Авторский блог Александр Росляков 00:00 4 февраля 2004

БЕСЕДА ДЛЯ СОСЕДА Ещё о набережной Полканов

| | | | |
06(533)
Date: 04-02-2004
Author: Александр Росляков
БЕСЕДА ДЛЯ СОСЕДА Ещё о набережной Полканов
На мою статью "Набережная полканов" ("Завтра" № 2) по интернету пришло много весьма неравнодушных откликов. Подавляющая часть их — в мою пользу. Хотя весь диспут завязался от противного: некто Виолетта советует мне перечесть "Белого Бима Черное Ухо" Троепольского — "тогда Ваше настроение улучшится, а также память и интеллект, не говоря уж про ушедшие страхи".
Но ей сейчас же отвечают:
Aлик. "Посмотрите данные по укушенным "Бимами" за последние годы, и не приведи Господи, чтобы ваше дитя попало в эту статистику!"
Сергей. "Вы, уважаемая, чай, без собаки не гуляете, поэтому не понимаете, о чем толкует автор статьи. Я тоже раньше собачек любил, пока не достали своим наскоками, лаем и говном. Человек в городе должен чувствовать себя спокойно, а не как в собачьем вольере".
Сева. "И раньше собак любили. Но человек был ВЫ-ШЕ! О плохом человеке говорили: "Вот собака!" Суть не в "собаках" и в "собачниках", а в том, что человек у нас как бы вырождается! Кстати, Платон так описывает конец света: "По городам важно шествуют мулы и собаки, расталкивая прохожих, а те вежливо уступают им дорогу". Даже в малых городах Подмосковья вы чаще встретите старух с собаками, чем с внучатами. Предпочитают собак. Именно это смущает! Я сам и многие мои друзья бросили занятия бегом из-за собак: бежишь, а она на тебя. Впрочем, большинство считает, что во всем виноваты Горбачев с Ельциным — разрушили СССР, где раньше ВСЕМ было хорошо, и людям, и собакам".
Кельт. "С автором солидарен полностью. Мое твердое мнение: у большинства владельцев мода на собак — мещанские потуги на "изячную жизнь" и бабья дурь".
Сергей. "Собака — друг человека, а хозяин — не всегда! Люди все больше звереют в соответствии с принципом взаимоотношений при капитализме: человек человеку — волк. А собаки повинуются от природы своим хозяевам. Спросим: топор (нож, пистолет, автомобиль) в городе — друг человека или враг? Вопрос должен быть сформулирован по-другому: владелец собаки в городе — друг человека или враг? И тогда смело можно ответить: очень часто — ВРАГ. К сожалению, часто люди имеют собак не потому что их любят, а по другим причинам (престиж, мода, средство охраны и т.д.). И относятся к ним по-скотски, и так же по-скотски относятся к другим людям, используя собак для демонстрации своего скотства и превосходства".
Аскет. "Полностью с вами солидарен, хотя сам собачник. Мои два песика (большой и маленький) всегда гуляют на поводке, а большой еще и в наморднике, хотя никогда не бросался на людей. Что касается своры шавок, которая сопровождает вас во время бега, мой совет — возьмите хоть раз с собой бейсбольную биту или просто хорошую палку и огрейте по хребту зарвавшуюся собачку. Можно заодно и хозяина!.."
TNT. "Считаю, что в городе вообще собак быть не должно. Достало гавканье, кусание, бегание с напрыгиванием грязными лапами, слюнотечением и прочими биологическими издержками".
Евгений. "Сейчас собака — это не друг. Это элемент престижа, стиля жизни. Большая и агрессивная собака — такой же атрибут, как дорогая машина и пр. Только дорогие машины большинство покупать не может, а ротвейлера — запросто. И ходят с этой собакой, как с золотым крестом на пузе: выпячивая свою крутость. И радуются, когда их питомец на кого-нибудь нападет. Прохожие так забавно выглядят, когда шарахаются от вашей собаки! А вы можете спокойно подойти, забрать собаку. Вы — господин, у вас власть…"

Честно говоря, меня очень тронул и обрадовал тот факт, что читатели не только верно меня поняли — но и досказали и назвали своими именами то, что не решился сказать и назвать я. Конечно же, я не враг собак — как не враг тигров, крокодилов и других животных, обитающих в естественной для них среде.
Однажды на охоте, много лет назад, я увидел сценку, которая стоит по сей день, как живая, у меня в глазах. На ранней зорьке из одного перелеска в другой пробиралась по болотцу кабанья семья: папа, мама и с полдюжины их полосатых деток. Каким-то чудом они меня не заметили, и я замер в восхищении редким зрелищем зверей в их, так сказать, естественном, интимном, не смущенном ничем состоянии. Какая бесподобная, величественная, гармоничная со всей природой красота! Каждый шаг мамы дышал заботой о потомстве, папы — гордостью, детишки — в счастье полном, окатившем какой-то почти физически ощутимой волной и меня. После чего я не только лишился навсегда желания охотиться на дичь, но и понял, что на самом деле дичь — это мы, запутавшиеся в своих дрязгах и отбившиеся от родной природы люди. А они, зверье — и есть венец творенья, само совершенство, до которого нам, на ощупь пробирающимся в своей жизни, еще расти и расти!
Но почему-то мы наотрез отказываемся над собой расти. Что в этом виновата нынешняя власть, являющая то и дело на ее высоком уровне самый свинский пример отношения к подвластным — спора нет. Но на нашей "набережной полканов", подобная которой есть, судя по откликам читателей, везде — и ее человеческие обитатели не уступают своим свинством нашей власти.
Как-то на нашей набережной трудилась с месяц бригада благоустроителей. Насадили юные березки, рябинки, сосны, высеяли травку, выложили гравием дорожки и так далее. И под конец поставили несколько десятков стилизованных скамеек: пара лежачих деревянных кругляшей, на них отфугованные доски для сиденья — и из таких же досок спинки. Красота и только; на берег, походивший ранее на свалочный пустырь, народ тут же высыпал гулять во множестве.
А на другое утро после установки козырных скамеек я выбегаю на зарядку — и глазам не верю: все до одной разгромлены, только валяются повсюду, частью скинутые в воду, основные кругляши. И, возвращаясь к дому, говорю нашему дворнику Юрику, хотя и слегка пьющему, но начинающему свой старательный процесс ровно в 6 утра: "Слушай, ну что ж это за изуверы разгромили все скамейки!" А Юрик, знающий у нас все подоплеки и интимы, отвечает: "А что ж ты хочешь! Там доски-"сороковки" положили, их на полы для дачи доктор прописал!"
И я в сердцах подумал: ну народ! Ну свиньи!.. А все наши сосенки тоже не остались живы: половину замочили насмерть и обгрызли псы, другую половину вырубили к Новому году люди.
Как относиться к этому? — хотел бы я спросить участников интернет-дискуссии. У меня в ответ на это умопомрачительное самоосквернение что-то даже не срабатывает в голове!
Лужков на это варварство ответил, я считаю, с высшей мудростью. Еще раз засадил деревьями нашу, испохабленную нами же набережную. Ну, не он, конечно; его службы. Поставили уже другого образца скамейки: на железных ножках, вкопанных в землю на метр. И лишь такие выжили по большей части, потому что только меньшую их часть у нас смогли с какой-то дикой силой вырвать из земли.
Дальше: в нашем доме, прямо как по песне, поселился замечательный сосед — известный певец и композитор Александр Серов. Купивший надо мной полэтажа, он устроил у себя какой-то исключительный ремонт — но им не ограничился. Красиво переделал наше прежде непарадное парадное, заасфальтировал ухабный подъезд к дому, то есть как бы предложил всем: у меня копейка есть, я рад ее затратить и на вас, будем жить дружно.
Но не тут-то было! Наши жильцы тут же пожаловались на него в управу: что он там ломает, строит, ничего такого нам не надо, на хрен этих композиторов! Ну ладно б еще музыку его, чуть слышную по вечерам в его тоскующем кларнете, не взлюбили б — но его благоустройство-то за что? Потом, правда, как-то сжились, только наши дети все не прекращают ему мстить: то что-то из его новодела подожгут, то выломают.
Еще эпизод: у нашего подъезда стоят четверо могучих, бультерьерского пошиба двадцатилетних мальцов. Стальная дверь в подъезд у нас с магнитом, отпирается кодовым замком. И один малец за ручку двери хвать — как дернет, весь магнит с петель слетел. Я говорю: "Что ж ты, ребенок, делаешь?" Он на меня смотрит глупо: "Да вот он, — на дружка кивает, — мне сказал: попробуй. Я попробовал". — "А ты попробуй ему голову так дернуть! Дети! Вы же здесь живете, здесь и гадите, неужели нет в голове?" Они как-то по-детски ретировались, все удивляясь на ходу: "В натуре, на хрена мы ее дергали?"
Я так подробно описал эту лишь малую часть нашей дичи, чуждой дружным с их природой кабанам, ибо хочу понять ее подспудную причину. Ну почему мы так нехорошо живем? От малого до большого на самом деле — один шаг. Из малых кирпичей слагаются большие и уже нагревшие немало нашего народа пирамиды. Народ, паскудный в малом, опаскудится и по большому счету и получит власть, достойную его — что есть уже давно известная банальность.
Но как ее преодолеть? Как вырваться из мелкой страсти до ночной приватизации скамеечной доски, рождающей, как ручеек большую реку, грабежную приватизацию норильских никелей и нефтяных скважин Ковыкты? Вот в чем, по-моему, вопрос. Взываю к коллективному уму читателей: ответьте на него, коль можете!
Хотя здесь и я мог бы дать пару небольших ответов. На той же зарядке у кем-то ранее построенных снарядов для гимнастики, а потом кем-то с поразительным злом распиленных и покореженных, я встретил стайку праздных восьмиклассниц, куривших на бревне. Сначала пробежал их, а потом, не утерпев, вернулся к ним: "Дуры вы дуры, что ж вы курите, вы ж — будущие матери, что от вас родится?" Они мне: а тебе, дядя, какое дело, шел бы мимо! Я говорю: "А кто меня на старости будет кормить? Завтра ж от вас таких хрен чего дождешься!" Они обиделись, на меня плюнули, так и расстались.
Но назавтра, подбегая к тому же месту, вижу снова их. Они немедленно вскочили мне навстречу: "Здравствуйте!" — при этом одна постаралась незаметно затушить ее окурок. И уже сами напросились на контакт со мной — потрясшим их, как я мог догадаться, прежде неведомым им и подкупившим их неравнодушием к себе. Сказали, что обдумали мои вчерашние слова и поклялись с курением покончить — хоть и трудно сразу от него отвыкнуть.
Покончат они с этим или нет, не суть; суть в том, что они хоть узнали от меня, что это плохо, застыдились; авось что-нибудь из этого да вырастет! Мы просто по какой-то дурной нынешней инерции отвыкли от нормального контакта взрослых с нашими детьми. На улице, в троллейбусе нам кажется как-то немодно, смешно, глупо подойти к подростку, объяснить какую-то мораль — чего на самом деле дети ждут от нас. Мы робеем и стесняемся этого естественного, как у всех, даже зверей, воспитательного общения. Еще как-то у ларька кучка подростков мне: "Дядь, дай на пиво". Я им: "Будете пиво с таких лет пить, из вас уроды вырастут". — "А мы уже уроды".
Так не робейте, взрослые! Поучитесь, русские, у задесантировавших нас кавказцев: у них все дети — как бы члены их общей семьи. Давайте ж и мы научимся включать наших детей в круг нашего внимания — и меньше будет этих новых уродов и грядущих вахлаков.
Вторая моя мысль — в связи с этой же интернет-дискуссией. Из нее видно, что ее участники, вопреки всей нынешней волне собаколюбия, поняв ее негодные истоки, имеют свое твердое, аргументированное мнение. А эта внутренняя воля мыслить и не поддаваться никакой кривой волне — уже зародыш состоятельного человека, не марионетки, которой легко вертит всякий выперший во власть прохвост. Когда мы научимся всем миром стоять за себя и свои человеческие права и интересы, тогда-то только жизнь и повернется к нам лицом.
1.0x