| | | | |
№11(538)
10-03-2004
ФРАДКОВ: КТО ТАКОВ?
Когда В.В.Путин предложил на пост премьер-министра кандидатуру М.Е.Фрадкова, лично у меня появилось ощущение дежа-вю. Почти то же самое мы уже видели. Это случилось чуть более четырех лет назад.
В 1999 году возникший вроде бы "из ниоткуда" новый президент Российской Федерации вызывал у всех один и тот же вопрос: "Who is mr. Putin?" Вопрос этот и поныне висит в воздухе — успев, однако, за прошедшее время как-то незаметно воспарить в разряд риторических, то есть не требующих ответа, — поскольку отвечать на него, как выяснилось, никто не собирался и не собирается: "Перетопчетесь!"
Однако он, этот вопрос, стал своеобразной визитной карточкой путинского периода отечественной истории. Туманность и обтекаемость прошлого Владимира Владимировича Путина вполне компенсируется полной определенностью его настоящего. Как это: "ху?" Это глава государства с вот таким рейтингом и с вот таким вот золотовалютным запасом для вас "ху"? Да будь он и негром преклонных годов…
Но Путин, между прочим, — не негр, это точно. И его выбор далеко не случаен. Более того, ответив на вопрос, "Who is mr. Fradkov?", мы, не исключено, наконец-то сможем приблизиться к ответу на аналогичный вопрос относительно Путина — согласно народной пословице, яблочко от яблоньки недалеко падает. Или, в реалиях нынешнего политического интерьера, "скажи мне, кто твой премьер-министр…"
Итак, Фрадков Михаил Ефимович, еврей, родился 1 сентября 1950 года, место рождения — по одним данным, село Курумоч Красноярского района, Куйбышевской области; по другим, город Москва. О родителях до сей поры в открытых источниках информации не сообщалось ничего внятного, кроме того, что отец был евреем. В 1972 году закончил Московский станкоинструментальный институт. Пока вроде бы всё ясно.
А вот после этого в биографии Фрадкова возникает некая "загогулина": с 1973 года — работа советником по экономическим вопросам в Посольстве СССР в Индии. В советские времена попасть на работу за рубежом в 23 года, да еще на должность советника, фактически сразу после института, не отработав даже обязательные для молодого специалиста 3 года "по направлению" и не будучи выходцем из "верхов" партсовноменклатуры, можно было в одном-единственном случае — если "направлять" его брались "компетентные органы". И что делал молодой Михаил Фрадков в 1972-73 гг.? Не проходил ли он, как и некоторые из его сверстников-"технарей", 10-месячные курсы переквалификации в Минской высшей школе КГБ? Тем более, что именно в это время проходил "андроповский набор" кадров с дальним прицелом на будущее: от партийных работников ниже среднего звена, типа М.С.Горбачева, до молодых выпускников вузов с соответствующим "пятым пунктом", как в случае с М.Е.Фрадковым. Видимо, на данной работе Михаил Ефимович зарекомендовал себя надлежащим образом: говорят, что реальный срок его пребывания в дружественной Индии составил целых пять лет, вместо "стандартных" для совзагранкомандировки двух-трех, продлили через ВТО "Тяжпромэкспорт". Иными словами, уже к 28 годам Фрадкова можно было назвать если не совсем "удивительным", то во всяком случае неординарным человеком.
Но далее всё развивалось еще интереснее. Как правило, после работы по линии Госкомитета по экономическим связям (ГКЭС СССР) привлеченные специалисты возвращались на свои прежние места работы — часто с повышением. Однако Михаил Ефимович после Индии прямиком попал в номенклатуру МВЭС — второго по "элитности" после МИДа, правительственного института в СССР. В 1981 году он окончил Академию внешней торговли, где готовят руководящий состав МВЭС, торгпредов и т.д., после чего был командирован не на стройки Афганистана или Алжира, а в Швейцарию — причем не в посольство или торгпредство, а в аппарат постоянного представителя при ГАТТ (Генеральная ассамблея по тарифам и торговле, предшественница нынешней ВТО). Снова невероятный поворот карьеры! Впрочем, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…
Набрав в Женеве необходимый первичный опыт и связи в международных кругах, Фрадков возвращается в Москву — но уже на должность замначальника главного управления поставок ГКЭС СССР (1984-1988). Иными словами, к началу затеянной Горбачевым и Ко "перестройки" будущий премьер занимал внешне неприметную, однако ключевую позицию, поскольку, в некотором смысле, уже "сидел" на вентиле экспортной "трубы".
Тихий карьерный рост Михаила Ефремовича в структурах советской внешней торговли продолжался. Очередную должность он получил в 1988 году — первый замначальника главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций МВЭС СССР. Кто знает, что представляли собой наши внешнеэкономические операции в то время, тот подтвердит, что подобные "пиршества духа" и "праздники жизни" в стиле "буря и натиск" случаются раз в несколько столетий. Достаточно сказать, что внешний долг СССР за 1988-91 гг. вырос примерно втрое, и Михаил Ефимович находился если не в центре этих бурных процессов, то весьма близко к этому.
И "расплата" не замедлила себя ждать — в 1991 году Фрадков вновь был направлен в Женеву, уже в ранге заместителя постпреда СССР при ГАТТ, а затем стал постпредом России при той же международной организации.
Новое возвращение на Родину оказалось тихим, но триумфальным — 19 октября 1992 года М.Е.Фрадков стал заместителем министра внешних экономических связей (МВЭС РФ) Петра Авена. Тогда было принято, что "молодых либералов", вовсю двигавших рыночные реформы (партия дала порулить?), курировали проверенные кадры в ранге заместителей. Потом юные "спринтеры", словно "зайцы", сходили с дистанции, и из-за их спины на лидерские позиции как бы сами собой выходили бывшие "замы". Чубайс тут — исключение, только подтверждающее общее правило. В статусе замминистра Михаил Ефимович пережил и Петра Авена, и Сергея Глазьева, и Олега Давыдова, а 16 апреля 1997 года стал, наконец, министром МВЭС РФ.
Всё это время вопросы выдачи лицензий на внешнеторговую деятельность, установления тарифов и квот находились именно в его практически безраздельной компетенции — как, скажем, в компетенции Беллы Златкис находилась работа с государственными ценными бумагами. То есть подписи на готовых бумагах ставили номинальные начальники Михаила Фрадкова, но, чаще всего, — только подписи.
По случайному совпадению за эти же годы вывоз сырья из России приобрел выраженное северо-западное направление. Достаточно вспомнить тот факт, что одним из крупнейших мировых экспортеров цветных металлов стали республики Балтии, на территории которых нет ни единого рудного месторождения, не говоря уже о металлургических комбинатах. Не к этому ли периоду относится установление "особых отношений" между М.Е.Фрадковым и нынешним президентом, в то время отвечавшим за внешнеэкономическую деятельность питерской мэрии? И не "мвэсовские" ли связи нового премьера были задействованы в ходе приватизации Киришского НПЗ Ленинградской области в 1995-1997 годах?
Ответов на эти и другие подобные вопросы, связанные с фигурой Фрадкова, наверное, мы дождемся не скоро, если дождемся вообще. Впрочем, формы такого ответа тоже могут разными, неожиданными и даже печальными для любопытствующих…
Весьма характерна следующая цитата из редакционной статьи в New-York Times от 4 марта: "Важно то, что Фрадков не был вовлечен в коррумпированный приватизационный процесс периода правления Ельцина и не участвовал в закулисной борьбе за власть между группировками. Его назначение может символизировать готовность Путина начать на втором президентском сроке серьезные экономические реформы".
Конечно, до скандальной славы олигархов скромному госчиновнику Фрадкову далеко, да он и не искал ее, предпочитая всё время держаться в тени. Однако удавалось это далеко не всегда. Правда, скандал был единичным, хотя и достаточно громким: в связи со строительством особняка нынешнего премьера на рублево-успенском направлении. Тогда "нецелевое использование средств" по ведомству внешней торговли удалось замять, в деле фигурировал, правда, и небольшой пожар, и скоропостижная смерть в ЦКБ одной ключевой для расследования фигуры...
Возможно, именно эти неприятности послужили основанием для определенной "кадровой чехарды" в биографии Михаила Фрадкова за 1999-2003 гг., когда он, покинув насиженное место, сменил четыре места работы — чтобы в конце концов оказаться в Брюсселе на посту полномочного представителя Российской Федерации в Евросоюзе (в ранге министра правительства, кстати). И те, кто утверждает, что там он себя никак не проявил,— искренне заблуждаются. Проявил, и вполне определенным образом — достаточно вспомнить его заявление в связи с конфликтом вокруг острова Тузла о том, что Россия платит Украине 20 млн. долл. ежегодно за проход кораблей по Керченскому проливу, что, как выяснилось впоследствии, не соответствует действительности... Деталь, конечно, мелкая, но весьма показательная.
В сообщении влиятельной американской газеты гораздо интереснее другое: слова о "серьезных экономических реформах" второго путинского срока. С назначением Фрадкова становится абсолютно ясно, что речь пойдет не о развитии отечественной экономики, а о выводе из нее активов за рубеж. Ведь Михаил Ефимович Фрадков является признанным специалистом не по запуску новых территориально-производственных комплексов, не по разработке "высоких технологий", а именно в этой весьма специфической и "затемненной" от посторонних глаз сфере деятельности.
Так что Путин, пообещавший после отставки Касьянова сделать "знаковое" назначение премьер-министра, действительно такое знаковое назначение и сделал. Только вот разобраться со "знаком", поданным из Кремля, было не так просто. В этой связи специалистов должна бы обеспокоить судьба гигантского золотовалютного запаса Российской Федерации и пресловутого "стабилизационного фонда", на счетах которого саккумулировано уже несколько миллиардов долларов, а в связи с высокими ценами на нефть окажется еще больше. Ведь если Путина 14 марта вновь изберут президентом, это будет его последний срок во власти. Самое время не собирать "баксы" и не разбрасывать их, а обеспечить себе достойную старость и гарантии оной, что с успехом продемонстрировал на излете 1999 года Борис Николаевич Ельцин. А вы думали, зачем он Кириенко вместо Черномырдина назначал? Ради Чубайса, что ли?
Так что всё происшедшее дежа-вю, похоже, неспроста. Это неправильные пчелы, и они дают неправильный мёд...
Олег Щукин
1.0x