| | | | |
№11(538)
10-03-2004
АЛЕКСАНДРОВА СЛОБОДА
Не хотящие принимать пророка, во имя пророка, получат ли награду пророка (ср. Мф. 10, 41)? Некие обстоятельства современной церковной действительности понуждают нас с долей удивления смотреть на то, что книги Сергея Нилуса свободно распространяются в ограде церковной… Хорошо известно, что ряд московских высокопоставленных церковных чиновников развернули своего рода "гонение" на литературу о св. Царе Иоанне Грозном, об Опричнине, о старце Г.Е.Распутине. На сегодняшний день эти книги практически исчезли из московских церковных лавок. А ведь книги Нилуса не менее, ежели не более, "опасны" для сановных бюрократов "от алтаря". Ибо по большому счёту идентичны цели и задачи как исторической Опричнины Грозного Царя, так и всех писаний С.Нилуса — это обличение "тайны беззакония" во всех ея хитролукавых видоизменениях и искоренение ереси жидовствующих. Да и сама судьба С.Нилуса носит отчётливый "опричный" характер. Род свой, по материнской линии, Нилус с немалой гордостью возводил к знаменитейшему Царёву опричнику — Малюте Скуратову. Сергий Александрович категорически не пошёл на поклон к красным антихристам, безоговорочно отвергнув Декларацию митр. Сергия и уйдя в катакомбы. Да и завершил свой исповеднический земной путь он неподалёку от опричной столицы — Александровой Слободы. Опричник, как есть новый опричник…
Если же "транспонировать" понятие об Опричнине на экклесиологическую плоскость, то надобно вести речь о служении пророческом. Служении, происходящем в той же самой Церкви, но в пространстве как бы "параллельном" всякой "официальной" иерархии. Служение сие протекает не гладко и не просто, почему и батюшка старец Нектарий Оптинский говаривал некогда Нилусу, что "пророков-то, как правило, в тюрьму сажают". И сажают, как правило, "архиереи и книжники", неправо правящие вверенное им слово Божией Истины. Вся Священная История Ветхого Завета преисполнена подобными примерами ожесточённых конфликтов пророческого сословия со священническим сословием, происходящих во времена, когда последнее начинает массово изменять своему высокому призванию. И в новозаветной Священной Истории примечается подобное; если же взять наиближайшую нам Русскую церковную историю, то должно отметить следующее существенное явление. Рядом с каждым из благочестивейших и самодержавнейших Государей наших обретается некая пророческая фигура. Так, у св. Царя-мученика Павла I — это Авель Валаамский, у Александра Благословенного — архимандрит Фотий, у Николая I — преп. Серафим Саровский, у Александра III — св. прав. Иоанн Кронштадтский, у св. Царя-мученика Николая II — старец Григорий Новый. Как и посреди св. Пророков ветхозаветных различают пророков "великих" и "малых", так и в Православном Святорусском Царстве, помимо исчисленных только что "великих" пророков были и свои "малые". Одним из сих "малых пророков", призванных на служение во времена Государя Николая Александровича, должно, на наш взгляд, почитать Сергия Нилуса. Подобно своим древним предшественникам, взывал и он к народу "жестоковыйному": "Сохранили ли мы Православие?.. Бережём ли Богом дарованное Самодержавие? Охраняем ли мы всею силой любви своей Боговенчанного? Нет. Что же ждёт Россию за измену вере и верности отцов своих?.. Пусть на вопросы эти ответит то жестокое и страшное, что последует за сим в дальнейших главах… Не снимается с тебя твоя воля, читатель: хочешь — верь, не хочешь — не верь! Но, прочтя со вниманием то, что в очерке этом изложено, сверь изложенное со словом Божиим, с современными тебе мiровыми и русскими событиями и — считай себя своевременно предупреждённым". Не поверили. Не вняли. Не вняли прежде всего те, кто по самой должности своей поставлены были в "духовные пастыри", в "стражи Дома Господня". И Православие не охранили, и Самодержавие не уберегли, и Боговенчанного Царя-Помазанника отдали на пропятие богомерзким жидам. Единомышленник, духовный друг и сотаинник Нилуса кн. Н.Д.Жевахов имел все основания уже после кончины Сергия Александровича с бесконечной горечью, но и с полной основательностью заявить: "за печальный факт еврейского завоевания России наибольшая ответственность падает на русскую официальную церковь" (Сергей Александрович Нилус. Краткий очерк жизни и творчества. Королевство С.Х.С., 1936. С. 41). Всем теперь довольно известно, сколь податливы оказались к революционным соблазнам как маститые иерархи, так и рядовое священство и какой страшной была затем расплата… Тем важнее хотя бы теперь расслышать наконец пророческое послание Опричнины. Ибо и древняя "тайна беззакония" торжествует ныне на некогда Русской земле, и гнусная ересь жидовствующих свила аспидное гнездо в ограде церковной. Их клевретами и Опричнина, и ея Державный Учредитель воспринимаются подобно кости в глотке…
Но… Прочтя "со вниманием" то, что изложено Нилусом, сверив сие со словом Божиим и отеческими писаньми, с ходом мiровых событий, каждый верный способен получить представление об истинном смысле происходящего. А книги Нилуса — вот они! Наследие Нилуса настолько прочно вошло в Предание Церковное, что никакому теплохладному эмпэшному чинуше, никакому титулованному вероотступнику, никакому жидовствующему "волку в шкуре овечьей" уже не под силу ни упрятать их под спуд, ни послать под запрет. Пусть их "вычищают" прилавки церковные от неугодных и неудобных книг. Слово Божие, как известно, "не вяжется". Не вяжется и слово пророческое, коль скоро причастно оно Vпостасному Слову. А посему и на закате дней мiра сего, и на закате дней наших и дней любезного Отечества всё так же силен Бог в единый миг послать избавление всем нам, верно сохранившим слово Его. Рцем вси, от всея души, от всего помышления нашего рцем: Своему Господеви стоим или падаем, станем же: силен бо есть Бог поставити нас (ср. Рим. 14, 4). Аминь.
Руслан Бычков
1.0x