Авторский блог Редакция Завтра 00:00 25 февраля 2004

"БЕРЁЗКУ" ВЕТЕР НЕ СОГНУЛ

| | | | |
№09(536)
25-02-2004
"БЕРЁЗКУ" ВЕТЕР НЕ СОГНУЛ
Кризис русской культуре не грозит — слишком велики ее завоевания и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в исполнительском (театр, кино, концертная деятельность) искусстве, слишком самобытно проявила она себя во всех этих сферах, наконец, слишком талантлив русский народ. Видимые же спады культуры случаются тогда, когда ее творения перестают быть востребованы публикой, когда в силу ряда причин, никак не связанных с творчеством, их встреча со своей аудиторией становится невозможной. Сильнее всего это бьет не по авторам, а по исполнителям. Сочинять "в стол" худо, но возможно — рукописи, как известно, не горят. Играть же, петь, танцевать "в стол" несообразно. Усугубляется это тем, что дар исполнителя — вещь преходящая. Похожие на эти мысли не раз приходили ко мне в течение долгого, до предела насыщенного яркими танцевальными выступлениями вечера в Концертном зале им. П.И. Чайковского, посвященном 55-летию Государственного академического хореографического ансамбля "Березка" имени Н. С. Надеждиной.
Вечер открылся танцевальными композициями, поставленными еще основательницей "Березки" Надеждой Сергеевной Надеждиной и бережно сохраненными его нынешним художественным руководителем, старейшим членом этого коллектива Мирой Михайловной Кольцовой. Эти шедевры танца — "Березка", "Балагуры", "Цепочка" и "Русский фарфор", основанные на пластических образах русского девичьего хоровода с его плывущим шагом и залихватской удалой пляске ребят с гармошками, давно стали визитной карточкой Ансамбля, но по-прежнему волнуют своей чистой прелестью и непреходящей молодостью. Это — поистине "волшебный мир танца", как любила повторять талантливая ученица Вагановой Надежда Надеждина, получившая полноценное классическое образование, но отдавшая свой талант и свое сердце русскому народному танцу с его сюжетностью, красотой и поэзией. В танцевальных этих картинах когда-то блистала Мира Кольцова, а сейчас выделяется своим отточенным одухотворенным мастерством и мягкой грацией солистка "Березки" заслуженная артистка России Ольга Каллиопина.
Отрадно, что "Березка" есть ансамбль молодых артистов в полном смысле этого слова, которые достойно несут высокие традиции русского народного и классического танца, доставшиеся им от именитых предшественников. В этом нас убедила исполненная на "одном дыхании" недавняя постановка народной артистки СССР Миры Кольцовой "Московский двор", где в 14 танцевальных сценках запечатлена жизнь Замоскворечья конца XIX начала XX вв. с раннего утра до позднего вечера. Здесь и утренний, типично кустодиевский, "красный" хоровод девушек, и общая веселая кадриль дворовых обитателей, и лирический дуэт влюбленной молодой пары, и забавные сценки с цыганенком, который пытается утащить часы у городского щеголя, и трогательная картина с шарманщиком, наигрывающим щемящую мелодию, у которого и хочется, и боязно погадать о судьбе, и, наконец, вечернее гуляние — девичий хоровод с платками, где мы вновь любуемся плавным плывущим шагом, принесшим славу "Березке". Пластическая образность танца с его острой характерностью, но без элементов примитивной пантомимы, чем нередко грешат постановщики современных балетов, поэтично и зримо рисует эти незамысловатые сюжеты.
Заключая, скажу: если увидите анонс о выступлении "Березки", что, увы, бывает не так-то часто, сходите, не пожалеете. Увидите красивых чистых девушек и молодцеватых веселых парней, почувствуете поэзию и очарование их танца, услышите мелодии русских народных песен и, может быть, если будете чутки и внимательны, сумеете ощутить душу народа, благодаря которому и были созданы эти танцевальные картины.
Второе отделение вечера, насыщенное не менее первого, было отдано поздравлениям "Березке", которые выражались не только словами, но и танцами, музыкой, песнями. Приветствовать своих коллег пришли более 20-ти творческих коллективов. Нет возможности рассказать о всех интересных выступлениях. Отмечу лишь блистательно поставленной и исполненный танец аргентинских пастухов-гаучо, который под дробь двух барабанов неподражаемо станцевал чернокожий метис (постановка зав. кафедрой народного танца Московского института культуры, профессора Санкина), да виртуозную игру на балалайке Михаила Рожкова, чудно сыгравшего вариации на тему песен о России. Обилие коллективов и высота мастерства выступлений, несмотря на их краткость, буквально потрясла. Да, "есть еще порох в наших пороховницах". Даже при такой жизни нас не так-то легко согнуть и заломать. Это — самое отрадное для меня впечатление за последнее время.
Елена Антонова
1.0x