидалось, 14 марта на второй срок, вполне отвечает президентским "задачам текущего момента". Жаль только, что все они лежат в совершенно иной плоскости, чем национальные интересы России и народов, населяющих ее. Но осознание этого печального обстоятельства хотя бы частью нашего общества — дело, судя по всему, уже грядущего четырехлетия. Пока же структура и персональный состав личного кабинета министров "царя Владимира" наводят на следующие мысли.
Прежде всего, путинской реформой правительства окончательно разрушена та структура управления социально-экономической жизнью страны, которая худо-бедно поддерживала до сих пор единство России. В 1991 году из этой структуры был выдернут плановый стержень, а спустя 13 лет произошла ликвидация отраслевого принципа управления. Создание "малых совнаркомов", первой ласточкой среди которых было пресловутое ведомство Грефа, образованное в 2000 году, неминуемо приведет к бюрократическому хаосу, в мутной воде которого можно будет провести любую приватизацию или переприватизацию. При этом весь финансово-экономический блок остался в руках проамериканской монетаристской группировки Кудрина—Грефа, что снимает любые барьеры по дальнейшему выкачиванию всё новых и новых миллиардов долларов из России.
Туда же, в ставшее еще более монструозным ведомство Грефа, переданы все полномочия по тарифному регулированию. А это значит, что цены на электроэнергию, бензин, транспортировку грузов будут доведены до "мирового уровня", чего и добивается от России ВТО — почти родная для нового премьера Фрадкова организация. Кстати, назначение главой правительства М.Е.Фрадкова, как и обещал Путин, было "знаковым". Этот международный бюрократ не имеет ни малейшего представления о финансовой и производственно-отраслевой структуре отечественной экономики и всю жизнь занимался только распределением уже произведенных богатств. Но в этом своем деле он, возможно, не уступит никому — ни Касьянову, ни Кудрину.
Советскую экономику как систему невозможно было встроить в мировой рынок — даже в полуразрушенном ее состоянии. Поэтому ее разрушали до конца. Теперь же новое правительство Путина займется передачей "конкурентоспособных" объектов собственности транснациональным корпорациям, прежде всего американским. Пока эти ТНК интересует прежде всего нефть и цветная металлургия. Газпром, сфера ВПК, транспорт и связь отдаются под протекторат "хозяина Кремля". "Люди президента" в новом правительстве контролируют именно эти направления, а "олигархи ельцинского призыва", скорее всего, так или иначе будут "зачищаться".
Социально-экономический паразитизм федерального Центра неминуемо вызовет ответную реакцию как в регионах-донорах, так и в регионах-реципиентах федеральных траншей. А уж сепаратистские движения на религиозной, этнической или областнической основе богатые американские дяди сумеют поддержать всегда.
Неужели вся эта схема была придумана в "мозговом штабе" подполковника КГБ за несколько недель до выборов, что и привело к смене правительства? Или ее порекомендовали принять к исполнению некие иные структуры? Во всяком случае, оглашая отставку Касьянова, Путин выглядел испуганным человеком, решившимся на крайне опасный для себя шаг. И только после переговоров с бывшим госсекретарем США Г.Киссинджером, одним из ведущих американских стратегов, структура кабинета министров была окончательно утверждена, и команда ликвидаторов России, именуемая правительством, смогла приступить к своей работе.
Александр Нагорный
ТРИУМФ ОФФШОРОВ Прошло три дня с момента запрограммированного триумфа В.В.Путина на президентских выборах. Много говорено о специфике этой выборной кампании, методах, стратегии и тактике администрации президента и его предвыборного штаба. Сейчас интересней поговорить о последствиях триумфального голосования. Чего ждать стране от ее собственного выбора?
В общем-то, никто не делает тайны из планов Путина на ближайшие четыре года. Это сверхлиберализм в экономике и сверхавторитаризм в политике. Если сказать об этом просто, будут продолжать выбивать деньги из многострадального населения. Провозглашаемое реформаторами грядущее снижение налогов призвано в первую очередь снизить бремя на содержание государства именно с предпринимателей. Максимально развязываются руки бизнесу, а также коррупционерам. Снижение официальных налогов в российских условиях всегда влечет рост поборов неофициальных. "Ставку" за должность в России пока еще никто не отменял.
Так же неизбежна развязка с ключевыми реформами либерального плана. По сути, триумф Путина на мартовских выборах дает ему возможность переплюнуть Ельцина по лютости реформ. В первую очередь надо ждать реального реформирования ЖКХ. Когда все тяготы оплаты жилищно-коммунальных услуг будут переложены на население, российские города окончательно разделятся на фешенебельные кварталы для элиты и сквоты для тех, кто не может оплачивать услуги ЖКХ. Там, как в афганских и пакистанских городах, не будет водопровода и канализации. У нас в стране, где абсолютное большинство населения получает в месяц не больше двухсот долларов, иного ждать не приходится.
Того же стоит ждать от реформ в сфере здравоохранения и образования. Об этих реформах в правительстве прямо говорят, что они должны максимально привлечь в эти сферы средства от населения. Уровень платности медицинских и образовательных услуг стремится к ста процентам. По большому счету речь идет о дальнейшем самоустранении государства от народных проблем и бед. Выживание человека в России превращается в его личное дело. Способен бороться за жизнь в рамках правил капиталистического общества — будешь жить. Не способен — подыхай.
Большинство аналитиков утверждает, что неизбежны реформы и в силовом блоке. Всерьез говорят о грядущем делении системы МВД на милицию общественной безопасности, криминальную милицию и кучу мелких контор и конторок. Явно выражено и желание "властной вертикали" создать, наконец, хорошо вооруженное, подготовленное и обученное контрактное войско, способное решать полицейские задачи и быть гарантом путинского режима от внутренних смут. В международной сфере всё выглядит так, что основной опорой Кремля будет американская поддержка, которая достигается максимальной верностью, преданностью и готовностью вылизать сапог американского морпеха по первому требованию. Теперь акции США, подобные прошлогодней агрессии против Ирака, будут встречать в Москве куда более явное одобрение, чем раньше.
Но самым главным вектором внешней и внутренней политики будет оставаться форсированное вступление страны в ВТО. С этим связана необходимость уничтожения фактически всех отраслей российского хозяйства, кроме ТЭК и досуго-развлекательных фирм а-ля бордель. Видимо, грядет уничтожение последних оплотов российского машиностроения вроде автоги- гантов и крупных заводов ВПК.
Иными словами, будет выстраиваться схема дальнейшего мирного умерщвления России, ее превращения в топливно-сырьевой придаток США и Европы. Все реформы так или иначе нацелены на изъятие из народа средств и энергии в пользу мирового сообщества.
С точки зрения журнала "Форбс", можно ждать новых изменений в списке богатейших людей мира. Скорее всего, среди миллиардеров появится десяток российских фамилий, плотно связанных с разными вехами биографии Путина. Это "питерские", "чекисты", "силовики". Огромный маховик тотального перераспределения средств и финансовых потоков должен, наконец, заработать в полную мощь. Мы еще увидим катастрофические падения олигархов ельцинской эпохи и головокружительные взлеты к вершинам мировых капиталов новых, "путинских" олигархов.
Реально итоги 14 марта — не столько триумф Путина, сколько триумф его команды, у которой уже сильно чешутся руки, открыты счета в швейцарских банках и заготовлены оффшорные фирмы. Пока никому не известные, по-чекистски скрытые от чужих глаз, эти фирмы начнут ковать миллиарды для своих владельцев. Россия же по-прежнему будет славиться нищетой, низким уровнем жизни и ранней смертностью.
Александр Велисов
1.0x