| | | | |
№09(536)
25-02-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
18 февраля Газпром в третий раз в этом году прекратил поставки природного газа в Беларусь. И если ранее это объясняли тем, что республика не заключила соответствующие контракты с независимыми поставщиками "ИТЕРОЙ" и "ТрансНафтой" (сам Газпром уже давно, т.е. с 1 января 2004 года, прекратил поставки "голубого топлива" в Беларусь), то теперь вентиль перекрыли потому, что Лукашенко якобы "безбожно ворует газ".
Но суть этой скандальной проблемы не в том, кто кому что должен или кто у кого что-то без спроса взял. Беларусь здесь всегда демонстрирует открытость и последовательность в исполнении своих обязательств. Но в том-то и дело, что из "спора хозяйствующих субъектов" газовая проблема в последнее время превратилась в политическую. Не в силах "замочить" чеченских сепаратистов, продемонстрировать народу свою твердость в отношении прикрытых американцами Грузии, Украины и даже Молдовы Путин накануне президентских выборов взялся за своего ближайшего и, пожалуй, единственного надежного союзника — Беларусь. Говорят, это не ново: бить прежде всего своих...
Но вся беда в том даже, что сегодня этот мелкотравчатый "семейный скандал" Путин пытается превратить если не в общемировой, то в общеевропейский. Ведь подача газа была прекращена не только в Беларусь, но по проходящей газотранспортной системе республики в Прибалтику, Калининград, Польшу, Германию, другие европейские страны, вплоть до Франции и Италии. И после этого Беларуси еще угрожают некими гигантскими "неустойками" и полной остановкой ее знаменитых металлургических, химических и стекольных заводов, т.е. уничтожением их потому, что эти предприятия, составляющие основу белорусской экономики, работают в непрерывном режиме.
Чего все-таки добивается этим Путин? Внешне вроде понятной цели получения для России белорусской государственной газовой компании "Белтрансгаз". В октябре 2003 года на встрече с Герхардом Шредером он уже открыто заявил, что государство сохранит контроль над газотранспортной системой не только России, но и стран СНГ. Эта система — "детище Советского Союза, и только мы можем поддерживать ее в рабочем состоянии, даже если речь идет о частях, находящихся за пределами России", — сказал тогда Путин. Беларусь осталась практически последней, где Газпрому не удалось проникнуть в национальную газовую отрасль. Но несмотря на жесткое сопротивление этому российскому монополисту, и Беларусь в конце концов вынуждена была принять закон, разрешающий акционирование и приватизацию "Белтрансгаза". Только, как сказал недавно Лукашенко: "В ходе переговоров российская сторона предложила фактически бесплатно отдать то, что, по оценке независимых международных аудиторов, стоит почти 5 млрд. долларов. Это примерно 300-400 млн. долларов вместо 5 млрд. Мы что, такие богатые, чтобы раскидываться такими средствами? Это преступление: продать в условиях рыночной экономики по балансовой стоимости, т.е. фактически бесплатно, другому государству национальное достояние. Я на это пойти не могу. Я не могу совершить преступление против собственного народа", — заявил белорусский президент.
И тем не менее, в ходе приватизации "Белтрансгаза" республика согласилась отойти от контрольного пакета акций и создать совместное предприятие на условиях "50х50". Лукашенко предложил и другой вариант приобретения белорусских газопроводов: предоставить республике возможность участвовать в разработке нефтяных месторождений в России: "Непонятно, почему американцам и немцам можно добывать там, а Беларуси — нет?"
Но ответа на свои закономерные вопросы он так и не получил. Муссируемое в России утверждение, что Газпром продает газ Беларуси себе в убыток, также ложь и не учитывает всех межгосударственных отношений между двумя странами. "Мы для России качаем газ в Европу примерно по 50центов. При этом Россия платит Украине за прокачку такого объема в два-три раза дороже, т.е. больше одного доллара. Но россияне говорят, что нам столько платить не будут. Это что за позиция?" — опять спрашивает Лукашенко.
В конце концов в этот раз он не выдержал и напомнил, что кроме дешевейших нефтегазовых потоков из России "Беларусь за копейки обслуживает российскую противовоздушную оборону, автотранспорт, железнодорожный транспорт…". Потеря недавно введеной в действие в Барановичах российской РЛС вновь открыла бы огромную дыру в системе противовоздушной обороны России, которая зияла почти десять лет после уничтожения РЛС в Латвии. Но, похоже, соображения безопасности страны для российского президента не играют большой роли. Хотя, скорее всего, он просто хорошо понимает, что Лукашенко на закрытие российских РЛС никогда и ни при каких условиях не пойдет. Потому что это вопрос не только безопасности России, но и Беларуси.
А что касается самой газовой проблемы, то Беларусь не выходит из переговорного процесса с российской стороной. Хотя по-прежнему он идет в тяжелой обстановке и с неприкрытыми элементами шантажа. Но, как заверил белорусов Лукашенко, "нам бояться нечего, свет и тепло в белорусских домах будут всегда".
…Экономические выгоды в нынешних условиях ищут все хозяйственные субъекты. Не является исключением и Газпром. Но корпоративные выгоды непозволительно ставить превыше жизненных интересов двух братских народов. Газовый кульбит в Беларуси нынешних владельцев Газпрома, монополистов по своей сути, напоминает западные условия капитуляции так еще и не созданному пока Союзному государству Беларуси и России. Именно это больше всего и тревожит простых белорусов.
Евгений Ростиков
1.0x