| | | | |
07(534)
Date: 11-02-2004
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
НЕСОМНЕННО, ЧТО ЖИТЕЛИ ИНДИЙСКОЙ ЧАСТИ КАШМИРА больше других желают восстановления индо-пакистанского мирного диалога, который должен начаться в феврале. Этот диалог является для них лучом надежды на прекращение преследований со стороны индийских военных, продолжающихся последние 15 лет.
Кашмирцы говорят, что от 90 до 100 тысяч их сыновей были убиты индийскими военными в ими же спровоцированных столкновениях. Сотни женщин были изнасилованы, множество деревень разрушено. Дома подвергались обыскам и поджогам. Нет такой семьи, которая не испытала личного горя. Однако резня продолжается по сей день с той же яростью.
Индийские военные забирали тысячи молодых кашмирцев, которых так и не вернули в семьи. Их обеспокоенные матери часто проводят сидячие забастовки, чтоб привлечь внимание к своему горю. Такие акции протеста подавляются силой. Осажденные кашмирцы, как правило, лишены реальной возможности найти правосудие. Местная гражданская администрация беспомощна. Она не имеет никаких полномочий, чтоб обеспечить справедливость. Реальной властью является 750-тысячная индийская военная группировка.
Три командующих армейского корпуса постоянно провоцируют перестрелки на оккупированной территории. Они накладывают вето на распоряжения главы гражданского правительства, в том числе и по вопросам безопасности. Местные суды также беспомощно наблюдают, как их предписания игнорируются армией. Фактически ряд законов, принятых индийским парламентом, дает военным полномочия безжалостно и безнаказанно нарушать права кашмирцев.
Совет Безопасности ООН принял резолюцию по вопросу Джаммы и Кашмира, в которой говорится, что население должно самостоятельно решить на плебисците вопрос о своей принадлежности к Индии или Пакистану. Вскоре после получения государственной независимости в 1947 году, первая из двух войн между этими странами велась за территорию этого бывшего княжества. Оба государства признали решение ООН. Но Индия впоследствии изменила своему слову и начала предпринимать различные действия с тем, чтобы присвоить себе территорию, занятую ею во время войны. Прискорбно, что больше половины столетия прошло с принятия вышеназванной резолюции, а наиболее авторитетный международный орган так и не выразил намерения обеспечить должное исполнение своего решения.
В 1989 году кашмирцы подняли восстание в индийской части Кашмира с целью обретения права на самоопределение. Индия ответила бесчеловечной военной кампанией по подавлению народного восстания. Противостоя законному стремлению кашмирцев к свободе, эта кампания становится все более интенсивной и убийственной.
Международное сообщество продолжает молчать о муках осажденных кашмирцев, не говоря уже о том, чтобы сделать что-то для их вызволения. Международные организации никак не выразили своего сострадания кашмирцам или осуждения в адрес Индии.
Вместо этого, извлекая пользу из глобальной антитеррористической войны, Индия приравняла борьбу кашмирцев за свободу к международному терроризму. Мировое сообщество склонно этой пропаганде верить. В не меньшей степени бросают тень на справедливую борьбу кашмирцев за свободу пакистанские экстремисты.
Но в последние годы все-таки появилась надежда на лучшее. С мая 1998 года, когда Индия и Пакистан провели ядерные испытания, международное сообщество стало проявлять большую озабоченность по поводу напряженности между этими странами. И эта напряженность уже рассматривается, как ядерная опасность, требующая немедленного разрешения.
С этого времени мировое сообщество начало подталкивать обе страны сесть за стол переговоров и искать пути мирного урегулирования спора вокруг Кашмира. Однако также необходимо, чтоб любая договоренность полностью отражала интересы самих кашмирцев.
Частично с этой целью, но главным образом для получения огромных преимуществ от нормализации двусторонних связей, руководство обеих стран недавно предприняло ряд действий для прекращения взаимной враждебности и создания отношений, основанных на принципах добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Кашмирцы бесспорно также извлекут пользу из этой новой политики.
Но некоторые действия имеют исключительно кашмирскую специфику. Так, по инициативе пакистанской стороны вступило в силу перемирие на линии контроля, разделяющей территорию Кашмира между двумя странами. Это стало большим облегчением для кашмирцев с обеих сторон.
Сейчас обе страны заняты рассмотрением предложения Индии об организации автобусного сообщения между столицами двух частей спорной территории. Это облегчило бы процесс воссоединения разделенных кашмирских семей.
Представляется крайне важным, чтобы спор вокруг Кашмира присутствовал в сложном диалоге, о возобновлении которого договорились президент Пакистана Первез Мушарраф и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпай 5 января этого года на встрече южноазиатских лидеров в Исламабаде. Их соглашение предусматривает мирное урегулирование всех двусторонних проблем, включая и кашмирскую проблему.
Политические наблюдатели считают, что Индия впервые серьезно отнеслась к урегулированию спора вокруг Кашмира. Все же дорога к урегулированию может оказаться долгой и трудной. И для ее прохождения, как полагают эксперты, может понадобиться довольно значительное время.
Мубарак Шах
1.0x