| | | | |
№10(537)
03-03-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
В последний день октября прошлого года в Латвии, в 50 километрах от границы с Россией, была запущена в действие новейшая радиолокационная станция (РЛС), способная обнаруживать чуть ли не летящего комара в радиусе до 460 км и на высоте до 32 км. Эта РЛС стала составной частью проекта "Балтнет", который при активной поддержке США реализуется на территории трех прибалтийских республик и призван стать неотъемлемой частью натовской системы слежения за воздушным пространством. А если учесть, что в Литве и Эстонии к тому времени уже действовали такие радары, то стало ясно, что отныне одно из стратегически важнейших направлений России — западное и северо-западное — оказалось под пристальным натовским радиолокационным колпаком.
И вот 23 февраля (думаю, День защитника Отечества выбран был совсем не случайно) с авиабазы в Гейленкирхен, что находится в Германии, в направлении одного из латвийских аэродромов вылетел натовский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС Е-3 "Сентри". Как сообщалось, целью полета была проверка технологической совместимости оборудования с единой системой наблюдения за воздушным пространством Балтии "Балтнет" и, конечно же, знакомство офицеров-аборигенов этих государств с колоссальными возможностями этого самолета. Этот полет взволновал и соседей. "С учетом чувствительности такого рода мероприятий вблизи наших границ для интересов безопасности России мы заблаговременно подали официальную заявку на участие российского наблюдателя в указанных полетах", — сообщили в российском МИДе.
Тем не менее, НАТО категорически отказалось принять на борт своего самолета российского наблюдателя. Не это ли реальные плоды так называемого "Партнерства ради мира" для России и других эсэнгэшных стран с этим военно-политическим альянсом?! Ведь такие полеты натовских самолетов-шпионов позволяют вести глубокую воздушную разведку не только северо-запада России, но и территории Беларуси. И хотя министр охраны края Литвы Миникявичюс утверждал, что этот полет "не может нести угрозы соседним государствам", белорусское руководство сочло, что действие стран Балтии "не вписывается в принятые ранее договоренности". Потому силы ПВО Беларуси так зорко следили за перемещением натовского самолета-разведчика. А он прошел над латышскими городами Лиепая и Калка и приземлился на аэродроме в Румбле. На следующий день этот АВАКС перелетел на литовскую авиабазу в Закняе. Затем отправился в Эстонию. В то же время над Польшей появился второй АВАКС. Теперь уже всем стало ясно, что эти два самолета-шпиона, помимо проверки совместимости действий ПВО стран Балтии и государств-членов альянса, ведут целенаправленную разведдеятельность объектов российского Балтийского флота, а также частей и соединений Российской и Белорусской армий и их объектов, расположенных вблизи Польши и прибалтийских республик. Используя возможности самолета дальнего радиолокационного обнаружения, командование НАТО отрабатывало в воздушном пространстве Прибалтики боевые задачи. Кстати, такую же цель преследовал и недавний полет натовского АВАКСа в Грузию.
И все-таки, так ли неожиданны для нас эти полеты самолетов-шпионов? Помню, еще 1997 году начальник Калининградского отдельного района ПВО генерал-майор Федор Крисанов привел данные, что только за 3 месяца того года вокруг границ Калининградской области было обнаружено 17 347 иностранных самолетов, в том числе 470 боевых. И если раньше самолеты НАТО шли на север, а потом уже вдоль границ области, то теперь идут вдоль Польши в Гданьский залив и уже с южного направления ведут разведку. Координировал их действия корабль-разведчик, который практически постоянно находился в том же Гданьском заливе. Тогда же НАТО заключило договор с Литвой и Польшей, разрешающий не только пролет самолетов-разведчиков над территорией этих государств, но и дозаправку их на аэродромах Вильнюса и Каунаса.
По данным Главного штаба ВВС России разведывательные полеты самолетов ряда стран НАТО вблизи российских границ сегодня совершаются практически ежедневно. Над акваториями Балтийского и Баренцева морей самолетами НАТО выполняется до 400 вылетов. В них участвуют боевые самолеты-разведчики "Атлантик", "РФ-4", "Ф-16", "Каравеллы" и, конечно же, "Е-3А"… Кроме того, ежегодно еще около 300 иностранных самолетов шпионят над акваториями Японского и Охотского морей, а также Карагинского залива на Дальнем Востоке. Но потенциальными зонами наибольшей опасности для России и ее союзника — Беларуси являются все-таки приграничные районы с республиками Балтии. Наращивание здесь военного присутствия и активности НАТО, наряду с продолжающимся неприсоединением Прибалтийских государств к Договору об обычных вооруженных силах в Европе, пора уже рассматривать как прямую угрозу России и Беларуси и укреплять ее рубежи не только средствами радиоэлектронной борьбы и современными зенитно-ракетными комплексами, но и более грозным и действенным оружием. И чем, как не явным подлогом, призванным усыпить простых людей можно считать широко показанный на днях по телевидению запоздалый взлет с одного из подмосковных аэродромов российского АВАКСа, который, как сообщалось, призван был разведать, что происходит сегодня в республиках Прибалтики. Можно ли считать этот одиночный полет адекватным российским ответом на регулярные провокации НАТО. Тем более, если учесть, что НАТО сегодня эксплуатирует 17 таких АВАКСов, в ВВС США находятся 18 самолетов Е-3, четыре Е-3F имеет Франция, семь Е-3D Великобритания, то только тогда можно оценить, какое колоссальное значение имеет для безопасности всего региона заступившая в прошлом году на боевое дежурство на территории Беларуси российская РЛС "Волга". Она позволяет не только обнаруживать баллистические цели на расстоянии до 5000 км, но контролировать и космическую обстановку над нашими западными рубежами.
Евгений Ростиков
1.0x